Главная Диалог Дмитрий Буцик готов везти иностранцев в омскую глубинку яхтами, вездеходами и самолетами
Дмитрий Буцик готов везти иностранцев в омскую глубинку яхтами, вездеходами и самолетами
Активный омский предприниматель, лидер команды энтузиастов-путешественников «Своя дорога» рассказал журналистам о своих амбициозных планах. И как ни странно, глядя на Дмитрия и его единомышленников, верится, что они действительно претворятся в жизнь.
3466614 сентября 2018
— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
— Лет 11-12 лет назад мы с друзьями начали выезжать на природу. Первые выезды, конечно, были хаотичными, непродуманными... Выехали, разожгли костер, выпили по сто грамм, порыбачили, погуляли по лесу... Раз так выехали, два выехали, и поняли, что чего-то не хватает и что-то надо менять. И мы начали понемногу добавлять нового в наши поездки. Одной из самых крупных первых наших экспедиций стала поездка в Тару с Союзом предпринимателей, членом которого я являюсь. Мы собрали хорошую команду, с нами был Кручинский Паша, Женя Климанова, Шкуренко Виктор, Харламова Ирина. Там мы провели первую пресс-конференцию, нашей задачей как раз было осветить туристические возможности региона. И с тех пор мы каждый год выезжаем в новый район Омской области. Встречаемся с администрацией района, расспрашиваем о том, что у них уже создано для туризма, что в планах. Обязательно общаемся с интересными людьми, «зажигалочками», как мы их называем. Это те люди, которые любят свою родину, знают ее историю, горят идеями, как можно все развить. У нас даже были почти курьезные случаи, когда чиновники говорили: «Ой, да у нас все плохо, какой такой туризм? У нас нет ничего интересного!». «Да как же так? Мы же только встречались с тем-то и тем-то, и они нам столько всего рассказали-показали!», — отвечали мы.
Обычно мы едем командой 15-18 человек, основа — предприниматели и другие активные люди, которым интересна история региона, ну и плюс орги — это наш костяк — организация «Своя дорога».
— Что это за организация?
— Если говорить юридическим языком, то сейчас это Автономная некоммерческая организация Центр развития спорта и туризма «Своя дорога». Как юрлицо мы начали активничать именно в этом году, работая с администрацией области. Мы и раньше, конечно, пытались наладить такое сотрудничество, например, через Омский музей просвещения, привлекая Юрия Евгеньевича Скандакова в наши экспедиции. И у нас всегда был интерес: как же именно можно наладить механизм эффективного взаимодействия. Мы не рассматривали власть как источник финансирования, мол, дайте денег, мы вам все покажем и организуем, нет, как раз смысл был в другом — что-то добавить, чтобы экспедиция была более насыщена, более освещена, чтобы были использованы документы из архивов и т.д. Скандаков как раз и дополнял наши поездки именно таким образом, особенно интересно его было слушать во время поездки в Усть-Тару. Он показывал нам раскопки, курганы. В этом году министерство культуры нам помогло субсидией для организации этого пресс-тура, чтобы широко рассказать омичам о действительно очень интересных возможностях для туризма в Омской области. Конечно, большая благодарность от нас опытнейшему путешественнику Анне Статве, которая активно пропагандирует туристические возможности региона. И всей новой команде, которая пришла в министерство культуры, и которая тоже, очевидно, нацелена на реальные дела.
—Ваши экспедиции как-то отличаются друг от друга по своей направленности?
— Они делятся на культурные, где мы стараемся изучить историю края, и спортивные — проход, достижение какой-то точки. Но и во втором случае все рано есть и познавательная составляющая: мы узнаем, рассказываем участникам экспедиции о месте, в которое прибыли. Никогда не идем просто вдаль, к точке на карте.
— Каких самых дальних точек вам удалось достичь в Омской области?
— Наверное, самой дальней было озеро Черталы недалеко от поселка Туй. Мы были там и зимой, и летом. Зимой жили там в палатках при температуре минус 47. Стояли в лесу, замечательный воздух был, но водка замерзала. (Смеется.) Там уже никто не живет, стоят только до сих пор избушки охотников с железными печками. Можно прийти, растопить печку и переночевать при необходимости. Зимой там проложен зимник, поэтому добираться попроще, чем летом, но в любом случае нужно понимать, что это экспедиция — «автономка», потому что до ближайшего села сто километров. Любая ошибка, проблема, которую сами не можете решить, и — добираться до ближайшего села несколько часов. А летом все еще усложняется, потому что дороги по десятибалльной шкале оценки бездорожья баллов девять. Когда мы едем в такие места, сами строим мосты, прокладываем гати по болотам, потом постоянно на лебедке движемся...
— Вы планируете превратить деятельность команды «Своя дорога» из хобби в бизнес. Каким образом?
— Наша цель — прежде всего сформировать приток иностранных туристов в Омскую область. Это самое главное. Сформируется поток — образуются все остальные бизнесы, инфраструктура на местах начнет развиваться. Мы сейчас уже ведем плотный диалог с Чехией и Испанией, там есть представители нашей «Опоры России» (я являюсь руководителем комитета по внутреннему туризму омской организации «Опоры России»). В планах — Германия и Китай.
На внутреннем туризме мы не сможем выйти на окупаемость. Разумеется, мы не собираемся бросать местных туристов. Наша цель — поднять планку, улучшить сервис. Тогда и внутренний туризм станет рентабельным. Иностранцы могут позволить себе заплатить приличные деньги за сибирскую экзотику. Омичи пока в основной своей массе не могут отдать сумму, которая позволила бы сделать этот бизнес прибыльным. Чтобы заработать, нам нужно брать с наших туристов тысяч по 25 за 4 дня. Нужно понимать, в экспедицию машина идет стоимостью, скажем, 300 тысяч, но чтобы она выехала в такой поход, в нее нужно еще тысяч 200 вложить.
Поэтому пока мы плотно занимаемся именно туризмом для иностранцев. Готовим сайт, разослали предложения. Ведем диалог, нам важно понять: а что, собственно, они хотят увидеть и почувствовать в Сибири? Один из сложных бюрократических вопросов, который мы сейчас прорабатываем — страховка. Нам нужно заключить договоры именно с компаниями, которые работают за границей, потому что наши потенциальные клиенты хотят платить страховые взносы знакомым им компаниям.
— Вариант «смешанных» групп иностранцев и омичей не рассматриваете?
— Да-да. Особенно мы хотим дополнять группы теми омичами, которые хотели бы попрактиковаться в изучении языков, пообщаться с носителями языка. И им польза, и нам. (Смеется.) У нас появляются дополнительные переводчики, которые могут что-то еще рассказать нашим гостям, развлечь их, и омичам это, в свою очередь интересно и полезно. Кроме того, мы планируем формировать группы для экспедиций, учитывая сферу интересов ее участников. Приедут к нам иностранные предприниматели — мы возьмем с собой местных бизнесменов, чтобы наши гости не только получили впечатления как туристы, но и чтобы было «внутреннее» общение. Это тоже очень важная часть наших поездок. К тому же Виктору Шкуренко прийти в офис: ну сколько он сможет выделить тебе времени? А тут мы четыре дня вместе, плотно общаемся, человек раскрывается, и это всегда интересно.
— А если все-таки обычный житель Омска захотел с вами поехать в экспедицию? Возможно ли это и сколько будет стоить?
— Сейчас стандартная цена — десять тысяч рублей за экспедицию. Информацию о предстоящих турах можно получить из наших групп ВКонтакте, Фейсбуке, на нашем сайте sd55.ru. Но сразу скажу, мы берем с собой не всех, фильтрация определенная есть, нам нужны надежные люди — все-таки это экстремальный туризм.
— В других сибирских городах есть примеры таких туристических агентств?
— Да, конечно. Мы внимательно присматриваемся к Иркутску, Томску, Новосибирску, Тюмени, где есть успешный опыт. Например, в Тюмени есть интересные для иностранцев предложения походов на собачьих упряжках. И в Омске есть ребята, которые такими вещами занимаются, мы сейчас и с ними налаживаем контакты. У нас в планах уже есть вариант зимнего тура, в котором запланирована и езда на собачьих упряжках.
— По каким местам вы хотите возить иностранных туристов?
— Мы проработали несколько туров. Начинаем с мест, где уже в принципе все подготовлено для туристов. Большеречье, Муромцево, Тара... К примеру, Тара очень древний город, где много чего есть посмотреть, и где, кроме красивой природы и исторических достопримечательностей, есть, как известно, даже свой театр, в который, уверен, с удовольствием сходят и наши зарубежные гости.
Летом мы можем предложить туристам и прекрасные сплавы по всем северным речкам, рыбалку (среди нас есть рыбаки-разрядники). Зимой — это может быть ледовая переправа через Иртыш, разумеется, как и полагается, пешком. А если наш гость еще экстрима захочет, то и лебедки потаскает, машины потолкает. (Смеется.) И всегда — и зимой и летом — обязательна ночевка в лесу в тайге. У нас для этого есть все туристическое оборудование.
— Дмитрий, все это замечательно. Но выдержат ли в реальности иностранцы наши дороги, вернее, их почти полное отсутствие в некоторых местах?
— Разумеется, мы понимаем эту проблему. И именно поэтому в качестве одного из вариантов для трансфера мы рассматриваем самолеты. Я всегда говорю, что в наших экспедициях мы перемешиваем стихии: вода, земля, небо... Если лето, и погода соответствует, то мы можем сначала посадить их на яхты, чтобы они с комфортом вышли из города... Если речь идет о таких дальних точек, как Муромцево, Тара, то можно сразу самолеты использовать. В Таре уже есть аэродром. И самолеты в Омской области уже есть, которые готовы переправлять 3-4 человека, они сейчас стоят в Калачево и в Поповке. В Поповке ребята уже купили модернизированный АН-2. Думаю, что мы уже в ближайшее время обязательно что-нибудь придумаем совместное. У нас в планах есть одна точка, до которой мы еще не добирались — Усть-Ишим.
Но если смотреть глобально и системно, то, конечно, отсутствие дорожной инфраструктуры — основная проблема для развития туризма в области. Человека что останавливает? Как я поеду на своей машине 200 километров по разбитой дороге? А потом что — чинить машину? А если, не дай Бог, сломается в пути? Поэтому, конечно, проблему необходимо решать.
— Но пока для иностранных туристов вы планируете использовать сразу несколько самолетов?
— Совершенно верно. У нас в Омской области много частных самолетов. Можно использовать Цессны-182, каждая из которых может перевезти трех туристов. На самом деле мы такой вариант уже опробовали. Некоторые туристы к нам прилетали на самолетах, когда мы были в Тевризе. Тогда гостей к нам привозили Круглов Сергей Федорович и другие ребята-летчики из Калачево. Основная масса же людей ехала с нами на полноприводном автобусе. Но это было все-таки реально тяжело — десять часов в пути. Они, конечно, в мафию от души наигрались — но это все-равно сложно, как ни крути. Хотя места там очень красивые, и все, по сути, готово для приема гостей. И с хлебом-солью нас встречали, и экскурсия была интересная, и в местный музей нас водили. Кстати, музей — это традиционная часть всех наших программ.
— Дмитрий, а как быть с сибирскими комарами и мошками?
— Разумеется, мы учитываем сезонность. В сибирском климате явно неподходящее время для международного туризма — это глубокая осень, ранняя весна с их грязью и распутицей и «глубокое» лето. Потому что да, «глубоким» летом тебя съедят комары и мошки, и ты возненавидишь все. У нас на «Сузуки» сзади запасное колесо торчит с белой надписью, так однажды в Князевке ее так слепни облепили, что надписи вообще не стало видно — сохранилась такая фотография. Так что у нас остается зима, май и август-сентябрь.
— Вы уже определились с ценой туров для зарубежных гостей?
— Ориентировочно две тысячи евро за 7-9 дней. Это вполне реальные деньги за такую услугу. Для сравнения, томичи продают возможность поохотиться на медведя за миллион рублей. Мы, конечно, пока планируем работать в немножко другом сегменте (Смеется).
— Вы упоминали, что уже возили иностранцев в свои экспедиции. Кто были эти люди, как вы их или они вас нашли?
— Пока это были только иностранцы, которые уже живут в России. К примеру, Себастьян Фрете, тогдашний директор «Меги», с нами путешествовал.
— Давайте вернемся к «Своей дороге». Каким образом вы планируете экспедиции?
— Идею следующей поездки мы закладываем сразу после завершения очередного путешествия. Потом намечаем даты и готовимся понемногу. Поначалу бывало и так: нарисовали точку на карте — наверное, там будет красиво, приехали — болото (Улыбается). Сейчас, конечно, руку уже набили, используем Яндекс, Гугл-карты...
В ближайших планах у нас — Колосовка. Мы смотрим, как развивались и продвигались команды, подобные нашей, стараемся брать у них лучшее. Например, те же байкеры, команда Хирурга. Они для выстраивания отношений делали большие представления на местах. Мы тоже понемногу добавляем такие элементы. Поэтому в этот раз мы хотим взять с собой в Колосовку группу «Стерео», чтобы они для местных жителей дали небольшой концерт. У нас не раз бывало, что местная администрация смотрит на нас настороженно: «Кто такие? Зачем приехали?». Да и местные предприниматели не всегда гостеприимны — мол, омские понаехали, сейчас наши бизнесы заберут, свои откроют... И нам очень хочется этот барьер недоверия преодолеть. Кстати, как самую открытую в этом смысле я бы отметил Большереченскую администрацию — они без страха все показывают, рассказывают, всюду приглашают, рекомендуют старожилов, которые могут интересно рассказать о родном крае. Были просто удивительные экскурсии по Такмыку. Местные жители рассказывали истории о своем селе, которые они собрали, показывали все наглядно: вот здесь кожевенный завод, отсюда отходили корабли, вот здесь реку перегородили плотиной и сделали заводь для кораблей....
Кстати, в Колосовку с нами собирается ехать председатель новосибирского Народного фронта, ребята из Нижнего Новгорода. То есть с других городов туристов мы уже собираем.
— А детей с собой берете в экспедиции?
— Конечно. Более того, я очень рекомендую брать, особенно парней, лет с восьми. Потому что это единение, трудности, которые нужно учиться преодолевать. Мальчишки взрослеют быстрее. Начинают вместе с нами таскать лебедки, подносить троса. На Князевку, например, у нас было трое детей лет от 13 до 15 лет. Это был жесткий спортивный выезд. Мы двенадцать часов пробивались: в 9 утра выехали в 9 вечера зашли. 40 километров прошли за это время, причем к 12 часам дня нам оставалось 14 километров, которые мы и шли девять часов.
— Ваше любимое место отдыха в Омской области? У вас же опыт внутреннего туризма очень солидный.
— Для меня любимое место — Усть-Тара. Это все благодаря Скандакову Игорю Евгеньевичу. Он привил нам любовь к этому месту, он много нам про него рассказывал, мы много раз туда приезжали. Туда непросто доехать, но это деревня с историей, там есть много курганов, проводилось много раскопок. И там очень красивые места. Много лесных речек. Небольшие такие речушки, метра два шириной, там бобры живут — красота.
Хотя, конечно, в Омской области действительно очень много интересных мест. Например, когда мы участвовали вместе с Русским географическим обществом в установке стелы на самой высокой точке Омской области (это недалеко от Поречья в Муромцевском районе), рядом нашли Черное озеро. Оно находится в километрах 60 от самой высокой точки, ближе к речке Уй. Я предполагаю, что озеро было сформировано старым омутом, оставшимся от реки, когда она двигалась. Оно находится в лесу, его так просто не увидишь, оно заросшее. Как блюдце круглое. Расположено непривычно для нас, у наших обычных озер есть отмель, яма, обрывы, а здесь нет — раз и лес как бы входит в озеро. И вокруг марь — переплетение растений, деревьев, по которому можно идти, но оно плывет на воде, отделяется от берега. Как по болоту идешь — все вокруг качается, также и по мари. Мы тогда чуть не въехали на машинах в озеро: приехали ночью, а его фарами освещаешь и видишь гладь.. Место необыкновенное. Вокруг стоят реликтовые сосны, у нас где-то есть фотография — мы втроем пытались их обнять — не смогли. И вода абсолютно черная. Причем место для туристов доступное, я не скажу, что оно доступно для обычных машин, но на полноприводной можно доехать, особенно если дождя нет.
— С хищными зверями вам не приходилось сталкиваться в экспедициях?
— Прям чтобы лицом к морде — нет, Бог миловал (Улыбается). Но один раз всю ночь выли волки, пока мы спали в палатках. Это было на озере Большой Уат, тоже интересное место. Если смотреть границу Омской области, это левый верхний угол. Восемь километров в ширину и 25 — в длину. Мы ехали километров пять по льду и там ставили палатки и ночевали. Медведь тоже нас пугал — деревья драл поблизости, поэтому нам пришлось лагерь поменять. Конечно, когда мы едем в такие места, где возможна встреча с хищниками, берем с собой ружья, среди нас есть ребята-охотники. Но, по большому счету, они нам нужны не для того, чтобы убивать, а скорее отпугнуть. Со зверями мы пересекаемся, но друг другу не мешаем. Скорее, с удовольствием за лосем понаблюдаем или как лисичка мышкует.
— А за границей вам нравится отдыхать?
— Нет. Я там, конечно, бывал. К примеру, несколько раз отдыхал в Таиланде, ездил на их экскурсии, ширпотреб. Не мое это. Во-первых, я не люблю жару. А, во-вторых, как ни крути, по времени это все затратно. Наши же путешествия — это рейд выходного дня, четыре дня, за которые можно много что увидеть. Поэтому для себя я давно выбрал Омскую область. Эти поездки для меня лучший отдых.
— Вытаскивать машину из грязи — хороший отдых ))))
— А что, ничего страшного. (Улыбается). Одно из моих хобби — это бодибилдинг, я им уже лет семь занимаюсь. Так что такие нагрузки мне только в удовольствие.
— Как складываются у «Своей дороги» отношения с властью?
— Честно скажу, раньше мы всегда относились к власти с опаской. Максимум, помощь в маркетинге. Случалось даже, что я Оксане Фадиной нечаянно грубил, потом извинялся. Но в последнее время мы начали слышать друга, понимать. Это я без пафоса. Всегда считал, что от государства всегда можно ожидать подвоха, и мы часто смотрим на госструктуры, как на самого худшего контрагента, ненадежного. Мне никогда не было понятно, а что им-то надо? Какие задачи, цели, KPI? Вот мы стараемся развивать туризм в Омской области, а вы? И долгое время не было адекватных ответов. Но сейчас ситуация начала меняться, к нам начали прислушиваться, наметился диалог. Может быть, команда во власти поменялась, а, может быть, мы просто все друг друга наконец-то услышали.
— Дмитрий, расскажите немного поподробнее о себе лично, раз вы лидер этой организации. Чтобы было понятно, на кого можно положиться в тайге.
— Конечно же, я не один. «Своя дорога» — это команда, все разные, поэтому хорошо друг друга дополняем. А лично у меня несколько бизнесов. Основной — компьютерный (оргтехника), мы работаем в региональном ИТ-кластере. Еще у меня есть автомойка, но это, скорее, хобби, она тоже называется «Своя дорога», и там все увешано фотографиями с экспедиций. Есть еще бизнес — электромонтажные работы. Но основное мое увлечение для души — это туризм, который, как я считаю, обязательно станет бизнесом. Для себя я вижу это как миссию, потому что это совпадает с моим внутренним настроем, для меня важно привезти что-то хорошее в районы области, нести добро земле, где я живу.
Скоро — фоторепортаж с пресс-тура «Своя дорога».
Фото:Алексей Озеров
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
937921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
83118 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
72618 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии