Интервью с бывшими. Александр Жиров
Бывший редактор нескольких омских СМИ полагает, что Омску нужен сильный толчок извне, чтобы в нем начался новый этап развития.
57441512 октября 2017
В серии интервью с бывшими омичами — людьми, с разной степенью успешности попытавшимися покинуть Омск, — мы задаем похожие вопросы, а ответы наших героев стараемся давать в как можно более живом, «непричесанном» виде. Надеемся, читателям будет интересно вместе с ними увидеть город со стороны, издалека — и в пространственном, и во временном измерении — и с самых разных точек зрения.... Предыдущие выпуски доступны по тегу «интервью с бывшими».
Сегодня в гостях «ВОмске» — журналист, блогер, медиаэксперт Александр Жиров.
1— Александр, где — в каком городе, стране — вы сейчас постоянно живете?
— Живу в Калининграде, в самом западном регионе России, в 30 минутах от моря, в двух часах от Шенгенской зоны.
— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?
— В декабре прошлого, 2016-го, года. Это не было спонтанное решение — просто нужно было отдохнуть от атмосферы Омска, а Калининград понравился как место для такого отдыха: рядом Европа и море, остатки европейской архитектуры, брусчатка — главные плюсы.
— Кто был инициатором «развода»: вы или город?
— Я бы не назвал мой отъезд «разводом». Тут, скорее, была ситуация, когда к концу 2016-го я свою профессиональную деятельность довел до такого уровня, что мог делать ее из любой точки планеты. У меня до сих пор остаются в Омске клиенты, консультированием по вопросам PR которых я занимаюсь. При этом ничто не мешает мне общаться с коллегами из Новосибирска, Перми или Красноярска по Интернету и вести совместные проекты с ними — сейчас, например, начинаем два проекта: один в Праге, другой в Алмате, — и при этом я живу в Калининграде, а могу быть и в Кракове, и в Вильнюсе, и в Новосибирске. Но, если отвечать на вопрос о том, кто был инициатором — то да, скорее, город — просто в какой-то момент обнаружилось, что Омск отлично живет и без меня.
— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..
— Я работаю редактором в проекте под названием «Новый Калининград». Это одно из двух самых популярных интернет-СМИ в регионе; здесь в принципе очень хорошо развит интернет. Однако нужно понимать, что Калининградская область — это такой «гиперлокализованный» регион. Если Омскую область в своё время называли «информационным островом», потому что ни журналистов, ни читателей не интересовало, что происходит за пределами региона, то Калининград — это остров самый настоящий. За счет геополитических особенностей тут, конечно, складывается собственный информационный дискурс, в который встроиться человеку со стороны довольно сложно, если ты не планируешь тут оставаться навсегда. Я не планирую.
— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?
— По местам, скорее. Я действительно очень люблю Омск и всегда отмечал его плюсы — особенно когда возвращался из поездок по городам России. В какой-то момент, когда мы переехали, стало понятно, что Омск в некотором смысле более развит, чем Калининград, например, если говорить о ресторанной сфере или о городской инфраструктуре — тех же велодорожках. Поэтому да, скучаю по омским закатам, по Советскому парку, по городку Нефтяников, по новому Любинскому, по кофе из «Скуратова», по омским набережным, по матчам «Авангарда», по снегу: здесь, в Калининграде, нет ничего подобного. Если говорить о людях, то, к сожалению, большинство моих знакомых тоже уже не в Омске.
— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.
— Тянет, разумеется. Я слежу за тем, что происходит в Омске. Не только по рабочей необходимости — я говорил, что мой бизнес, по-прежнему, связан с Омском, — но и потому что мне действительно интересно, что происходит с проектами, людьми и городом, который я люблю. Это становится предметом для шуток коллег — в рабочем чатике периодически появляются шизоидные новости из Омска: мол, «посмотри на свой любимый Омск».
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— Вряд ли есть какой-то особый «омский менталитет». Потому что есть просто нормальные, хорошие люди — и есть те, которые не очень нормальные и не очень хорошие. И такое может быть в любом городе. Всё, что мы привыкли списывать на «омский менталитет», в другом городе может быть утрировано и возведено в такой гротеск, что Омск покажется верхом благоразумия и здравомыслия.
— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?
— Конечно, мы общаемся с «омсквичами» — онлайн. А в Калининграде, как ни странно, живут больше десятка омичей, с которыми мы знакомы. Мы тесно общаемся с одной такой семьей. Мой бывший однокурсник оказал огромную помощь при поиске квартиры, встретил в аэропорту, помог с местной пропиской. Но землячества как такового здесь, конечно, нет. Сюда периодически приезжают мои омские знакомые, которые присматриваются к открытию бизнеса на Балтике или проводят здесь свои проекты. Я устраиваю для них своего рода экскурсии, показываю город.
— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?
— Если будет интересное предложение — почему бы и нет? В Омске довольно интересно жить и работать. Большая проблема Омска — это его транспортная недоступность. Да, это крупный железнодорожный «узел», но, чтобы улететь отсюда в Европу, нужно платить бешеные деньги, например. Для сравнения, из Калининграда до польского Гданьска ходит автобус, который стоит 500 рублей — это меньше, чем билет из Омска до моей родной Тары. А из аэропорта Гданьска за 5000 рублей можно улететь вдвоем в Париж и вернуться обратно. Но расстояния и цены — это, конечно, еще не всё. Сейчас, например, мы всерьез обсуждаем сотрудничество по большому проекту в Новосибирске — да, это Сибирь и это большие расстояния, но это большой развитый город, в котором мне всегда было интересно бывать.
— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Омичам всего хватает. И Омску всего хватает. Если бы это было не так, то город бы умер — но он вполне еще на плаву, живет и даже развивается. Да, хотелось бы, чтобы было как-то по-другому: чтобы было больше движения, чтобы люди не уезжали, чтобы улицы ремонтировались не только по указу президента. Но мы живем в рыночном мире, где у всего есть своя цена и своя причина. Омск — город, который появился с невоевавшей крепости и нескольких крестьянских районов вокруг нее, получил то, что мог, во время проведения Транссиба, во время военной эвакуации предприятий, во время строительства нефтезавода, потом во время существования «Сибнефти». Каждый раз страна использовала географическое положение Омска — не для горожан, конечно, а для государственной выгоды. От этой выгоды что-то перепадало и горожанам. Для того, чтобы в Омске начался новый этап развития, нужен сильный толчок извне. И ориентироваться на опыт других городов здесь, наверное, не совсем правильно: мол, сработало там — сработает и у нас. Тем более, если говорить о некоем опыте Калининграда. Ведь по целому ряду моментов, как я уже говорил, Омск опережает Калининград: он более развит экономически, более встроен во внутренние процессы страны, здесь меньше идеологических обострений. А главное — у омичей есть желание что-то менять в том месте, где они живут.
Биографическая справка
Александр Жиров родился в Таре в 1982 году. Закончил школу (позже названную именем Александра Луппова) и ОмГУ (позже названный именем Фёдора Достоевского). Историк по образованию.
В Омске работал главным редактором новостного сайта «ОмскПресс», городского онлайн-журнала »Класс», запускал несколько медиа-проектов.
В медиасреде был известен как блогер: в 2011 году журнал «Бизнес-курс» назвал его «самым популярным блогером Омска».
Занимается PR-консультациями бизнеса. В 2016-м году переехал в Калининград.
Фото:из аккаунта А. Жирова ВКонтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134713 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102511 декабря 2024
1014111 декабря 2024
Выбор редакции
— психолог
— журналистка
— Поэтесса
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии