Танец оловянного солдатика. Омская легенда

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 63…

2806120 июня 2018

Ему предстояло разбежаться и прыгнуть. Прыгнуть во что бы то ни стало. Его тело всегда жило на сцене без какой-либо опоры. А нынче — эта кровать, и страшно болит спина, и ноги, когда-то неутомимые и послушные, отказываются повиноваться.

Отчего в январе так нестерпимо ярко светит солнце? Это всё тролль подстроил — маленький чёрный тролль из табакерки…

1

Сквозь беспрерывный звон в ушах доносится голос старика-хореографа: «Вы поднимаетесь и на мгновение замираете в воздухе»…

Ну конечно, именно так… Веки полуприкрыты, подбородок приподнят, руки в первой позиции, одеяло скользит на пол. Господи, он взлетает — юный, гибкий, восторженный и, легко вращаясь в пространстве, уносится дальше, сквозь пыльные оконные стёкла. Как и положено всякому бесплотному видению — теперь уже призраку, танцующему в вечности партию Тибальда.

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 63…

Иногда мне кажется, что он и не ушёл вовсе, а просто ненадолго отлучился из театра, но скоро вернётся. И как ни в чём ни бывало продолжит монолог, неожиданно прерванный много лет назад:

— Я безумно люблю своего Тибальда. Я танцевал его всегда, кроме одного раза, с первого и до последнего спектакля.

Солист балета — самая мужская профессия. Слабаки здесь успехов не добиваются. Это адский физический труд. Это вечное преодоление боли. И ещё тебе всё время не хватает воздуха.

Из памяти давно стёрлись и день, и год, помню только, что был апрель. У него на носу юбилейный вечер, а номер ещё недоучен, и размолвка с директором. Ах, как всё это некстати:

— Я 250 раз — столько, сколько шёл спектакль, — выходил в мюзикле «Юнона» и «Авось». Сначала в роли Юродивого, потом графа Резанова. Очень любил Тиля Уленшпигеля — после этой роли всегда болел: так много хотелось сказать зрителю! Мне страшно нравился мой герой из «Барышни и хулигана» на дивную музыку Шостаковича. С возрастом пришли царские роли: Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова», Пугачёв в «Капитанской дочке», хан Гирей в «Бахчисарайском фонтане»…

Мне хочется быть искренним в своих сценических образах. Если жить, то жить на сцене на разрыве аорты, если не жить — зачем тогда выходить к публике?

2

Мягкий голос, перемотанные эластичными бинтами колени, тонкие «лебединые» руки, высоко поставленная гордая балетная голова и глаза — глаза много чего повидавшие и оттого бесконечно печальные. Он готовится выйти перед публикой в страстную пятницу — это единственный вечер, когда сцена в театре свободна:

 Как в Омске оказался? Объявили, что в музыкальный театр набирается труппа. Приехал — посмотрели — подошёл. Дали комнатку в общежитии, ставку. Предложения? Разумеется, были. Из того же Ленинграда. Но как подумаю, кому я там нужен?! Столица есть столица, а я — простой крестьянский сын. Никто во мне не воспитывал эту пафосность, снобизм, высокомерие.

Когда границы открылись и все артисты разбежались, я остался один в театре. Условий директору не ставил — выходил и выполнял свою работу. 

Его искренность обезоруживает, он заразительно смеется, но старается дышать в сторону. Извиняется. Немного выпил. Коньяку. Чертовски устал, взвинчен, и эта нервотрёпка, но вы спрашивайте, спрашивайте, бог с ним, с недоученным номером, у меня ещё весь вечер впереди. И ночь...

— Вот она, — мимо нас незаметно пробегает женщина, — моя ненаглядная Никитенко. Она для меня — всё — музыкант, менеджер, продюсер, режиссёр, разнорабочий. Сейчас придёт и будет клеить стенды к моему юбилею. Лена окончила «Шебалинку», работала концертмейстером, бывшая чемпионка России по бодибилдингу. Мы познакомились семь лет назад в Доме актёра, через месяц расписались. Я хотел сделать всё по-быстрому. Забежали во Дворец бракосочетаний на набережной и столкнулись с директором, которая категорично заявила: «Я никогда себе не прощу, что Олега Карповича расписали с любимой женщиной второпях».

Был торжественный зал и родственники, и под Эдит Пиаф на ватных ногах я танцевал свадебный вальс. Как пацан, чувствовал, что земля уплывает из-под моих ног…

Сладкий весенний воздух пьянит не хуже крепкого коньяка…

— Не замечали, весной хочется быть птицей? Стешу мы с Аллочкой, первой женой, назвали в честь младшего маминого брата. А московский доктор, который оперировал дочь, ласково величал её Степашкой. 

Стеша родилась с тремя пороками сердца. Операцию могли сделать только в институте Бакулева. Василий Иванович Евстратенко связался с Михаилом Александровичем Ульяновым, тот договорился с врачами. Моя крошечная семимесячная малышка мужественно перенесла две операции. Третью делали омские кардиохирурги. Пока она шла, все восемь бесконечных часов моя бедная Алла сидела в больнице, а у меня вечером спектакль — «Ромео и Джульетта». Я выбегаю на сцену, и по щекам — слёзы градом. Я заставляю себя улыбаться, потому что публика пришла наслаждаться музыкой и танцем, и ей нет никакого дела до того, что у Тибальда маленькая дочь между жизнью и смертью.

Я до сих пор отчётливо слышу последние шестнадцать аккордов балета Прокофьева, когда Ромео вонзает в меня нож, а из-за кулис доносится шёпот: «Операция прошла успешно». Я умер на сцене, а мой ребёнок заново родился…

3

Мы сидим на втором этаже в фойе музыкального театра, сумасшедшее солнце жарит, как в июне, и прозрачный весенний воздух струится сквозь щели пыльных окон. Господи, верни меня туда, в тот апрель, где все ещё живы, где он весь вечер танцует — с бешеной энергией, с потрясающим актёрским мастерством, лёгкий, воздушный, гибкий:

— Одна корреспондентка меня спросила: «А почему вы написали «театр — моя жизнь»? По кочану! Жизнь и театр так тесно и странно переплелись в моей жизни, что я и сам порой боюсь аналогий…

В «Анне на шее» я сыграл Петра Леоныча, который после смерти жены остаётся с детьми на руках. Этот спектакль был последним, который увидела Алла. Она служила скрипачкой в театральном оркестре. Болезнь, как это нередко случается, обнаружили слишком поздно. Четвёртая стадия — врач сказал, что это не лечится, что надо готовиться к худшему. Я не верил, я умолял её жить: и в больнице, и дома. Прибегал с репетиций — колол морфий. Убегал на спектакль, возвращался — снова морфий. Она даже не плакала — тихо стонала…

Я сам приготовил её к похоронам: соседка дала резиновые перчатки и стакан водки… Потом вышел на улицу, в ночь, и завыл, как зверь…

Стеше было только четыре годика. Мне говорили, чтобы я не брал её на похороны, но как я смог бы объяснить дочке, где мама… Взрослые держались из последних сил. И вдруг Стеша спросила: «А зачем вы мою маму в землю закапываете?»

Не дай нам Бог сойти с ума…

Нет, нет, это ещё не конец. Память равнодушно отматывает события назад. Сначала был Новосибирск — город детства, где «мать всю жизнь работала на заводе в две смены», где «впятером жили в десятиметровой комнатке» и непростые отношения с отцом. Где «дважды горели дотла» и две младшие сестрёнки на нём — «я их поил, кормил, гулял». Где ещё ни сном ни духом о балете, где страстно мечтал о Суворовском училище, но вместе с одноклассницей случайно заглянул в хореографическое да там и остался:

— Поначалу моей любимой оценкой была тройка с огромным минусом, — Олег Иванович широко разводит руки в стороны, показывая размеры этого минуса, — зато по народному сценическому танцу я имел пятёрку с плюсом, поскольку был влюблён в преподавательницу, — он мечтательно прикрывает глаза и добавляет — шея лебединая, руки поющие…

4

После училища махнул во Фрунзе, съездил с Киргизским театром на гастроли в Москву, а по возвращении домой его ждала повестка в военкомат. «Ну что, Карпович, - ласково улыбнулся капитан, — поедешь на север белым медведям животы чесать или плясать будешь?» Так он оказался в ансамбле песни и пляски Краснознамённого Среднеазиатского военного округа и за пару лет службы изъездил всю Среднюю Азию вдоль и поперёк. После армии служил в Алма-Атинском ансамбле классического балета «Молодой балет Алма-Аты». С ним выступал и в Большом театре, и в Концертном зале имени Чайковского, и на сцене Большого Кремлёвского дворца съездов. И даже в Италии.

Он вздыхает и на минутку мечтательно прикрывает глаза:

— Давно я в Италии не был… А, как вы думаете, хорошо там сейчас, в Италии?

…И был апрель.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлено литературной частью Омского музыкального театра

Теги:Олег Карповичпамятьмузтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.06.2019

Вы верите, что «Мостовик» можно возродить?

Уже проголосовало 166 человек

28.05.2019

Мешает ли вам аудиореклама на улицах города?

Уже проголосовало 213 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Нателла Кисилевская

— журналистка

Лариса Ханжарова

— не покинувшая Омск

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Экс-супруг депутата Горсовета Горностаевой претендовал на имущество, отошедшее депутату Заксобрания Павлову

В рамках мирового соглашения Лариса Горностаева договорилась с бывшим мужем Игорем о выплате семи миллионов рублей компенсации за его половину оборудования пивзавода «Сибирский стандарт».

71810 июля 2019

Дело о виртуальной женщине, самоварном золоте и «беспечном безопаснике»

Несложное на первый взгляд — изначально с признательными показаниями — дело о мошенничестве с использованием служебного положения дошло до Ленинского райсуда, обрастая по пути сбивающими с толку деталями.

959608 июля 2019

Вадим Лобанов. Врач, который не водит вас за нос

Доктор медицинских наук, пластический хирург, доцент кафедры общей хирургии ОмГМУ рассказал «ВОмске» о современных тенденциях пластической хирургии, а заодно — о мотивации своих пациенток и своих профессиональных табу.

1277326 июня 2019

Омск впервые заслужил «Собаку Павлова»

Награду привезла в родной город специалист по психокоррекции Юлия Купрейкина, которая стала победительницей престижной профессиональной премии.

157620 июня 2019

Стиль жизни

«Который год живу без секса!»

Секс

«Который год живу без секса!»

Такое заявление от посетительницы услышал практикующий сексолог Сергей Тимофеев. А дама, между прочим, замужем. Что это значит и с чем связан такой «обет безбрачия»?

75313 июля 2019
Артист, который схватывает на лету

Уклад

Артист, который схватывает на лету

«Меня зовут Алексей Смирнов. Я — жонглер. Мой опыт жонглирования более 15 лет», — так представляется этот обаятельный артист цирка. Без утайки он рассказал о профессиональной ловкости, чувстве долга, о том, как в нем уживаются энтомолог, цветовод, режиссер и педагог — и заодно, зачем вратарям учиться жонгляжу.

96430 июня 2019
Алиса в стране тигресс

Story

Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

161017 июня 2019
Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Story

Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Такого спортивно-креативного паяца вы ещё точно не видели. В его арсенале — батут, проволока, гитара, ударные, сальто, колесо и вообще чёрт знает что, от чего дети от трёх до сорока трёх валом валят на манеж, где самозабвенно пляшут, стучат в барабаны, кувыркаются и обливаются водой.

2004210 июня 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх