
101-я «Жизель» и её главные героини
Во Всемирный день театра мы решили вспомнить один из самых известных и любимых балетов – «Жизель». И сделать это с помощью солиста Омского музыкального театра, заслуженного артиста России Сергея Флягина.
482027 марта 2017
101-й показ спектакля на омской сцене состоялся в конце минувшей зимы. И то, что на 30-м году этой постановки в Омском музыкальном театре число показов пошло на вторую сотню, обнадёживает: спектакль будет жить!
Сюжет классического балета на музыку Адольфа Адана построен на основе старинной славянской легенды, записанной немецким романтиком Генрихом Гейне. Крестьянка Жизель, любимица подруг, встречает молодого человека, поселившегося в охотничьем домике. Но оказалось, что девушка полюбила неравного – это переодетый граф Альберт, и он обманывает Жизель: у него уже есть невеста. Лесничий Ганс, влюблённый в девушку, раскрывает обман графа. От горя Жизель теряет рассудок и умирает.
Ганс сожалеет о содеянном и ночью приходит на могилу девушки. Там его увлекают в губительный хоровод вилисы – души невест, умерших до брака. Граф Альберт тоже испытывает муки совести и попадает в хоровод вилис. Но тень Жизели спасает Альберта от гибели, потому что даже смерть не властна над настоящей любовью.
Более 20 лет танцует в этом спектакле заслуженный артист России Сергей Флягин. Начинал с оруженосца и вставного па-де-де. И вот уже два десятилетия исполняет главную мужскую роль – графа Альберта. Мы обратились к Сергею Валерьевичу с просьбой рассказать о балете и его главных героинях – ведущих артистках Омского музыкального. Приводим его монолог в записи Елены Завьяловой:
– Балет «Жизель» так долго держится в репертуаре в первую очередь благодаря прекрасной музыке и живому оркестру. И конечно, зрителя привлекают вечная история любви и фантастический сюжет: это жизненная коллизия и красивая сказка одновременно.
Жизель считается одной из сложнейших партий мирового классического балета. Роль сложная в техническом плане, но также нужно донести и эмоциональность героини, сыграть её боль. В партии Жизели сложные и первый, и второй акты: если в первом акте героиня теряет рассудок и артистке необходимо проявить весь свой драматический талант, то на протяжении второго акта роль требует от балерины полной физической отдачи.
Не довелось мне выступать лишь с первой омской исполнительницей партии Жизели – Верой Николаевной Фильяновой. На мой «век» выпало четыре героини. Со всеми партнёрство складывалось по-разному, нам приходилось подстраиваться друг под друга. Но у меня большой опыт сценического партнёрства: практически полтора десятка лет в Омске я оставался незаменим и в этой партии, и в других ведущих балетных партиях нашего репертуара. Поэтому взаимопонимание и контакт, как в танце, так и сценическом общении со всеми партнёршами удавалось находить очень быстро.
Первая из них, Наталья Торопова, – утончённая, воздушная, кокетливая. Жизель – юная крестьянка, и Наташе Тороповой замечательно удавалось передать ещё детскую наивность героини. Она стреляла глазками, играла кокетливо и легко. При этом демонстрировала блестящую балетную технику.
Второй моей партнёршей в «Жизели» стала Елена Шихова. Елена Сергеевна и сегодня остаётся очень моложавой и миловидной. В каком бы возрасте она ни играла Жизель, всегда казалась девочкой с таким удивительным ангельским лицом, что в неё невозможно было не влюбиться.
Следующая, Татьяна Бирюкова, – самородок, самоучка. Бывают такие люди, которые появляются как будто ниоткуда, даже без опыта хореографического училища. Всё, что у Тани было в плане балетной техники, она набрала сама, исключительно своим упорным трудом. Человек возвышенный, одухотворённый, не от мира сего, она целиком отдавалась профессии. Сейчас, насколько мне известно, Татьяна продолжает карьеру в качестве преподавателя.
Анна Маркова – наша Жизель сегодня. Когда Аня появилась в Омском музыкальном театре, то у меня как у партнёра появился шанс «испытать» на себе четвёртую Жизель. У Ани прекрасные физические и технические данные: высокий прыжок, идеальная растяжка, стопа, и, что немаловажно, она лёгкая в поддержках. Всегда внимательно прислушивается как к партнёрам, так и наставлениям педагога. Партия Жизели в её исполнении «другая», и её трудно с кем-либо сравнить.
Во всех профессиональных сферах и у нас, в балете, мужчина поддерживает партнёршу. Но мы никогда не забываем, кто на самом деле играет главную роль!
С праздником, уважаемые коллеги и зрители! Поверьте, мы вместе с вами творим чудо театра, потому что без взыскательного, умного и доброго зрителя нет и актёра.
Фото:Фото из архива Омского государственного музыкального театра
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 6 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 157 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
10138405 марта 2025
— попутчица
— Коуч, психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии