Ах, «Эрмитаж»! История проданной «Венеры» и поруганной «Данаи»

Один только министр финансов США «увёл» из Эрмитажа 21 картину на $650 тысяч. Благодаря этому господину у американцев теперь есть Рубенс, а в России больше нет ни одного ван Эйка.

307204 марта 2018
Ах, «Эрмитаж»! История проданной «Венеры» и поруганной «Данаи»

Каждый, кому довелось попасть в Эрмитаж, испытывает эстетический шок – это невозможно красиво.

Актёр Омской драмы Николай Михалевский много лет в одиночку жил воспоминаниями от культурного потрясения. Пока его младший сын Алексей не переложил их на искусный язык драматургии, старший, Тарас, - не подсветил искусным светом, а жена – заслуженная артистка России Татьяна Филоненко – не озвучила искусным глаголом…

1

Одним словом, не прошло и полутора лет, как спектакль «Эрмитаж» — плод семейного культпохода в «закрома» величайшей мировой сокровищницы — 2 марта представили на подмостках Театра Живописи, что в музее изобразительных искусств имени Врубеля.

Под музыку Шнитке и Шостаковича перед зрителем стремительно разворачивается печальная история про «наше (культурное) всё».

Про то, как Екатерина II утёрла нос выскочке-Европе, создав музей, достойный Лувра и галереи Уффици. Русскую императрицу прозвали «барахольщицей» за то, что она скупала оптом в один день всё, что немцы, французы и англичане собирали веками.

Про то, как художники исполняли высочайший каприз и с позволения папы римского одиннадцать лет скрупулёзно копировали ватиканские лоджии Рафаэля, пленившие воображение Екатерины Великой («чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть»), а итальянец Кваренги специально для этих 52 картин на сюжеты Ветхого и Нового Завета возвёл корпус галереи.

Про то, как семь поколений потомков основательницы Эрмитажа покупали по всему миру бесценные шедевры, а Советская власть, прикрываясь индустриализацией и спасением голодающих, за бесценок продавала их Западу.

Начав в 1928-м с табакерок, шпалер и гравюр, спустя два года СССР продал за границу 577 тысяч картин и прочих произведений искусства. Один только министр финансов США Меллон «увёл» из Эрмитажа 21 картину на сумму $650 тысяч. Благодаря этому дальновидному господину у американцев теперь есть Рубенс, Веласкес, Боттичелли, а в России больше нет ни одного ван Эйка.

Когда-то Николай I приобрёл для музея Северной Пальмиры «Мадонну Альба» Рафаэля и «Венеру с зеркалом» Тициана. Большевики пустили с молотка и эти шедевры. Теперь Вашингтонская Национальная галерея искусств не отдаст их ни за какие коврижки мира.

Невыносимо смотреть и слушать, что от когда-то первоклассного собрания Рембрандта в Эрмитаже не осталось и половины, и что чудом уцелел его «Блудный сын», про которого потрясённый Ван Гог когда-то сказал: «Надо умереть много раз, чтобы так написать»…

Вроде бы по-христиански надо порадоваться за Мельбурн, Амстердам и Филадельфию – там теперь любуются нашим Рафаэлем, Веронезе и Перуджино. Но выходит лишь стон, да скрежет зубовный. Как у Ахматовой, «всё расхищено, предано, продано»…

«Сначала наш спектакль родился на экране, - рассказал на пресс-конференции о своём детище режиссёр Николай Михалевский. - Экран в свою очередь родился благодаря ангельскому терпению видеодизайнера Яны Майнснер. Он занимает всю заднюю часть сцены и дополняет интерьер маленькой квартирки главной героини – экскурсовода Эрмитажа. Экран – главный: на нём зрители видят шедевры из коллекции музея и хронику.

Затем полгода трудились над фонограммой. Звукорежиссёры Александр Гордеев и Юрий Огородников колдовали над звуком, посекундно выверяя его с изображением и текстом актрисы».

Шесть зданий вдоль набережной Невы, три миллиона экспонатов и двадцать километров пешком, чтобы обойти всю экспозицию Эрмитажа петербургского — как вы догадываетесь, объять необъятное в омском «Эрмитаже», что длится всего один час и пятнадцать минут, невозможно.

«В бескрайнем море материала про Эрмитаж шёл мучительный поиск своего голоса: а что мы хотим сказать про музей?» – подтвердил эту мысль режиссёр.

Было отсмотрено невероятное количество видеоматериала, в том числе «Русский ковчег» Александра Сокурова и фильмы с участием директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Выбирая «солисток», в первую очередь ориентировались на искусствоведческие тексты таких гуру, как Паола Волкова.

«Мы сразу поняли, что нам не обойтись без «Данаи» и «Блудного сына» Рембрандта, без жемчужины Эрмитажа Эль Греко, «главного художника авангарда» Пикассо и «художника радости жизни» Анри Матисса».

Ещё один герой «Эрмитажа» — мужской голос. Он принадлежит актёру театра драмы Ивану Маленькому. По замыслу Михалевского, это и голос Эрмитажа, и внутренний голос самой героини. Режиссёр придумал закадрового героя — «внутреннюю поддержку, которая очень важна для женщины», почувствовав, что одной Татьяны Филоненко будет мало, что она должна быть с кем-то в диалоге.

А в финале журналистам представили… «Данаю» — копию неизвестного художника XIX века с картины Рембрандта из фондов музея изобразительных искусств имени Врубеля. Обнажённую дочь царя Акрисия, пленившую Зевса, режиссёр также зачислил в «полноправные члены команды, трудившейся над спектаклем».

Всё дело в том, что когда в 1985-м в зале Государственного Эрмитажа настоящая «Даная» подверглась нападению маньяка, нанёсшего два ножевых удара и облившего её кислотой, наша «Даная» мужественно подставила «сестре» своё хрупкое женское плечо. Целых 12 лет петербургские реставраторы «сверялись» с омичкой, восстанавливая былую прелесть голландской красавицы.
Когда картина вернулась в родные стены, Николай Михалевский сделал про героиню спектакль.

Нынешний — «Эрмитаж» — он тоже начал с истории ужасного покушения на подлинник великого Рембрандта. Потому что в конечном счёте биография любой картины – это и есть биография Эрмитажа.

«Идея моей истории проста, — говорит автор, — это два пространства. Первое – Эрмитаж, уединение, одиночество. Второе – экскурсовод, которая каждый день приходит в Эрмитаж, а потом покидает его, уходя в своё маленькое пространство. Уединение и отшельничество».

Самую сложную роль Николай Михалевский, как водится, отдал жене-актрисе. По его коварному замыслу нужно, «чтобы ровно час пятнадцать она и была, и её не было».

Удалось ли Татьяне Филоненко исполнить режиссёрскую задумку, зритель может увидеть на премьере спектакля «Эрмитаж» 4 марта.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлено Омским Драмтеатром

Теги:искусствоЭрмитажмузей имени ВрубеляТатьяна Филоненко


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

17221 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

15322 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

918104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3310114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4349210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6169106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1039112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх