«Рулетенбургъ» завершает и выигрывает

Спектаклем закрытия фестиваля «Достоевский. Точка. Омск» стал «Рулетенбургъ» московского театра «Школа драматического искусства» роману «Игрок».

181117 ноября 2021
«Рулетенбургъ» завершает и выигрывает

Театр, основанный легендарным Анатолием Васильевым, называют «игровым», противопоставляя это традиционному понятию «психологический». Однако, традиции русского театра здесь не отвергаются, а развиваются: новый театральный язык, стиль, поэтика рождаются в постоянном эксперименте, поиске, отсюда — понятие театра-школы.

Вот и спектакль «Рулетенбургъ» - результат эксперимента. Молодой режиссёр Евгения Тодорова - ученица А. Галибина и И. Яцко, учившихся, в свою очередь, у Васильева. Ещё студенткой ГИТИСа она начала работать помощником режиссёра в «ШДИ», можно сказать, росла в семье «Школы драматического искусства». К работе с этим текстом Достоевского приступила тоже ещё будучи студенткой, и вот в год 200-летия писателя выпустила спектакль уже как режиссёр этого театра.

1

Неожиданного здесь много. Высокомерный француз Де-Грие (Алексей Киселёв), появляется на гироскутере: он же выше существ, топчащих землю ногами. «Бабуленька» Антонида Васильевна (Анна Кузьминская) является под песни и пляски со свитой крепостных и шутов; здесь и хоругвь, и икона, и шутовские маски. А затем озорная бабуля ещё и на велосипед пересаживается. Генерал (Андрей Харенко) — словно ожившая карикатура: и мундир, и эполеты, и рыжие бакенбарды, и треуголка ему как будто великоваты. А может, он преувеличивает собственную значимость?

Да, умеренности здесь нет ни в ком и ни в чём. Но разве в Рулетенбурге, там, где на кон ставят всё, даже жизнь, может быть мера? Сценография спектакля устроена так, что само это место воспринимается как некая сущность, поглощающая души. Всё происходит на фоне сужающихся кругов, похожих и на круг рулетки, и на мишень в тире. Круги эти оказываются экраном, на который проецируется изображение места действия: то богатые интерьеры игорного дома, то лесная чаща, то синий свет потустороннего... Но в центре этих кругов всегда — чёрная воронка пустоты, и влекущая, и ужасающая.

Создатель этого мира Ольга Левенок — не только сценограф, но и автор компьютерной графики, и художник по костюмам, в которых используется её же роспись по тканям. Мадмуазель Бланш (Евгения Козина) облачена в наряд, на котором, как на картине, изображено прекрасное тело Венеры Милосской. Платье Полины (Анастасия Привалова) скрывает длинная золотая туника, принтованная символом чистоты — единорогом. Жилет чопорного англичанина мистера Астлея (Дмитрий Репин) украшает изображение циферблата Биг Бена. И так — с каждым костюмом: это и приращение смысла, характера, личности героя, и само по себе — произведение искусства. Настоящим произведением искусства стала тут и работа со светом. Не случайно при подведении итогов фестиваля за лучшую работу художника по свету награждён Тарас Михалевский.

Актёрское существование во всех этих обстоятельствах, конечно, не может быть размеренным. Кажется, выстраивается психологический рисунок роли, становятся понятны подтексты в отношениях героев, и вдруг — прыжок в фарс, в гротеск, в пластический этюд... Эта резкость как бы вскрывает пласты потаённого в человеке. Так всё время существуют в диалоге/дуэли Алексей Иванович (Анзори Шагидзе) и Полина (Анастасия Привалова).

А хрупкая маленькая «бабуленька», смерти которой ждут все наследники, оказывается самой живой, по-детски отчаянной, доходящей в своём бесстрашии до клоунады. Именно за смелое решение роли получила приз фестиваля молодая актриса Анна Кузминская.

Евгения Тодорова отмечена призом «Молодая режиссура». Приз зрительских симпатий вручили «Школе драматического искусства». Выходит, фестивальная рулетка оказалась для этого спектакля выигрышной: четыре приза!

2

 

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Наталии Чабан с сайта sdart.ru

Теги:ФестивальтеатрФедор Достоевский


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

19821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17822 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

934104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3342114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4388210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6200106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1041712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх