Памяти абсолютного Бродского

Формула гениальности. Простая, вообще. Возьмите могучий интеллект, обширнейшую эрудицию, исключительный поэтический дар. Соедините в одном человеке. 

1483129 января 2019
Памяти абсолютного Бродского

Это очень не по-русски — интеллектуальная эстетика. Может быть вообще не по-человечески. Но не по-русски точно. Наш посконный эстетизм забубенно–красивый, пошло-эротичный, но всегда безумный. И всегда искренний. Этим он нам и близок. Как пьяная, но честная слеза. Бродский — другой, его нельзя приватизировать, как нельзя Данте, Шекспира, Толстого. Это «над» или, если угодно, «сверх» человеческое. Поэтому его диагнозы так точны и скорбны. Иосиф Бродский — обыкновенный гений.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — умер 28 января 1996 года, Бруклин, Нью-Йорк, США. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.

Пятистопный ямб и виртуозная просодия в самом музыкальном значении этого термина. Но кроме, кроме… Всегда ждешь от литературы собственной реакции в виде мысли или чувства. Поэзия Бродского провоцирует читателя на то и другое. Напрашивается сравнение. (Рамки приличия позволяют автору сравнивать гения с гением. Пусть и с сугубо потребительских позиций ) Иногда стихи Бродского напоминают Итальянский концерт Баха. Невероятно сложно. Исключительно виртуозно. Феноменально красиво. И, главное, почти без метафор. Поэзия мысли воплощенной в слово. Иосиф Бродский будто опровергает библейскую заповедь Экклезиаста — «слово реченное — есть ложь». В том изводе, что слово неизбежно искажает мысль. У Бродского — нет. Тождественность слова и мысли. Может еще и поэтому его стихи так ошеломляют. Хотя, как сказал, один современный писатель, настоящая литература пишется исключительно для себя. Без заботы о читателе. Для самовыражения. И это справедливо.

1

Лично меня, автора этого текста, великолепный поэт Евгения Евтушенко попросил не сравнивать его с Бродским. Слегка раздраженно. Понимаю. И это не зависть. Это — ревность. Зависть — удел натур помельче. Для Евтушенко быть первым в России мало. Нужно в мире. А вот место оказалось занятым. Бродским. Но я видел, что Евтушенко о Бродском помнит. Всегда. Перед своим последним выступлением в Омске тоже.
Сочинять «под Бродского» конечно можно. Как снимать под Тарковского. Пятистопный ямб — хорошо изведанный стихотворный размер. Исключительно точное (жаль не мое) наблюдение — стихи Бродского очень хорошо читать самому себе. Ну, не будешь ведь сам себе врать или суесловить. Врать — это на публику. Личное ощущение. Академически отточенные, семантически без меры нагруженные и формально простые стихи Иосифа Бродского как-то без остатка занимают все пространства в голове. (Благо у пишущего этот прозаический панегирик Прудникова пустого места в голове много. Иосифу Александровичу есть где разгуляться). А что до подражателей … Вспоминается анекдот про конфетку из … вторичного продукта. По цвету — шоколад. По форме — шоколад. По фантику — шоколад. По вкусу… вот над этим еще стоит поработать…

Кстати, о подражателях Бродскому. Пока самым талантливым оказался Борис Рыжий. Жаль умер рано. В 27 лет. Но воодушевленный, по его собственному признанию, Бродским Борис Рыжий уже становился вполне себе самостоятельным поэтом. С ним случился тот же казус, что с поэтом Владимиром Соколовым. Подражал-подражал Пастернаку, а вдруг стал писать свои талантливые и уже вполне оригинальные стихи.

И напоследок. Диагноз от Иосифа Александровича Бродского нам. Всем.
«Все мы загнаны в психологическую ловушку, расставленную нашей цивилизацией. Мама, няня, или кто-нибудь еще с детства твердили нам, что жизнь прекрасна, что человек прекрасен, что добро победит зло, а злой серый волк никогда не придет. И когда мы сталкиваемся с чем-то омерзительным, наша первая реакция — этого не может быть, произошла ошибка — ее допустили мы или, еще лучше, кто-то другой. Мамам следовало бы рассказать детям, что в пятидесяти процентах случаев злой серый волк действительно появляется на пороге и выглядит он совсем как мы».
Вот еще. Раз заявлено. Формула гениальности. Простая, вообще. Возьмите могучий интеллект, обширнейшую эрудицию, исключительный поэтический дар. Соедините в одном человеке. И все…

Оригинал в Фейсбуке автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 104 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 97 человек



























Блог-пост

Трудовик


10301.05.24
Алексей Алгазин

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

147419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

379401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

384501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

7222101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх