Главная Взгляд Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»
Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»
Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК, ТЮЗ, Музыкальный театр, — считает известный омский архитектор.
3855115 августа 2017
Иск архитектора в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях. Первая — авторство. В источниках обычно упоминается три автора, один из которых — Анатолий Лунин, он отвечает и за своих ушедших коллег. Согласование изменений облика с авторами — это нормальная практика, учитывая, что архитектор отвечает не только за эскиз, но и, как правило, участвует в разработке рабочей документации, отвечает за воплощение эскиза в реальность в той же степени, что и конструктор, строитель. Сложные общественные здания — продукт сотрудничества большого коллектива, качество которого сильно зависит от проработанного проекта. Уважение авторства в этом случае означает признание роли архитектора в проектировании и строительстве. О согласовании с авторами говорили при реконструкции Речного вокзала, торгового центра «Омский». Другой практикой является включение автора первоначального проекта в качестве консультанта в новый коллектив проектировщиков, это часть этики работы в таких ситуациях.
Вторая плоскость — ситуация быстрого проекта реконструкции цирка, без длительного этапа эскизирования и конкурсной составляющей, хотя это не последнее здание города, важный объект инфраструктуры детства. Хотели успеть к дате, почти не обсуждали проект (вероятно, делали без эскизной стадии), информировали о шагах согласования, реализовали вовремя, но не в полном объеме (тут вопрос про маломобильные группы уместен, доступность — один из поводов реконструкции по идее, так как здания 1960-х, к сожалению, мало приспосабливались к нуждам пожилых людей и маломобильных групп, кроме специализированных сооружений). Если есть федеральное финансирование, почему бы не делать всё планомерно и в полном объеме. Когда эскиз оказывается декорацией для строительных работ, мы теряем качество пространства.
1Третий аспект — факт реконструкции здания 1960-80-х годов. Последние года три-четыре в мире возник интерес к позднему советскому модернизму — архитектуре и градостроительству этого периода — издают путеводители и книги (целая полка издательства Татлин), формируют выставки, ведут паблики — brut и совмод. Конструктивизм перешел в разряд классики, брутализм и современное движение сменили его на пьедестале «нового наследия». Мир вырабатывает отношение к брутализму 50-х, учится его сохранять и реставрировать: здания слишком велики, сравнимы с готическими и классическими соборами, конструкции новы для реставраторов. В Омске к этому периоду относятся заремонтированные цирк, Дом профсоюзов, концертный зал филармонии, Речной вокзал, Дворец Пионеров, гостиница Омск, музтеатр и краеведческий музей, здание проката на Зеленом острове. Под угрозой — главпочтамт, СКК, автовокзал и левобережный рынок, ТЮЗ и так далее. В более или менее безопасности — торговый центр «Омский». Вспомогательную функцию выполняют элементы среды — монументы, бульвары, светодиодные вывески. Целостные фрагменты среды, крупные архитектурные объекты могут стать опорой для сохранения этого культурного слоя, который созвучен омской ностальгии по космосу, частью туристического бренда. Недаром на логотипах мы видим силуэт музыкального театра.
К сожалению, понимание ценности может прийти слишком поздно — когда будут утрачены или трансформированы редкие скульптурные элементы, характерные фасадные материалы, просто смысл пространства в результате ремонта фасадов, остекления чем-нибудь цветным, пристройки и украшения козырьками, или когда возникнет фигура автора, который оказывается чуть ли не единственным защитником своего права и своего произведения.
Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК (автор — Ирина Голенко), ТЮЗ (автор — институт Гипротеатр), музыкальный театр (автор — институт Гипротеатр, интерьеры — А. Каримов, В. Десятов, если не ошибаюсь). Проекты таких объектов должны выполняться с учетом современного понимания их архитектурной ценности, в том числе как символов города, примеров своего стиля, авторских решений.
Фото:Фейсбук автора, Открытый Омск
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии