Форд, Хартманн и полковник Сандерс: философия стартапа
В Клубе читающих бизнесменов Евгении Климановой с легкой руки Ивана Величева не просто обсудили книгу Эрика Риса «Бизнес с нуля. Lean Startup», но и вспомнили свои удачные и неудачные стартапы.
414918 мая 2017
Генеральный директор «Базы Сибирской» Иван Величев, спикер нынешнего заседания Клуба, сходу признался: у него три высших образования, в то числе юридическое и экономическое, есть и степень MBA. Но при этом он еще студентом мечтал попробовать себя в роли продажника и в свое время возглавил центр по продаже автозапчастей - филиал крупной федеральной сети. В итоге собственник захотел напрямую выйти на потребителя, и у г-на Величева «случился» его первый стартап.
В итоге Ивану предложили открыть филиал в Москве, где он некоторое время и прожил. А после вернулся в Омск – здесь семейный родительский бизнес, торговля сельхозтехникой и сеть народных магазинов формата «сельпо». Но тема стартапов интересует его и по сей день – отсюда и выбор книги. Ее точный перевод – «бережливый стартап». Первый проект самого автора, американца Риса, провалился. После чего тот подумал: есть ли алгоритм, который гарантирует успех?..
1- Книга сложная, тавтологичная, постоянно наталкивался на мысль, будто я это уже читал, - говорит Иван Величев. - Выписал на десяти листах основные мысли, потом сократил до трех... Самое главное то, как автор определяет стартап: это новый продукт или услуга, созданный в условиях чрезвычайной неопределенности. Достойный стартап возможен и на предприятии, и в гараже. Старые подходы не действуют, нужны новые принципы. Главная ошибка такова: когда надо ехать на машине, люди не управляют машиной, а пытаются создать ракету. Потому методология проста – «садимся за руль». Автор говорит про три этапа – создать, научиться и оценить. Управленец должен делать это максимально быстро. Определить ценность продукта, пусть даже «сырого», проверить «гипотезу роста». Все работает? Значит, «прыжок веры» сделан правильно, следовательно, идем дальше…
На заседании Клуба в этот раз было много новичков. И разнообразных реплик «в тему» было немало: хоть книгу прочли и не все, но философствовали, рассуждали, делились опытом. Обсуждали, нужны ли большие деньги для стартапа? Когда сумма невелика, приходится осторожничать и больше думать – гарантирует ли это больший успех? Говорили и об ошибочных инвестициях – когда вкладывают в мелочи, а потребителю важно другое. Еще один вопрос: создавать бизнес как «дело всей жизни» или изначально быть нацеленным на продажу?.. Мыслей много. Мы собрали самые яркие высказывания участников Клуба:
Иван Величев («База Сибирская»): «В свое время у нас было много денег и свободы, так что, согласно Рису, мы все сделали неправильно. Но не проиграли, потому что понимали потребителя, сами были автолюбителями и делали все как для себя».
Анна Тарасенко (7bits): «Удачный стартап - везение или проработка? Как говорит предприниматель Дмитрий Потапенко, известный своими резкими высказываниями, «если бы в России был настоящий рынок, 90 процентов всего бизнеса бы закрылось». Очень мало тех, кто способен системно вылезать из задницы, не уповая на богатых родителей, административный ресурс и прочее. Итак, везение или проработка? Упорство – вот что должно быть, чтобы регулярно вылезать из неудач и запускать удачные стартапы».
Дмитрий Степанин («Диатор»): «Затевалось мною много проектов, работает четыре… В чем частая ошибка? Мы порой уходим в перфекционизм и перестаем думать об основном деле. Хороший стартап – это и риск, и везение, и четкий расчет – целое «созвездие»...
Алексей Платонов («iZЮМ»): «Я бы сконцентрировался вокруг понятия прыжка веры. Есть такое высказывание Святого Августина: «Когда мы верим тому, чего не видим, наградой становится возможность увидеть то, во что мы верим». Если это дело всей жизни, если есть азарт, человека ничто не разубедит, даже десяток неудач. Все мы знаем историю основателя KFC Сандерса или Генри Форда, который с детства мечтал облегчить жизнь отцу. В первую очередь важна мотивация. Моей, когда запускали iZЮМ, было всех удивить – так родилась идея угощать покупателей изюмом, но не из чашки, что не очень приятно и гигиенично, а упаковать изюминки в блистеры, как таблетки… Иногда мотивирует страх – так, например, миллиардер Оскар Хартманн боялся за жизнь собственного ребенка, которому поставили страшный диагноз. Нужны были деньги на лекарства – а в итоге появились KupiVIP, CarPrice, CarFix, «Заодно», Sapato и много других успешных проектов» (Подробнее об истории Оскара Хартманна можно прочитать здесь)
Константин Чирков («Налог-профи»): «Хорошая идея плюс системный подход - вот главное для меня. Надо определить ценность стартапа и потенциал проекта. И везение тоже имеет место, потому что уникальные идеи рождаются очень редко, к тому же мы в России определяем успешность предприятия по количеству инвестиций, а Америка – по капитализации, а не по прибыли».
Елена Жарко (стоматология «Мастерская улыбок»): «Никакой эйфории от стартапа в свое время у меня не было… Точно знала, что хочу, а сегодня я «практический представитель» книги Эрика Риса. Моя мысль во время сегодняшнего обсуждения такова: если мы не знаем своего клиента, то не знаем, что для него является качеством. И это удивительно, потому что качество обычно – «пунктик» собственника… А стоит прислушаться к клиенту».
Игорь Семакин (автошкола «Перекресток»): «В идеале в какой-то момент с бизнесом надо расстаться, передать его тому, кто сможет еще больше усовершенствовать твое «детище». Я морально к этому, пожалуй, готов, сейчас развиваю дополнительные направления, которые пересекаются с основным».
Илья Ольшанский («Темп Роста»): «В свое время, запуская стартап, я шел от высказывания Генри Форда, который говорил: если бы мы отталкивались от желания потребителей, то все еще ездили бы на лошадях».
Игорь Журиков (Центр правовых стратегий «Лексфорт»): «Не каждое бизнес-направление приемлет стартапы. Автор книги приводит примеры проектов Кремниевой долины, говорит о запуске новых платформ, комбинаций, сервисов… А в моей области, юриспруденции, какой может быть стартап? Это одна из древнейших профессий, наравне с проституцией и журналистикой. Не буду же я экспериментировать на клиентах…»
Евгения Басова (Экопарк «РАЗДОЛЬЕ»): «Первый опыт запуска стартапа получила в 1994 году, когда в 27 лет открыла компанию «Омская недвижимость». Потом было много проектов, и удачные, и не очень. Часть вовремя продали, часть – в стадии глубокой заморозки, это мой «пассив». Для меня однозначно лишь то, что вера в проект должна быть настолько сильной, чтобы бизнесмен мог заразить не только себя, но и команду. А для лучшей работы мозга и полноценного бизнес-творчества советую всем изучать новый язык – я вот, например, сейчас учу иврит».
Следующая встреча Клуба читающих бизнесменов пройдет 31 мая с 10-00 до 12-00 в ресторане «Сенкевич». Управляющий директор Экопарка «РАЗДОЛЬЕ» Евгения Басова представит книгу «Стратегия чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес» Марка Розина.
Фото:предоставлено Клубом читающих бизнесменов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97214 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80915 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии