
Главная Блог-пост Оксана Дубонос Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!
Почему Верона зарабатывает на Шекспире, а Омск на Достоевском нет?!
Эта алчная, не достойная филолога мысль пронзила меня аккурат под балконом Джульетты, во дворике особняка на виа Капелло, где якобы случилась главная любовная драма планеты…
3795824 февраля 2017
Я непочтительно стояла спиной к статуе возлюбленной Ромео, сверкавшей на солнце отполированной грудью. Справа от меня, подобно вратам ада, зиял вход с коммерческим предложением за 5 евро пройтись по дому XIV века, принадлежавшему роду Капелло (вроде как прообразу семейству Капулетти). Слева – в лавках, процветающих благодаря гению Шекспира, отчаянно предавались покупательскому разврату туристы в возрасте от двух до ста. Прямо на меня из арки, оклеенной мириадами разноцветных бумажек с любовной белибердой, напирала людская лавина. Туристы, они ведь, как пчелы, летят на сладкое, – на ширпотреб и красивую сказку. Ромео и Джульетта умерли, но дело их живет и приносит стабильный доход в казну муниципалитета.
Некстати вспомнилось убогонькое здание Омского литературного музея имени Достоевского, подобно сиротливому карлику, торчащему на фоне элитных многоэтажек. С выражением на лице «за державу обидно» я стояла в Мекке романтиков среди восторженных счастливцев, спешащих сделать пошлое селфи, потереть правую бронзовую грудь Джульетты на удачу и накупить сувенирного барахла. И вместо того, чтобы слиться в едином порыве с возбужденной толпой и активно делиться счастьем, с ехидством иезуита, с циничностью отъявленного мизантропа рассуждала о сомнительной литературной славе места. Вот ведь и сюжет для своей трагедии Шекспир позаимствовал из поэмы Артура Брука, который пересказал итальянца Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, прочитал печальную историю у венецианца Луиджи да Порто. Можно сказать из третьих рук. А «Записки из Мертвого дома» и весь эпилог «Преступления и наказания» написаны на самом что ни на есть омском материале.
1Популярные туристические объекты Вероны дом Джульетты и ее усыпальница исторически не имеют ничего общего с героями пьесы. Но! Приехать в Верону и не попасть под балкон Джульетты никак не получится. Идешь прогуляться и везде натыкаешься на указатели «Casa di Giulietta». Аккуратно поворачиваешь в противоположную сторону и упираешься взглядом в «Tomba (гробница) di Giulietta».
В стародавние времена, когда не все люди были уверены, что земля круглая, какому-то прохиндею пришла гениальная идея назвать безымянный мраморный саркофаг последним пристанищем Джульетты. И ведь поверили. Уж святые отцы и с официальным опровержением выступали, и – страшно сказать! – крупный рогатый скот из каменной ёмкости поили, – влюбленные безумцы Средневековья уверовали в Джульетту, как нынешние подростки в хоббитов. Саркофаг таскали по Вероне с места на место, пока кто-то не тормознул его в церковной крипте, весьма отдаленно напоминающей склеп, описанный Шекспиром. Ныне эта достопримечательность, находясь под одной крышей с Музеем современного искусства, тоже работает на бюджет города. И лишь 12 дней в году (каждую первую субботу месяца) позволяет осмотреть себя безвозмездно.
Почему в Верону никак «не зарастет народная тропа» из интуристов, а в Омске их массовые скопления можно наблюдать разве что во время марафонов? Отчего весь мир стоит под балконом Джульетты, а у Тобольских ворот он стоять не желает? Вопрос, кто более матери-истории ценен, в данном случае не уместен. И Шекспир, и Достоевский – гении. Хотя есть мнение, что Шекспира вообще не существовало, а был некий «коллективный проект». Но Федор Михайлович-то точно был. И на «тихом бреге Иртыша», где нынче Центральный пляж, глину месил, и в госпитале на Скорбященской лежал, и в Воскресенском соборе великопостную службу стоял.
Верона – древний славный город. И Омск – тот еще «пуп земли»: в прошлом году вон какой юбилей отгрохали, не жук лапкой потрогал! Смею предположить, что низкая посещаемость туристами Омска как-то связана с темной каторжной аурой города. На карте Создателя Омск помечен красным флажком. То ли карма у него тяжелая, то ли Бухгольц не по фэн-шую крепость заложил, то ли бабка сглазила: метро закопали, ОДН посчитать не можем, проект гидроузла противоречит законам физики, в Федоровке вместо самолетов стритрейсеры тусуются, депутатам на «золотые парашюты» не хватает, снег со всей Сибири летит и укладывается именно на наши дороги, а еще - «черные газелисты», паводки, асфальт, тающий вместе со снегом, будь они не ладны! Как любовно называют омичи свою малую родину, ж…а мира, а не город.
Вот и Достоевский не любил Омск. Энергетика у бывшего острога не самая положительная. Какие еще чувства, кроме отчаяния заживо похороненного, может вызывать место, где ты четыре года бритый, с желтым тузом на спине и в кандалах, дробил алебастр? А разве можно забыть животный ужас при виде каторжного сброда - «они бы нас съели, если б им дали»?! Но ведь была же маленькая девочка, встретившаяся арестанту Достоевскому в первый рабочий день и протянувшая ему копеечку. Была же ПЕРЕЗАГРУЗКА, давшая миру гения. Мне кажется, если бы эта история случилась в Вероне, предприимчивые итальянцы давно бы наштамповали брелоков в виде мини-кандалов, презентовали парфюм с терпкими нотками иртышского бриза «Fyodor Dostoyevsky» и напечатали подарочные «Записки из Мертвого дома» такого, знаете, цвета осеннего омского неба, в котором кричит ворона.
А теперь немного арифметики. Английский драматург гениально интерпретировал историческую легенду в 1595 году. Итальянцы не сразу придумали фокус с гробницей, про балкон, миндальные пирожные со сладкими названиями «Вздохи Ромео» и «Поцелуи Джульетты», приносящие в казну города десятки тысяч евро. С тех пор, почитай, четыре столетия минуло. А в Омском остроге звон кандалов будущего гения русской словесности последний раз слышали каких-то сто с лишним лет назад. «Записки из Мертвого дома» вышли в 1862-м, «Преступление и наказание» - в 1866-м. Рано нам еще пожинать плоды да подставлять карман. Вот лет, эдак, через триста…
Давайте присядем и тихо помечтаем, как толпы наших туристов вперемешку с иностранными будут ломиться в дом коменданта де Граве (он же музей имени Достоевского), тайком отковыривать куски штукатурки от Тобольских ворот и прятать их в бездонных карманах, мешая со священной иртышской глиной, и даже к новоделу – Воскресенскому собору – выстроится длинная-предлинная очередь…
Жаль только, что мы с вами этого не увидим.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 16 ноября 2025 года
58015 ноября 2025
Гороскоп на 17 ноября 2025 года
53016 ноября 2025
Гороскоп на 15 ноября 2025 года
48314 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
380609 ноября 2025
96607 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
194922 октября 2025
24042515168
В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.
Записи автора
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
287006 мая 2025
Не на небе — на земле жил Ершов…
2506206 марта 2025
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова
276717 октября 2024
3045115 октября 2024
327424 мая 2024
7795209 мая 2024
Больше я не увижу деда. Мой дед умер
11919409 мая 2024
Обещанного Митяева полгода ждут
689701 апреля 2024
— психолог
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии