Интервью с настоящими. Елена Агафонова
Директор Омского цирка рекомендует экскурсию с гидом по Омску в качестве психотерапевтической практики и гарантирует: вы обязательно удивитесь!
4420210 февраля 2018
В цикле «Интервью с настоящими» мы пытаемся лучше увидеть, почувствовать и понять город, глядя на него изнутри: с помощью интересных людей, живущих здесь и сейчас. Сегодня мы беседуем с директором Омского цирка Еленой Агафоновой.
— Елена Филипповна, опишите город тремя словами: какой для вас Омск?
— Родной, солнечный, спокойный. Немного спящий. Москва по энергетике мне ближе, сложно жить в покое.
— Самое любимое, знаковое лично для вас место в Омске – и почему оно?
— Выросла на Рабиновича, рядом с церковью на Тарской. Очень люблю все эти места, когда проезжаю или прохожу там, сердце радостно сжимается. Накрывает волна ностальгии: с классом ходила в бассейн «Пингвин», на выставку «Флора» — а ведь все, что связано с детством, всегда значимо. За стенкой детского садика располагалось кафе «Лотос» — там сейчас «Скуратов». Детсадовский дворик был мал, и нас водили гулять в сквер с оленями, где сейчас высится Успенский собор: раньше там был парк аттракционов…
— Куда вы в первую очередь водите гостей города?
— Вожу, конечно же, в цирк! (Смеется.) А если речь о прогулке по городу, то, конечно, туда же в центр, в район Тарских ворот: для меня это места, которые возвышают. Как-то в качестве председателя жюри детского фестиваля к нам приезжала директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. Румянцева (Карандаша) Валентина Савинова. Возникло предложение организовать экскурсию по городу — и мы вместе отправились по местным «турмаршрутам». Честное слово, в родном городе я почувствовала себя туристкой! Оказывается, я так мало о нем знала! В частности, мы зашли на экскурсию по музею Врубеля. До этого была в Третьяковке, в Эрмитаже, в Лувре — а оказалось, что здесь, под боком, потрясающие картины! Или другое мое открытие: «серый дом» — образец сталинского ампира. Оказывается, здание УФСБ, построенное по проекту Семенова — шедевр архитектуры и его фотографию часто можно встретить в учебниках архитектуры... Хочу повторить тот экскурсионный опыт, считаю это некой психотерапевтической практикой: посреди рабочей недели ты вдруг оказываешься человеком в отпуске.
В обеденное время вожу гостей города в «Сенкевич», в основном из-за вида и возможности любоваться величием Иртыша. Многие не видели ледохода. Посещала ресторан с гостями из Санкт-Петербурга и Москвы, и наши трапезы дважды совпадали с этим красочным и неповторимым явлением. Людей это до такой степени потрясало, что и блюда, и беседы отходили на второй план…
— Назовите три главные фамилии, ассоциирующиеся у вас с Омском, и объясните свой выбор.
— Размышляю над этим вопросом и появляется легкая грусть: многие люди, имеющие отношение к городу, состоялись и реализовались все же не здесь, хоть и родились или жили в Омске, – как Михаил Ульянов, генерал Карбышев, Федор Михайлович Достоевский… Есть какая-то печаль в этом: в масштабах страны омичу, не покидая границ города, трудно реализоваться… Люблю Роберта Рождественского, для меня здорово, что он имел отношение к Омску, оставил свой след, частицу себя. Ульянов — гениальный артист. Камень заложили, памятник пообещали, а «постамент» так и стоит пустым — для меня это странно…
С Омском у меня ассоциируются фамилии людей, которые, может, не так широко известны, но прекрасно делают свое дело: хорошие врачи, учителя, журналисты. Если бы география их жизни была иной, их фамилии, уверена, знал бы более широкий круг людей. Но городу повезло: каждый день они делают его лучше. Политиков не хочу ни ругать, ни хвалить, мы видим лишь вершину айсберга, а что под ней — не всегда…
— Кем из ныне живущих омичей, по-вашему, город может и должен гордиться, кого должен поддерживать, на кого стоит ориентироваться молодежи, кто лично для вас является авторитетом в моральной и в профессиональной сферах? Почему? Особенно интересно услышать недооцененные, нераскрученные фамилии...
— Повторю: импонируют люди деятельные, которые меняют город вокруг себя. Это и Марина Бекетова, педагог начальных классов гимназии №64, учительница моего сына. И Слава Шуголь, сила мечты, желания и стремления которой превратили небольшую клинику в огромный многопрофильный медицинский центр. Помню, еще во времена «Доктор САШ» она сама подходила к каждому пациенту и спрашивала: «А у вас что болит?».
1Нельзя не упомянуть и актеров омского Театра драмы: Валерий Алексеев, Татьяна Филоненко, Михаил Окунев и другие — это те люди, которые определяют культурный код города. Как и краевед Алексей Сорокин — преданный Омску, влюбленный в город человек, хранитель его истории.
Мне нравится то, что делает Виктор Скуратов — как символ людей новой формации. Буквально по Макаревичу: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— Увидеть и выделить в толпе омича — это, конечно, из области метафизики, но кое-что могу сказать об «омском менталитете». Недавно слушала Ксению Собчак и была шокирована, когда та сказала, что мы страна генетического отребья. Теория не новая, но при этом Омск всегда был местом, куда ссылали — и наверняка не самых плохих людей. Немцы с Поволжья, «осевшие» в Азовском районе, мигранты из Казахстана, люди, эвакуированные вместе с заводами — все они привнесли в Омск иную культуру. В том числе и кулинарную — мы можем попробовать казы и бешбармак. Сама я родилась благодаря тому, что деда-поляка в 1942 году выслали в Омск, где на заводе имени Карла Маркса он познакомился с бабушкой… Влияние различных культур очевидно. Интеллектуальный уровень омича, если сравнивать его с южными купеческими городами, на мой взгляд, выше. Даже наши цирковые гастролеры признают: омский зритель взыскателен, требователен. У омича больше духовных приоритетов. Есть и «оборотная сторона» этой медали: не очень нацелены на результат, он как будто бы вторичен...
— Самое смешное, что вы слышали от иностранцев или жителей других российских городов об Омске?
— Известная история, когда нынешней зимой на открытии ледового городка у нас медведица Юля под присмотром своей дрессировщицы каталась с горки… Семилетнюю девочку в тот день привели в цирк, она всю свою сознательную жизнь провела в Германии, смотрит на это веселье и по-русски, но с характерным акцентом говорит своей бабушке: «Ну вот, а вы мне говорили, что здесь медведи по улицам не ходят!». Нам было очень смешно.
— Бывшему мэру Омска Валерию Рощупкину когда-то приглянулась скульптура «Наблюдателя» в Братиславе — и у нас появился «Степаныч», ставший любимцем омичей, нравящийся и гостям города. А вам что увиденное в других городах хотелось бы перенести в Омск?
— Когда-то фонтан напротив Музыкального театра тоже был музыкальным... В Сочи, в Барселоне и во множестве других городов мира идут прекрасные Шоу поющих фонтанов. Я бы восстановила и реконструировала центральный омский фонтан. Должны быть места, которые объединяют людей: тогда группа «случайных прохожих» перестает быть толпой, а начинает быть омичами. Не салютом ведь единым на День победы…
— Что вам больше всего нравится и сильнее всего удерживает в Омске?
— Скучаю и люблю свой город особо остро, когда взлетает или садится самолет. Чувство расставания — и чувство новой встречи… Город — это личная история. Город — это остановка, где ты мерзла в ожидании автобуса, улица, где ты бежала навстречу возлюбленному, скамейка, на которой ты плакала, дом, где ты сидела за столом с родителями, школьный двор, где ты впервые испытала гордость победы… Город для меня — это мои личные ощущения, а не люди и здания. Это очень глубинная, внутренняя история: только Омск может дать целую палитру эмоций, которыми во многом я и живу. А остальное… Сегодня расстояние не помеха — человек может реализовывать себя в любом городе, любой стране.
— А что больше всего не нравится, раздражает, хочется изменить?
— Можно многое критиковать, от транспорта до дорог, но все мы всё знаем, что нас не устраивает. Мне кажется, всем нам хочется изменить примерно одни и те же вещи.
— Были у вас мысли покинуть Омск насовсем или надолго? Предпринимали вы такие попытки? Сохраняется ли это в планах? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире? Или, наоборот, остаться неизменным… Поделитесь подробностями.
— Да, мне делали предложение переехать в Москву работать. Я тогда уже была директором цирка, и предложение было связано с цирком. Но я не видела себя в той работе, что мне предлагали — это раз. К тому же мой муж совсем не любит Москву — это два, хотя сама я в тот момент пребывала на пике очарованности столицей, ее энергетикой и ритмом.
— Если бы у вас был свободный выбор и неограниченные возможности, в какой город вы бы переехали? Почему?
— Сегодня я не думаю о переезде, но на старости лет хотела бы иметь домик на берегу моря. Мечтаю много гулять — в Омске это делать сложно. Даже собаку сейчас не хочу заводить, поскольку и ее негде нормально выгуливать. Пока ты реализуешь себя в профессии, занимаешься карьерой, это не особенно большое препятствие. Для меня не так важно, где жить — гораздо важнее иметь возможность путешествовать, при желании видеть и искрящийся на солнце снег, и морскую водную гладь всех цветов радуги.
— Чего, на ваш взгляд изнутри, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего опыта и знаний вы бы поделились с Омском — тем, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Не хватает развитой инфраструктуры, хороших медучреждений, кадров. Вот результат, озвученный на собрании в гимназии, где учится мой сын: 80 процентов детей в прошлом году по результатам ЕГЭ поступили в вузы на бюджет, из них 90 процентов — не в Омске. Лучшие выпускники уезжают из города, происходит вымывание, обесценивание, падение. Я и сама, по крайней мере, на сегодняшний день не хотела бы, чтобы мой сын жил в Омске: для молодежи здесь пока мало возможностей для реализации своих способностей. А пока мы здесь, важно построить город внутри себя и вокруг себя. Если каждый из нас постарается сделать мир чуть лучше, и вокруг нас будет строиться другой мир.
P.S. Вместо традиционной биографической справки мы решили напомнить здесь ссылки на ранее вышедшие беседы с Еленой Агафоновой. Если пропустили, обязательно прочитайте: «То, что вы всегда хотели узнать о жизни цирка, но не у кого было спросить», «Во время некоторых номеров я просто молюсь…» и «Елена Агафонова. Ни слова о цирке».
℗
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97314 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80915 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии