Варикозная болезнь — пусковой механизм для тромбозов

Сердечно-сосудистый хирург Михаил Лепилин и врач-хирург высшей категории, флеболог Александр Фёдоров — о невидимом варикозе и неожиданном тромбозе, коварных генах и специфических диетах, а также о том, в чем Россия опережает многие западные страны с развитой медициной, и в чем Омск не отстает от Москвы.

700727 сентября 2023
Варикозная болезнь — пусковой механизм для тромбозов

— Известно, что сердечно-сосудистые заболевания являются одними из самых распространенных в мире. Александр Олегович, Михаил Александрович, если брать конкретно варикоз — какова тенденция в распространении этого заболевания: увеличивается или уменьшается количество людей с такой болезнью? Можно ли варикоз назвать болезнью века?

М.Л.: Болезнью века можно назвать в принципе все сердечно-сосудистые заболевания. Они стоят на первом месте по летальным случаям, инвалидизации. Наиболее опасные из них — инфаркты, инсульты, тромбозы. Варикоз — это не острое, а хроническое заболевание вен, но оно больше распространено, чем инфаркты или инсульты. Пациентов с венозной недостаточностью много, но, к счастью, это состояние не всегда осложняется чем-то серьезным. Если говорить о тенденциях, можно заметить, что люди в целом стали больше следить за своим здоровьем – возможно, на это повлияла всем известная пандемия, когда стали больше беспокоиться за себя и своих близких. Например, к нам на консультацию зачастую приходят даже без симптомов, решая проверить сосуды. В связи с этим растет выявляемость сосудистых заболеваний и состояний на начальной стадии. Поэтому сложно сказать, увеличивается количество случаев или нет.

А.Ф.: Варикоз был, есть и, увы, будет. В основном страдают им, конечно, женщины, у которых сидячая, стоячая и в целом физически тяжелая работа. У мужчин варикоз встречается реже, но тем не менее тоже распространен. Также распространена тромбоэмболия – осложнение сосудистых заболеваний. По статистике в мире 11% смертей происходит из-за тромбозов.

— То есть варикоз и тромбоз прямо связаны между собой?

А.Ф.: Да, конечно. Варикозная болезнь — пусковой механизм для тромбозов. Они как раз и возникают в нерабочей вене.

— Очевидно, что эффективность лечения будет выше при ранней диагностике заболевания. Расскажите, при каких симптомах нужно обращаться к врачу?

А.Ф.: При синдроме тяжелых ног – когда присутствует тяжесть и боль в ногах. При отеках, судорогах, появлении сосудистой сеточки. Все эти клинические проявления – повод обратиться к сосудистому хирургу, пройти дуплексное сканирование конечностей и посмотреть, что происходит с клапанами, в рабочем ли они состоянии.

М.Л.: Бывает, приходят пациенты, еще не имеющие клинических проявлений заболевания, узлов внешне не видно, поэтому и удалять их не нужно. В этом случае мы предлагаем скорректировать образ жизни — при варикозе нельзя много сидеть, стоять, набирать вес, нужно быть достаточно активным человеком, и тогда получается оттянуть момент операции. Медикаменты мы не предлагаем, потому что, как показывает опыт, это сомнительная тактика. Но бывают случаи, когда из-за конституции человека и его анатомии вена находится так глубоко, что на поверхности ее не видно, а по УЗИ сосуд не состоятелен. Тогда мы можем предложить операцию.

— Никакое самолечение в этом случае не поможет?

А.Ф.: Нет, это просто пустая трата денег.

— Насчет УЗИ — насколько важно, чтобы его делал именно хирург?

А.Ф.: Это обязательное условие. Я считаю недопустимым заниматься сосудистой хирургией и не делать УЗИ. Лечащий врач должен лично увидеть и оценить, на каком этапе находится патология. На основании УЗИ он принимает решение о дальнейшей тактике ведения пациента – требуется ли оперативное вмешательство, какой вид лечения выбрать.

Александр Фёдоров

К тому же, как правило, врач УЗ-диагностики общей практики работает со многими органами, и у него просто-напросто может не хватать опыта в сосудистой сфере.

— Какие существуют виды лечения варикозной болезни с видимыми венами? И как они поменялись за время вашей практики?

М.Л.: Варикоз — хирургическая болезнь. Это заболевание не должны лечить, например, терапевты. В настоящее время применяются два основных вида лечения. Один из них — классическая венэктомия, когда делается разрез и вена вытягивается. Операция радикальная, хорошая, но есть и более современные и щадящие виды лечения. Это различные эндоваскулярные операции — либо лазерная коагуляция, то, что сейчас в тренде и выполняется повсеместно, либо радиочастотная облитерация. Но наиболее универсальная процедура — лазерное лечение варикоза.

— Чем лечение лазером отличается от других операций, и почему оно стало так популярно?

А.Ф.: Во-первых, лечение лазером проводится практически без боли, соответственно, не нужен общий наркоз, только местная анестезия. У пациента во время процедуры присутствуют лишь немного «распирающие» ощущения. Во-вторых, это малоинвазивное вмешательство, не требующее госпитализации, не нужно даже брать больничный лист. И, в-третьих, эффективность у такого лечения даже выше, чем у открытой операции, ввиду того, что лечение лазером проводится под контролем УЗИ, то есть мы видим, что делаем, где вена спаивается и на каком уровне, и стараемся максимально ее убрать. При открытой же операции вена убирается вслепую, и понять, насколько хирург достаточно ее убрал, можно только по истечении какого-то времени.

М.Л.: Лазерное лечение варикоза основано не на удалении вены, а на ее блокировании и закупорке изнутри. Лазер — это термическая технология, то есть в вене создается очень высокая температура, которая обжигает интиму сосуда, и возникает искусственная закупорка этой вены. Со временем она превращается в тяж, который даже на УЗИ не виден. Таким образом, этот вид лечения заменяет хирургическую процедуру. С помощью лазера можно вылечить варикоз на любой стадии.

— И нога будет красивая и ровная?

М.Л.: Да. У пациентов, конечно же, есть запрос не только на здоровье, но и на эстетику. Поэтому наряду с лазером применяются сопутствующая процедура — минифлебэктомия, когда специальным инструментом мы убираем большое количество притоков через маленькие проколы. Это требует определенных навыков, не все врачи владеют этими технологиями. Но такие операции дают максимальный эстетический эффект и более быстрое восстановление. Еще отмечу, что врачи иногда разбивают лечение на этапы, но я считаю, что лучше за один раз сделать максимум, чтобы в итоге с этой проблемой пациент пришел к хирургу всего один раз в жизни.

Михаил Лепилин

— Насколько меняется качество жизни пациента после такой процедуры? Может ли он, например, ходить в баню, заниматься спортом?

М.Л.: Качество жизни однозначно улучшается. После лечения при физических занятиях больше не должно возникать ни тяжести, ни отеков. Да и в целом человек может давать себе нагрузку, не боясь осложнений. Варикоз – довольно коварная болезнь, никто вам не скажет, возникнет тромбоз или нет, и зачастую пациент не понимает, на какой стадии находится, стоит ли бежать к врачу – тромбоз может возникнуть на фоне полного здоровья. Поэтому с учетом таких современных щадящих операций стоит подумать о том, чтобы избавить себя от рисков.

— Давайте поговорим о профилактике варикоза. Каким должен быть образ жизни?

М.Л.: По эпидемиологии у женщин, учитывая их физиологические особенности, варикоз возникает чаще. Например, фактор риска – беременность. Роды оказывают серьезную нагрузку на венозную систему. И, к сожалению, профилактировать варикоз в беременность сложно. Да, мы рекомендуем компрессионные чулки, но там действуют механические факторы, которые приводят к варикозу. Если составлять некий общий портрет пациента с варикозом, то, как правило, у него это заболевание наследственное, особенно если варикоз возникает у молодых людей. Также заболеванию подвержены те, у кого статичная работа и/или чрезмерные физические нагрузки, лишний вес.

— По питанию есть ограничения?

М.Л.: Да, существуют специфические диеты, которые направлены на укрепление венозной стенки. Но нужно понимать, что варикозная болезнь — это генетически обусловленная история. И до недавнего времени не могли выявить гены, которые отвечали за слабость венозной стенки. Поэтому питанию в данном случае я бы не придавал большого значения, кроме его влияния на массу тела.

— С какими еще проблемами, кроме варикоза, к вам обращаются пациенты?

М.Л.: К нам приходят с любыми проблемами сердечно-сосудистой системы — заболеваниями сердца и крупных сосудов. Причем доля пациентов с венозной недостаточностью небольшая. Приходят в основном те, кто замечает у себя какие-то морфологические изменения на конечностях, — в виде выпирающих вен, потемнений на коже, отеков. Либо идут люди со специфическими жалобами, например, атеросклероз нижних конечностей, который сопровождается болями при ходьбе. Также приходят с ишемической болезнью сердца, патологией клапанов, врожденными пороками.

— В чем преимущества «Евромеда» в плане лечения сердечно-сосудистых заболеваний и варикоза в частности?

М.Л.: У нас многопрофильная клиника. Есть полноценный операционный блок — работают врачи-анестезиологи, операционные сестры, мы можем брать пациентов с определенными рисками, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Бывали случаи, когда из флебологических клиник ко мне лично направляли пациентов, например, с протезированными клапанами сердца. В «Евромеде» новое оборудование, мы используем только одноразовый инструментарий, хотя в нашей сфере разрешен и многоразовый. Государственные клиники редко могут позволить себе дорогостоящее оборудование для лечения лазером — УЗИ-сканер, лазерную установку, расходные материалы.

— Есть ли возможность вылечить варикоз по ОМС?

М.Л.: Да, лечение варикоза по ОМС возможно. Но так как квот выделяется очень мало, а желающих много, мы их вырабатываем достаточно быстро.

— Давайте вернемся к истокам. Каков был ваш профессиональный путь — как, вслед за кем вы пришли в медицину?

М.Л.: Я из семьи медиков. Мои дедушка Федор Иванович Щерба и мама Наталья Федоровна Щерба были достаточно известными врачами в Омске. У меня в принципе не возникало сомнений в том, быть врачом или нет, а со специальностью я определился на последних курсах — захотел быть кардиохирургом. Тогда на меня сильное впечатление произвела книга Федора Углова «Сердце хирурга». Для дальнейшего обучения я выбрал Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Мешалкина Е.Н. Я учился там два года в ординатуре. Успешно окончив ординатуру, пришел работать в клинику «Евромед» и в Областную клиническую больницу, где тружусь и развиваюсь по сей день. 

А.Ф.: Я с детства хотел стать врачом. Мой папа — доктор. У меня была мечта стать похожим на отца, и я никем не видел себя, кроме как врачом. Мне всегда было интересно приходить к отцу на работу, видеть его в белом халате и колпаке, наблюдать, как выздоравливают его пациенты. А затем был лечебный факультет Омской медицинской академии. После окончания учебы я сначала работал хирургом, а затем возглавил хирургическое отделение в государственной клинике.

— Как известно, в любой профессии нужно совершенствоваться, а в медицине тем более. Скажите, пожалуйста, после окончания медакадемии, обучались ли вы где-то еще?

М.Л.: Да, конечно, учебы было достаточно много, она продолжается и сейчас. Параллельно работе я занимаюсь научной деятельностью, пишу диссертационные исследования, выступаю на конгрессах – российских и зарубежных. В частности, выступал в Турции в 2020 году.

А.Ф.: Я не раз обучался в Москве, а также в Туле у врача-хирурга, который как раз первым в России внедрил технологию ультразвукового дренирования.

— Как вы можете оценить разницу в уровне лечения сердечно-сосудистых заболеваний и варикоза в частности в России и за рубежом?

М.Л.: У меня есть пациентки из Германии, США, Австралии, которым я делал повторные операции, то есть переделывал результат за кем-то. Послушав пациентов, сделал вывод, что даже в таких странах именно флебология как специальность развита слабо. Там в основном делают открытые операции. Есть, конечно, частные клиники, которые применяют лазер, но далеко не всем пациентам это доступно. Во-первых, финансово, во-вторых, информационно — мало кто про это знает. А в России достаточно высокий уровень лечения варикоза.

— А внутри нашей страны насколько разнится картина по регионам? Как вы оцениваете омский уровень лечения сердечно-сосудистых патологий и варикоза в частности?

А.Ф.: «Евромед» точно не отстает от Москвы. Здесь очень современная и дорогостоящая аппаратура.

— У всех медиков работа напряженная, но у хирургов особенно. Где вы берете энергию, как отдыхаете?

М.Л.: Энергию черпаю в своей семье. У меня замечательные жена, кстати, тоже врач, и маленькая дочь. Стараюсь ходить в спортзал. Люблю бывать на природе.

А.Ф.: У меня есть дача. Считаю лучшим отдыхом смену видов деятельности. А в отпуске стараюсь путешествовать.

 

 

Реклама
ООО МЦСМ «Евромед»
https://euromed-omsk.ru/

Коды по номенклатуре медицинских услуг, указанных в данной статье, обозначены в прейскуранте на официальном сайте ООО «МЦСМ «Евромед».

Лицензия Л041-00110-55/00573852 от 12 августа 2020 г.

 

Комментарии



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3219114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4134210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6068106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1030612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх