Вот так Мастер! Ну и Маргарита...

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги.

214403 августа 2020

Сколько интеллектуальных стрел сломано при толковании этого «прелестного» (от древнерусского ЛЕСТЬ) романа, романа-обмана, который завершен автором, но не закончен для героев и читателей...

О чем вообще это? Почему магнетизм героев так опьяняет, и все в книге будоражит ум и сердце? Да, это последний настоящий роман на русском языке. Да, это лучшая книга ХХ века. Но...она же о сатанизме!!!

1

Чтобы понять скрытые смыслы, нужно знать столько, сколько знал его создатель — М.А.Булгаков. Роман — аналогия с Евангелием, это современный апокриф, вызов, Евангелие от автора книги. Когда талант бросает вызов вечности, потусторонние силы незримо вплетаются в поток повествования. Их присутствие ощутимо, энергетика романа не может не потрясти душу, стремящуюся к познанию истины. Никогда зло еще не выглядело столь привлекательным. Не описывалось так точно.

Булгаков имел прекрасное духовное образование, воспитывался в высокоинтеллектуальной богословской среде — его отец был профессором Киевской духовной академии. Но...в восемнадцать лет Миша Булгаков снял крест и больше ни разу не причащался. Причина неизвестна.

Известно, что он знал о существовании еще 57 неканонических текстов о жизни Христа, читал их (церковь канонизировала 4) и задумал написать свой вариант событий, от имени Сатаны. Другим можно, а чем хуже я? В романе много информации из апокрифов — имена распятых с Христом преступников, эпизоды детства Спасителя, события.

Ключ к пониманию происходящего — перевертыши смыслов, которые ставят в тупик нас, не имеющих никакого духовного образования. Для имеющих его священников ничего нового в книге нет. Они только снисходительно улыбаются. А мы «трепещем» с юных лет!

Главный перевертыш — автор романа о Понтии Пилате не Мастер, а сам Воланд. Еще на Патриарших он восклицает: «Я там был!». И сразу потеряв акцент, чисто, на литературном языке произносит первые строки.
— А кто тогда обожаемый читателями Мастер?
— Орудие дьявола?
— Неееет.
— ДА. И орудие добровольное.

Дьявол завидует человеку потому, что мы можем творить, а Сатана — нет. И Воланду нужен Мастер, чтобы записать текст романа о Понтии Пилате. А диктует он сам. Поэтому деньги дает в виде выигрыша и Маргариту. Вспомните желтые цветы в ее руках, руках погибающей от безделья и скуки пресыщенной бесплодной красотки. Эти цветы —символ прелести. Именно от скуки начинают катиться по наклонной.

Мастер теряет даже имя: «Зовите меня просто Мастером». Имя — это личность, это ангел-хранитель в православии. Есть эпизод, где герой увидел, смотря на икону Иоанна Богослова, что ангел отвернулся от него. Может, когда-то Иваном звали Мастера? Помните шапочку с вышитой «М», которую подарила Маргарита? А имя Воланд начинается с W! Еще перевертыш. Прямое указание для понимающих, чьим орудием является герой. Мессия — Мастер — Мессир...

Порядок демонического вторжения в жизнь Мастера классический: раз — это деньги (хорошо же), два — шикарная любовница (отлично), три — лечебница для душевнобольных. Прямо по-пушкински: тройка (совпало), семерка (виват), туз... опа, а там тебе Пиковая дама! И человека выбрасывают как ненужный хлам. У Бога же все наоборот — сначала страдание, награда потом.  Мессир — Мастер — Мессия...

2

Немного о героине, о Марго... сколько лет она как магнит, как фантом притягивает умы и фантазии сильной половины человечества. Женщина, спасающая из бездны, умопомрачительной внешности, преданная муза. Героиня, сломавшая и развернувшая катящуюся в никуда сюжетную линию романа.

И опять обман, перевернутый смысл, ключ к которому в словах Христа: «нет выше жертвы, кто положит душу свою за други свои». И она положила душу, но кому? У ног Сатаны кончает земной путь эта особа королевской крови, влекомая «страстным желанием плотского наслаждения»: «Верните мне моего любовника!» И Мастер, теперь уже осознанно, следует за ней.

Воистину «Дьявол — обезьяна Бога», он не творит, а уродливо подражает. Бал — это служба в честь него, апофеоз — подражание причастию. Кровь барона Майгеля превращется в вино, а голова Берлиоза — в чашу. И комната, в которой Воланд находится после бала, копирует алтарь. Он в черной хламиде на «Царском месте», перед ним стол, на котором подсвечник с семью свечами и золотая чаша.

И вообще, зачем Сатана посетил Москву? Через 500 лет после последнего визита. В то время Красная площадь была Храмом под открытым небом. Служба велась на Лобном месте, а алтарем служил Храм Василия Блаженного. Парадокс, но это описано в Апокалипсисе: «Я поднял глаза, но не увидел свода — надо мной были разверстые небеса. А стены храма были высотой в 144 локтя». Высота кремлевской стены 144 локтя! Есть над чем поразмышлять...

Разумеется, Воланд вернулся, чтобы разрушить «Третий Рим», цитадель православия. А тут уже большевички так поработали, что Воланду и его четырем всадникам апокалипсиса и делать нечего! Третий Рим пал. Улетая, он видит пустоту на месте взорванного Храма Христа Спасителя да горящий Дом новых властителей дум — современных писателей. Один из которых стал его орудием, создавшим роман — обман.

События романа о Понтии Пилате — вымысел, «прелесть», потому что априори ни одно слово Христа, кроме тех, которые цитируются в 4 канонических Евангелиях, нельзя считать истиной. А Иешуа говорит и говорит что-то свое... Эту аксиому понимают все хотя бы немного прикоснувшиеся к живой вере, поэтому у Достоевского в подобных диалогах говорит только Великий Инквизитор. Христос молчит.
Еще вопрос.
— Кто правит миром?
— Сатана.
— А вечным миром?
— Бог.

Поэтому загробную судьбу Мастера и Маргариты решает не Воланд, а Иешуа. Он приказывает дать им покой, а не свет. Эгоист и гедонистка не достойны спасения. Воланд исполняет приказ, сверкнув глазами, но исполняет. Как видим, хотя бы вопрос о высшей власти Булгаков не оспаривает.

Место, где герои обрели покой, странное: все застыло. Деревья вечно цветут, но не принесут плодов. Они лишь вдвоем.
Это навсегда?
Нет, до Страшного суда, который еще впереди...
Поэтому для героев роман не закончен... развязка впереди.
Какая?
Пути Господни неисповедимы, никто не знает.

Как и никто не ответит, откуда у Булгакова такой интерес к «темной стороне силы» и откуда у обычного врача такое знание демонологии. А вдруг Мастер — альтерэго автора?

 

3

P.S.
Вечный вопрос: «Почему в романе зло так упоительно и прекрасно?»
Простой ответ: «А если бы зло не было таким, кто бы пошел за ним?»

(мнение автора совпадает с исследованиями коллег из СПбГУ).


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

31606 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

490103 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

72609 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

190106 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

227129 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх