Государственная память — это оксюморон

Хотите сберечь память — берегите сами, не надейтесь на чью бы то ни было помощь. Тем более, со стороны государства.

32771923 июня 2017
Государственная память — это оксюморон

Хотел написать этот пост сразу после первой заметки Александра Минжуренко «Чиновничья амнезия», в которой он жестко критикует решение ГУИП Омской области прекратить выпуск печатной версии «Книги памяти». Но что-то отвлекло, потом подумал, что это будет не слишком уместно... А теперь, после второго поста на ту же тему, еще более агрессивного и даже оскорбительного, что называется практически «не могу молчать». Понимаю, что защита действующего чиновника от нападок чиновника бывшего, но считающегося «либералом», из моих уст кого-то может удивить. Но может, это удивление способствует выведению дискуссии по этой важной теме на чуть более содержательный уровень? Давайте попробуем.

Итак, напомню главные претензии Александра Васильевича к Станиславу Валерьевичу:

1
  • в других регионах после выхода Концепции заметно увеличили и расходы и внимание к данной проблеме, а в Омской области – как будто демонстративно – сделали всё ровно наоборот;
  • денег в бюджете стало меньше, и Сумароков решил сэкономить именно на этой редакции;
  • память об ушедших от нас свята, но особенно власть должна заботиться о памяти тех, кто ушел из жизни по вине государства.

На самом деле, как следует из пояснений г-на Сумарокова, речь пока не идет о полном сворачивании этого мемориального проекта, а лишь о прекращении выпуска печатной версии «Книги памяти» и продолжении работы над ее электронной версией. Так что весь обличительный пафос г-на Минжуренко, как бы это сказать помягче, не слишком корректен.

Мне легко понять всех любителей «твердых копий», т.к. я и сам остаюсь приверженцем книг в добротных переплетах и за сорок лет не смог выбросить ни одной книги, наоборот, изредка спасая их от сдачи в макулатуру... Но все эти любители забывают или отказываются понимать очевидное: в современном мире и при современных тенденциях развития общества и культуры меняются сами основы представлений о том, какие именно носители памяти являются более надежными и долговечными. Книги, к сожалению, не только горят, но и портятся по иным причинам. А вот информация (а ведь в данном случае речь идет именно и только о сохранении информации, а не каких-то уникальных артефактов) в оцифрованном виде, сохраненная и продублированная на различных электронных носителях, в т.ч. в «облаках» и на многих частных дисках, легко копируемая и перезаписываемая, реально имеет шанс сохраниться вечно (ее прямо сейчас, например, можно отправить в космос в виде волн, что физически невозможно с книгами в традиционном формате).

К тому же не надо забывать, что издание «Книги памяти» в традиционном формате — это весьма затратное удовольствие. И, если искренне и вдумчиво переживать за эффективность расходования скудных бюджетных средств, можно лишь приветствовать любые решения о переводе госнужд на безбумажные технологии.

Впрочем, это далеко не главные аргументы. Как истинному приверженцу свободы и апологету культуры, основанной именно на базовых человеческих ценностях, мне противны любые апелляции к государству в защите культуры. Неужели сейчас людям, сохранившим рациональное восприятие действительности, нужно объяснять, что все, к чему прикасается российское государство, неизбежно портится? Российская общественно-государственная система давно превратилась в худшую версию царя Мидаса, только от ее нежных прикосновений все превращается не в золото, а в г***о или в черепки (как в старом советском мультике про злобного и жадного раджу). В ее объятиях неизбежно задыхаются и становятся мертвечиной любые, даже самые светлые и чистые, инициативы. Государственная логика неизбежно превращает живую человеческую реальность и память о ней в их противоположности — в жесткие идеологические клише, в краткие курсы истории, в единственно верные версии, в скрепы и т.п.

Память — это важнейшее свойство человека. Общественная память четко отражает состояние и уровень культурного развития общества. А государственная память — это оксюморон, а точнее — жуткое, ублюдочное порождение от извращенного соития государственного монстра и общества. Да, конечно, российское общество в большинстве не способно осознать всю мерзость этого сочетания, поскольку само является порождением госмашины, результатом чудовищного социально-политического эксперимента, осуществленного в XX веке. Но отдельные граждане, чудом сохранившие способность критически мыслить и воспринимать реальность вне навязанных им идеологических догм и пропагандистских мифов и штампов, могли бы проявлять разумную осторожность в отношениях с государственным молохом? Тем более, в ситуациях, когда такие отношения не являются обязательными и вынужденными...

Никто и ничто не мешает людям, которым дорога память их предков, делать все, что в их силах, для сохранения этой памяти. Для этого есть масса возможностей, реализовать которые можно и лично, и группой, и всем миром. Можно аккуратно вести семейные архивы, а можно кооперироваться и создавать общедоступные интернет-архивы, в которых каждый семейный архив будет частичкой одного огромного народного архива. Можно устанавливать мемориальные доски и частные памятники. И это делают многочисленные энтузиасты — часто вопреки всевозможным чиновничьим препонам. Можно бережно сохранять семейные мемориальные ритуалы, а можно придумывать групповые и массовые мемориальные акции. Но надо ясно понимать, что в случае их успеха госпропаганда неизбежно попробует их «организовать и возглавить» — как это было еще в советское время с поисковым движением и как это произошло на наших глазах с инициативой «Бессмертный полк»...

Если вы хотите сберечь память — берегите сами, не надейтесь на чью бы то ни было помощь. Тем более, со стороны государства, которое столетиями превращало историческую память в одно из самых мощных и эффективных средств пропаганды, зомбирования и расчеловечивания.

Оригинал в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

18 октября

Как играть на бирже? Или не играть?

Как играть на бирже? Или не играть?

28514 октября 2025

19 октября

«Художник видит мир глазами Бога…»

«Художник видит мир глазами Бога…»

1040407 октября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 35 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 179 человек

социолог, публицист, блогер

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Рада Маевская

— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1066131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

73423 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

89921 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

103819 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

102913 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

85806 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

146329 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

205907 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1547104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх