Интервью с бывшими. Геннадий Александров
Бывший омич и настоящий художник уверен, что Омску, как и всей России, не хватает главного стержня — зрелого гражданского общества.
525724 октября 2017
В этой серии мы публикуем интервью с людьми, в разное время и с разной степенью успешности попытавшимися покинуть Омск. Всем им задаем одинаковые вопросы, а ответы даем в как можно более живом, «непричесанном» виде. Надеемся, читателям будет интересно вместе с ними увидеть город со стороны, издалека — и в пространственном, и во временном измерении — и с самых разных точек зрения.... Предыдущие выпуски доступны по тегу «интервью с бывшими».
Сегодня на вопросы «ВОмске» отвечает замечательный художник и фотограф Геннадий Александров.
1— Где — в каком городе, стране — вы постоянно живете?
— С 1995 года живём в маленьком городке в 35 км от Праги. Чехия стала нашей второй родиной.
— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?
— Омск покинули по необходимости. Сын в первые три года шесть раз тяжело болел воспалением лёгких. Врачи сказали: «Хотите сохранить ему жизнь — уезжайте». Так мы оказались в Новороссийске и прожили там десять лет...
— Кто был инициатором «развода»: вы или город?
— Сам я не любитель перемещать своё тело в пространстве и делаю это только в случае крайней нужды. Назвать меня инициатором развода никак нельзя — город создал ситуацию, в которой у нас не было выбора и ничего не сделал, чтобы мы остались. Как оказалось впоследствии, оторвавши корешки единожды, второй раз сорваться с насиженного места гораздо легче.
— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..
— Перестройка позволила мне вступить в Союз Художников и выезжать за границу, а ГКЧП напомнил — разрешение на свободное передвижение граждан было дадено, но никто не обещает, что так будет всегда. Таким образом домоседа выпихнули в эмиграцию.
Похвастаться могу лишь тем, что всегда стараюсь сохранить статус свободного художника.
— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?
— Ностальгией не страдаю, хотя часто снится наша мастерская в обществе «Знание».
— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.
— Обратно не тянет, ломоть отрезан.
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— До сих пор мне не удалось приметить в омичах какой-то особенный менталитет.
Думаю, что совдепия, как основной фактор жизни в СССР, довольно равномерно распространяла своё влияние на жителей всех городов на одной шестой части суши. После Перестройки, когда у каждого индивида появилось больше возможностей к изменению в лучшую сторону, сформулировать эти изменения, мне кажется, довольно просто: чем меньше в тебе осталось совковости, тем лучше.
— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?
— Конечно, к омичам, встречающимся в соцсетях и в реале, присматриваюсь чуть пристальней, слежу за их деятельностью и радуюсь их успехам чуть больше, это да. Но не могу сказать, чтобы у меня землячество было бы определяющим фактором в выборе друзей и знакомых.
— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?
— Пару раз я проводил такие эксперименты — возвращался в те места, где судьба поселяла меня на какое-то время, и всегда тоскливого разочарования было гораздо больше, чем радостных встреч. Так что, когда омичи или новороссийцы спрашивают меня: «Когда приедешь?», — я в шутку отвечаю: «После Перестройки-2...» Может быть только тогда, надеюсь я, положительные эмоции будут превалировать над отрицательными.
— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Омску, как и всей России, на мой взгляд, не хватает главного стержня — гражданского общества. Зрелого гражданского общества. Без него никаких проблем не решить. Всем необходимо понять, что свобода, демократия, права человека — это не простые слова, а основополагающие понятия, которые дорогого стоят. Граждане должны знать им цену и должны быть готовы заплатить её. Всё, что даром досталось населению России в 1991 году, было им в последующие годы бездарно профукано. Легко пришло, легко ушло. А ведь давно известно, что ценишь только то, за что ты заплатил полновесно — ежедневной заботой, трудом, кровью.
Биографическая справка
Геннадий Николаевич Александров родился в Омске шестого сентября 1949 года. В 1975 году закончил Омский государственный педагогический институт по специальности учитель черчения, рисования и труда. Участник многочисленных художественных выставок в России и за рубежом. Работы находятся в музеях и частных коллекциях.С 1993 года живет и работает в Чехии.
В галерее — несколько экслибрисов и фотографий Геннадия Александрова. Больше его работ можно посмотреть на персональном сайте.
Фото:Геннадия Александрова, с его сайта и из Фейсбука
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102011 декабря 2024
1010111 декабря 2024
Выбор редакции
— психолог
— Психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии