Мутация совести, или От приговора только чуть в глазах поМЕРКло

К Дмитрию Золотареву, директору фирмы «Мерк», похоронившей где-то 576 килограммов смертельно опасных отходов, журналисты подойти не пытались…

2771120 декабря 2017
Мутация совести, или От приговора только чуть в глазах поМЕРКло

Обвиненный по части 2 статьи 247 Уголовного кодекса РФ в нарушении правил обращения с экологически опасными веществами, что создало угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, он комментариев не давал в течение всего разбирательства, начавшегося еще в августе. В ожидании приговора Советского районного 48-летний бизнесмен сидел на лавке у окна, практически не шевелясь и глядя в одну точку.

Судья Юлия Кайгородова зачитывала материалы дела:

1

- В Новосибирскую область конденсаторы и трансформаторы не поступили, потому что Золотарев приказал не доставлять их на фирму, а избавиться по дороге любым способом.

Зато они точно поступили в Тюмень: те же водители сообщили, что доставляли их лицу цыганской национальности по имени Михай. «Лицо» в свою очередь поведало, что нанятые, но неустановленные даже им, граждане самых разных национальностей распиливали отработавшие свой срок приборы, после чего масло из них просто выливали на землю. «Удобряли» ее полихлордифенилами и полихлорбифенилами, относящимся к стойким органическим загрязнителям первого класса опасности, поскольку являются мощными факторами подавления иммунитета. Самое страшное – ПХД и ПХБ не только достаточно быстро провоцируют рак, но имеют и отложенное действие, вызывая мутации. Смертельная доза для взрослого человека при попадании в желудок составляет меньше грамма. Даже один «раскупоренный» трансформатор может привести к длительному последующему загрязнению почвы и грунтовых вод. Очистить их практически нереально: процесс трудоемкий и малоэффективный.

Сколько вылито на тюменскую землю, где уже построен новый микрорайон – 4-й Заречный, точно не известно. Ни точные объемы, ни места «захоронения» Золотарев открыть не захотел, но конденсаторы с трансформаторами собирал по всей России, с 2010 по 2015 года оказывая услуги разным предприятиям якобы по их утилизации. Следствие смогло точно установить только два места захоронения – в Тюмени и городе Куйбышеве Новосибирской области. Сколько «удобрения» разлито в Омской области, и какие микрорайоны построены на этой земле, мы, кажется, никогда не узнаем.

- Суд расценивает заявление подсудимого о том, что приборы переданы субподрядным организациям для дальнейшей утилизации, как способ уйти об ответственности, - монотонно бормотала судья . – На вопрос о том, кому они переданы конкретно, отвечать отказался.

Как следует из экологической экспертизы, уничтожение отходов первого класса возможно только путем обезвреживания – захоронение лишь усугубляет экологическую ситуацию. Сделать это на «Мерке» невозможно – для работы с ПХД и ПХБ у фирмы Золотарева не было ни спецоборудования, ни технической возможности, ни специального автотранспорта, ни площадки.

- Золотарев в показаниях сообщал, что принимал конденсаторы и трансформаторы для обезвреживания ртутьсодержащих элементов на имеющейся в «Мерке» установке, но из ответов предприятий-изготовителей следует, что этих элементов в них нет. Установки для обезвреживания полихлордифенилов и полихлорбифенилов в «Мерке» отсутствуют, - продолжала читать Юлия Кайгородова. – Суд оценивает заявления подсудимого как некомпетентность.

Некомпетентность нисколько не мешала бизнесмену «химичить». А отсутствие у него оборудования не помешало Роспотребнадзору выдать лицензию на сложные работы. Дело в отношении бывшего руководителя управления Росприроднадзора по Омской области Александра Щербакова, который обвиняется в превышении должностных полномочий, совершенных с использованием служебного положения, уже передано в суд. Именно он, по версии следствия, подарил индульгенцию на отравление «Мерку», пять лет щедро разливавшему яд в Омской, Новосибирской и Тюменской областях.

- Фирма находилась не по тому адресу, по которому зарегистрирована, - перечисляла судья. - Организации, которым переводились деньги, не вели никакой хозяйственной деятельности, следовательно, перечисление на их счета является выводом средств с целью обналичивания. Для вывоза отходов у «Мерка» не было специального транспорта, водители не проходили инструктаж, не знали о том, что везут…

Золотарев, слушающий судью с непроницаемым лицом, прикрытым окладистой бородой, поднял глаза к небу – то ли возмущался коварством своих сотрудников, то ли думал о «наследстве», которое оставил детям: и чужим, и своим, которых у него трое. Впрочем, вину свою он так и не признал, и, судя по тому, что в суд пришел без вещей, рассчитывал на условное наказание. Услышав приговор: два года лишения свободы в колонии общего режима, ощутимо вздрогнул. Кроме того, он должен вернуть ущерб государству – 89.102.000 рублей, - и три года не может заниматься лицензируемыми видами деятельности. А потом может снова начать любимое дело…

Как отметила Ольга Андреева, помощник прокурора, суд учел смягчающие обстоятельства, в том числе не слишком крепкое здоровье предпринимателя, что подтверждено массой справок подсудимого. Правда, со здоровьем ему повезло все-таки больше, чем новоселам в Тюменском микрорайоне.

Павел Нестеренко, адвокат Дмитрия Золотарева, тоже считает приговор несоответствующим преступлению, хотя и, напротив, слишком жестким:

– Факт загрязнения окружающей среды не установлен, - слегка растерянно прокомментировал он. – Ну да, возили отходы, но где они? Может, закопал, может, стоят где-то трансформаторы, не причиняя никакого вреда, поскольку он возможен только при разгерметизации. Как можно установить реальный ущерб, если для этого нужно взять химические пробы, установить концентрацию? Ну нельзя же осудить человека за то, что неизвестно. Все на догадках, все на домыслах. Дело раздуто следствием. По крайней мере, я не вижу опасности для своего здоровья ни в Омске, ни в Тюмени.

Можно порадоваться за обоих. Особенно, конечно, за Дмитрия Золотарева, который хоть два года подышит чистым воздухом где-нибудь подальше от Омска. Кстати, на первый взгляд, в нем мутации не видно…


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 23 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 170 человек

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

93507 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

48804 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1921223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

93818 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх