Главная Диалог Владимир Долгих: «Возможно, Минздрав РФ ищет кандидата на пост ректора ОмГМУ из иногороднего медицинского вуза»
Владимир Долгих: «Возможно, Минздрав РФ ищет кандидата на пост ректора ОмГМУ из иногороднего медицинского вуза»
Профессор, доктор медицинских наук, более тридцати лет возглавлявший кафедру патофизиологии ОмГМУ – о том, что изменилось в родном ему медицинском университете за последние годы.
10575430 августа 2018
- Владимир Терентьевич, сегодня в ОмГМУ нет ректора – только исполняющий обязанности. Ситуация сложная: федеральный Минздрав не аттестовал ни одного из трех кандидатов на пост руководителя вуза. Обязанности ректора университета до 2 октября возложены на Марию Анатольевну Ливзан. Для Омской области это едва ли не единичный случай, когда комиссия не утверждает ни одного из кандидатов на пост ректора вуза. Как вы считаете, почему так произошло?
- Этот вопрос не в моей компетенции. Очевидно, наш учредитель - Минздрав РФ, ищет более достойного кандидата, возможно, даже из другого медицинского университета.
1- Сами вы прекрасно известны медицинскому сообществу, и не только омскому. Тем не менее, пару месяцев назад вы с супругой переехали в Москву. Семья врачей и профессоров «не вписалась» в Устав ОмГМУ или верх взяли сыновья, перебравшиеся в столицу?
- Мы с супругой (Татьяна Долгих, доктор медицинских наук, профессор, заведовала центральной научно-исследовательской лабораторией и академическим центром лабораторной диагностики ОмГМУ – прим. ред.) работали с большой отдачей: вначале в институте, затем в академии, в последние годы в университете, оставив, смею надеяться, самые добрые воспоминания в профессорско-преподавательском и студенческом коллективах. Сыновья без нашей научной поддержки окончили аспирантуры в столичных медицинских вузах, защитили кандидатские диссертации и успешно работают в учреждениях здравоохранения. Мы с Татьяной Ивановной дожили, как говорят, до уважаемого возраста, заслужили право отдыхать и принимать участие в воспитании внучек и внука.
- С чего начинался ваш путь в медицинской науке?
- В 1966 году окончив среднюю школу № 2 в Называевске с золотой медалью, я поступил в Омский медицинский институт на педиатрический факультет. Был Ленинским стипендиатом, отличную учебу сочетал с общественной и научной работой. Возглавлял комсомольскую организацию педиатрического факультета, а затем и медицинского института; занимался в научных студенческих кружках при кафедре фармакологии и терапии, работал в студенческих строительных отрядах и т.д. Затем - аспирантура при кафедре патофизиологии, защита кандидатской диссертации в 1975 году и докторской в 1986 году. Работа на кафедре в должности ассистента, доцента, а последние 33 года - профессора, заведующего кафедрой патофизиологии, клинической патофизиологии.
- Вы застали академиков и членов-корреспондентов, работавших в Омском медицинском институте. Это были особенные люди?
- Да, у меня были прекрасные учителя: Герой социалистического труда, академик АМН СССР Валентина Павловна Бисярина, академик РАМН Леонид Васильевич Полуэктов, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ Антон Самойлович Зиновьев. Неизгладимую память оставили такие профессора с мировым именем как Иосиф Борисович Мажбич, заслуженные деятели науки РФ Николай Васильевич Мишенькин, Юрий Николаевич Савченко, Азарий Николаевич Кабанов, профессора Валентин Гаврилович Корпачев, Александра Алексеевна Никифорова, Михаил Степанович Дашкевич, Мария Павловна Лисовская, Николай Дмитриевич Широченко и другие. Это были не только большие ученые, но очень добрые, интеллектуальные, интеллигентные и в тоже время требовательные, весьма объективные преподаватели, кровно заинтересованные в подготовке своей врачебной смены.
- Как профессорам удавалось зарабатывать такой авторитет в практическом здравоохранении, что каждое их слово, диагноз, решение имели «наивысшую пробу»? Вопросы взаимодействия омского вуза и практического здравоохранения находились на другом уровне?
- Их авторитет складывался годами благодаря высокому интеллекту и профессионализму, большой заинтересованности в профессиональном росте врачей – бывших питомцев нашего вуза, да и просто в человеческой неподдельной доброте и желании всегда прийти на помощь, желании привлечь врачей к научной работе. При таких столпах медицины отчетливо наблюдалась тесная связь и взаимопонимание между сотрудниками вуза и органами практического здравоохранения.
2- Какова практическая значимость и клиническая ценность Вашего сотрудничества с омским здравоохранением?
- Конечно, результаты фундаментальных исследований не сию минуту находят внедрение в практику здравоохранения. Они должны быть вначале глубоко осмыслены. Мне удалось привлечь к фундаментальным и клиническим научным исследованиям достаточное число молодых врачей практического здравоохранения, заведующих отделениями клиник города Омска: анестезиологов-реаниматологов, онкологов, урологов, хирургов, акушеров. Многие из них стали докторами и кандидатами медицинских наук.
- Можно ли считать наш вуз «кузницей кадров» для медицинской науки?
- В известной мере да, но «кузнице» надо профессионально расти и постоянно совершенствоваться!
- Были времена, когда поступление в омский медицинский институт считалось прерогативой лучших школьников, причем не только нашего региона: сюда ведь ехали поступать и из соседних областей. Эта престижность сохраняется?
- Омский медицинский университет по праву считался и считается престижным медицинским вузом за Уралом (после Томского, точнее Сибирского медицинского университета). Хотя позиции свои, к сожалению, постепенно сдает, особенно в научно-исследовательской работе и при подготовке докторов медицинских наук. К тому же, с легкостью теряет из своего состава достойных и известных в России профессоров.
- Если говорить о доктрине управления, какой модели придерживались руководители раньше, что ставилось на первое место? Является ли состав Ученого совета, выбранного весной этого года, для вас свидетельством демократии или все-таки это несовершенство принципов формирования?
- 30-40 лет тому назад прослеживался коллективный стиль управления вузом. Во главе был ректорат (а не только ректор), атмосфера заседания Ученого совета была интересной, доброжелательной, чувствовалась заинтересованность. В последние десятилетия стиль руководства вузом существенно изменился в худшую сторону, свидетельством тому стали результаты выборов последнего состава Ученого совета. Несколько особо значимых профессоров, создававших и поддерживавших имидж университета, оказались лишними в этом составе, получив больше сотни голосов «против». Много стало субъективного, формирование команды управленцев базируется на почве личной преданности, угодливости и минимума собственной инициативы и деловых качеств.
- В нашем регионе, несмотря на отсутствие НИИ и федеральных научных центров высокотехнологичной медицинской помощи, достаточно активно внедряются новые технологии. Что стало с хирургическим авторитетом вуза, кто сменил Полуэктова, Макоху, Горячева, Савченко?..
- После того, как не стало Л. В. Полуэктова, Н. С. Макохи, А. Н. Кабанова, Д. И. Демина, Ю. Н. Савченко, хирургический авторитет вуза существенно снизился. Предстоит большая работа по его восстановлению хотя бы до прежнего уровня.
3- Вы работаете очень активно, часто бываете с рабочими целями в других университетах, как сибирских, так и столичных. Можно ли сравнивать вузы?
- Раньше я часто бывал в других вузах на научных конференциях и симпозиумах, а в последние годы меня ограничивали. Не стану сравнивать, потому что Омский медицинский университет всегда будет в проигрыше.
- Почему в Томске опорным стал вуз медицинский, а в Омске - технический?
- Томский, точнее, Сибирский медицинский университет стал опорным, потому что при его открытии в конце 19-го века медицинский факультет был единственных факультетом этого университета. Туда переехали известные российские профессора, со временем они создали научные школы (хирургическую, терапевтическую, кардиологическую, патофизиологическую, фармакологическую и другие), которые успешно развиваются сейчас их преемниками и известны в России и за рубежом. В Омске же для этого не создавались благоприятные условия.
- Вы претендовали на пост ректора в 1997 году. Уже можно снять «гриф секретности» с событий того непростого времени?
- Меня как проректора по научной и лечебной работе вуза несколько кафедр выдвинули кандидатом для участия в выборах ректора. Это были первые выборы за всю историю, но я не был избран, о чем, честно говоря, не сожалею. По моему мнению, выборы были нечестными - и этим все сказано.
- Как Вы относитесь к рейтинговым успехам ОмГМУ в настоящее время?
- Доминирует пиар, до реальных побед - далеко!
- Весной Вы выступали на научно-техническом совете ОмГМУ, делились своими идеями о том, как обустроить фундаментальную науку. Что предлагает региону ОмГМУ для научного и технологичного прорыва?
4- На научно-техническом совете я говорил о необходимости дальнейшего развития фундаментальных исследований в интересах практического здравоохранения, о подготовке кадров высшего звена, о возрождении Центральной научно-исследовательской лаборатории с ее различными отделами и вивария для экспериментальных животных. Отдельными темами стали обеспечение средствами для наркоза экспериментальных животных, оснащение кафедр современной сертифицированной аппаратурой, необходимость открыть докторантуры по ряду специальностей, создание необходимых условий для сотрудников, выполняющих докторские диссертации и т.д.
- Какой была реакция совета?
- Было сказано, что все мои предложения будут рассматриваться в качестве научной стратегии на ближайшие годы…
- Скоро ОмГМУ примет иностранных граждан из Индии в свои стены. Насколько важна академическая мобильность для современного медицинского вуза, достаточно ли успешно реализуется международная деятельность в ОмГМУ?
- Академическая мобильность очень важна. Меня приглашали читать лекции в два университета: Национальный медицинский Республики Казахстан и Сургутский. Я получил большое удовольствие от общения и со студентами, и с коллегами. В стенах ОмГМУ я не имел опыта работы с иностранными студентами, но думаю, что их надо встретить тепло, окружить заботой и качественно готовить к будущей врачебной деятельности.
- Какие бы Вы могли дать советы омской медицине: и вузу, и практическому здравоохранению?
- Советы следующие. Считать приоритетным подготовку высококвалифицированных, интеллектуально развитых, увлеченных наукой преподавательских кадров, в первую очередь докторов наук, чтобы на каждой кафедре было не менее двух докторов наук, эффективно работала аспирантура, а уровень квалификации и врачебного мастерства преподавателей университета был значительно выше, чем у врачей практического здравоохранения.
Использовать возможность подготовки докторов наук в ведущих медицинских вузах России, открыть докторантуру, улучшить материальную базу для проведения фундаментальных и прикладных исследований (восстановить ЦНИЛ с его лабораториями, создать виварий для экспериментальных животных).
Уменьшить численность административно-управленческого аппарата, что позволит повысить зарплату сотрудников кафедр, их заинтересованность в работе в университете. Постоянно и правдиво информировать коллектив университета о финансовой деятельности вуза. Особое внимание уделить формированию научных школ университета, их материально-технической поддержке.
И последнее: восстановить отношения с Минздравом Омской области и с учреждениями практического здравоохранения до уровня, какими они были в годы, когда ректором вуза был академик РАМН Леонид Васильевич Полуэктов.
- Владимир Терентьевич, если не секрет, каково Ваше новое место работы? Планируете ли Вы сохранять активную деятельность в диссертационных советах?
- Приглашений на работу несколько, но я еще не определился. Научной работой заниматься буду однозначно.
***
Владимир Терентьевич Долгих, экс-заведующий кафедрой патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор. С отличием окончил педиатрический факультет Омского медицинского института в 1972 году, был оставлен в аспирантуре при кафедре патофизиологии. В 1975 году защитил кандидатскую, а в 1986 году – докторскую диссертацию на тему «Повреждение и защита сердца при острой смертельной кровопотере». С 1979 по 1985 год руководил Центральной научно-исследовательской лабораторией института. С 1985 по 2018 год – заведующий кафедрой патофизиологии с курсом клинической патофизиологии. Действительный член Российской Академии медико-технических наук и член-корреспондент СО Международной академии наук высшей школы, автор 820 научных публикаций, 5 монографий и 30 патентов РФ на изобретения, член специализированного совета по защите докторских диссертаций (Омск), член правления Всероссийского научного общества патофизиологов. Включен в список ведущих ученых России в области здравоохранения и медицины. Подготовил 20 докторов и 70 кандидатов медицинских наук.
Фото:из личного архива профессора Долгих
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии