«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

Если и есть в этом безумно-пандемийном мире что-то постоянное, то это фестиваль «Белая симфония», который сочинили в Омске.

570830 ноября 2021
«Белая симфония» — праздник, который всегда зимой

На границе осени и зимы филармония в пятый раз приглашает всех на музыкальные променады в компании с юбиляром — Омским академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Дмитрия Васильева. 

Есть музыка в омских селеньях…

— Фестиваль проходит каждый год, несмотря ни на что. Это зима нам помогает, — говорит директор Омской филармонии Ирина Лапшина. — Мы приглашаем лучшие музыкальные силы планеты, которые помогают привлекать внимание к симфонической музыке и симфоническому оркестру.

Фестиваль «Белая симфония» — это торжество симфонической музыки и разнообразие жанров. Он родился в год пятидесятилетия Омского симфонического оркестра. В этом году праздник вновь посвящён юбилейной дате: 55-летию оркестра. Омичи станут свидетелями новых музыкальных событий. Нас ждёт пять незабываемых концертов, десять ярких имён и впечатляющих встреч с приглашёнными солистами, два десятка произведений разных симфонических жанров и одна мировая премьера.

16 декабря фестиваль закроется юбилейным концертом Омского симфонического, потому что ровно 55 лет назад 16 декабря коллектив был создан. Мы обещаем, что Омск услышит рождение волшебной музыки на сцене Концертного зала. В этом году мы стали победителями в конкурсе, который устраивал Союз композиторов,  в номинации «Ноты и квоты». И молодой композитор Алексей Сысоев специально для нас написал произведение. В конкурсе мы обошли даже оркестр Великобритании, так что нам есть чем гордиться. А самых маленьких слушателей мы приглашаем 12 декабря на сказку Маршака «Двенадцать месяцев», которую в сопровождении Омского симфонического оркестра прочтёт актёр Дмитрий Назаров. 

Молодым везде у нас… «Белая симфония»

У нынешнего фестиваля была необычная прелюдия: 24 ноября прошёл концерт Дениса Мацуева, — рассказала журналистам на пресс-конференции Ирина Лапшина. — А сегодня молодые исполнители играют Сен-Санса, Сибелиуса и Симфонию — всё на букву «С». Молодые восхищают, заряжают, вдохновляют. На их концертах можно почувствовать потрясающую энергетику, испытать те особенные, ни с чем не сравнимые чувства. И зал это испытает.

В садах «Белой симфонии-5» созрели новые «плоды». Поколение Z — так представляются публике восходящие звёзды Анастасия Ушакова, Варвара Кутузова и Матвей Блюмин. Вечером 28 ноября они изменили геометрию пространства Концертного зала и моментально и навсегда втянули в свою орбиту омичей.

Варя

Победительница конкурса Дениса Мацуева «Astana Piano Passion 2013», стипендиат благотворительных общественных фондов «Новые имена», Владимира Спивакова и фонда имени Валерия Золотухина Варвара Кутузова начала сольную карьеру в шестилетнем возрасте. Ей довелось выступать с Чикагским симфоническим и с Магдебургским оперным, с оркестрами Владимира Федосеева и Владимира Спивакова, с Татарстанским оркестром под управлением Александра Сладковского и с Российским Национальным, с Государственным академическим симфоническим имени Светланова и Квартетом имени Бородина. Франция, Португалия, Китай, Швейцария, Сербия, Рио-де-Жанейро и вот наконец-то затерянный в сибирских снегах долгожданный Омск.

— Я рада, что выступаю в Омске, — рассказала на пресс-конференции перед концертом Варвара Кутузова. — У вас замечательный оркестр, с которым я провела две короткие репетиции. Контакт случился сразу, музыканты мгновенно и без лишних слов подхватили мою трактовку. 


Восемнадцатилетняя студентка Гнесинки выбрала для «Белой симфонии» Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль минор Сен-Санса. Композитор сочинил его в 1868 году за 17 дней. А спустя ещё десять дней, 13 мая 1868 года, произведение было исполнено. Услышав концерт, потрясённый Чайковский написал: «Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями».

— Я давным-давно хотела сыграть концерт Сен-Санса, — призналась пианистка. — Он был исполнен на «Grand piano competition» у Дениса Мацуева, и я очень рада, что мне предстоит сыграть его вновь с Омским симфоническим.

Настя

Виолончелистка Анастасия Ушакова — выпускница Омской детской музыкальной школы №6. В 2015-м она стала победительницей IX Международного юношеского конкурса имени Чайковского, выступала на концертных площадках Великобритании, Чехии, Италии, Австрии, США, Южной Кореи.

— Настя — наша, — с удовольствием напомнила журналистам Ирина Лапшина, — Она не забывает родной город и оркестр. Я надеюсь, что, побывав здесь вместе с коллегами, она будет рассказывать об Омске, о нашем концертном зале, про который Денис Мацуев сказал, что это «один из самых красивых залов в стране», что он, «как в Европе», что здесь «прекрасная акустика» и «особенный зритель». У ребят большое будущее, и мы и дальше будем приглашать их в наши проекты.

— Для меня большая честь и радость сотрудничать с маэстро Васильевым, — призналась Анастасия. — Я выступаю с Омским симфоническим оркестром уже в третий раз. Это невероятно приятно, когда тебя все знают, поздравляют, спрашивают об успехах, желают удачи. Я рада, что у меня есть Омск, в который всегда можно вернуться и где тебя с нетерпением  ждут.

Нынче лауреату всероссийских и международных конкурсов Анастасии Ушаковой девятнадцать, а вот Сен-Сансу было тридцать семь, когда он сочинил свой Первый концерт для виолончели с оркестром ля минор. Его музыкант исполнила для омской публики. Это настоящий концерт-фаворит для великих виртуозов виолончелистов. Шостакович и Рахманинов считали его величайшим из всех концертов для виолончели.

— Концерт Сен-Санса — моё первое серьёзное крупное произведение с оркестром, — рассказала виолончелистка, — я играла его в финале юношеского конкурса Чайковского, поэтому для меня он особенный.  Я не играла Сен-Санса больше шести лет, и сегодня будет немного волнительно вспомнить его. Надеюсь, что и зрители получат удовольствие.

Матвей

Ещё один гость пятой юбилейной «Белой симфонии» — молодой скрипач-виртуоз Матвей  Блюмин. Говорят, уроженец Севастополя буквально «вынул душу»  у всех, кто четыре года назад следил за его фантастической игрой на Всероссийском конкурсе «Синяя птица». Нынче «одарённый на пятьсот процентов» юноша является победителем более двадцати международных конкурсов в Бельгии, Италии, Украине, Португалии.

 

— Я уже не помню, со сколькими оркестрами играл, — извинился Матвей, — мы ведь  играем с детства, так что все сложно упомнить. Но, будьте уверены, мы всегда ждём встречи со зрителями и всегда волнуемся. Нет ни одного артиста в мире, который бы не трепетал перед выходом на сцену. Но когда берёшь в руки инструмент, начинается другая история.

Финский романтик Ян Сибелиус в тридцатисемилетнем возрасте создал лишь один-единственный концерт для скрипки, но какой! Композитор словно задался целью продемонстрировать публике решительно всё, на что способна скрипка.

С раннего детства сын шведского доктора Кристиана Густава Сибелиуса страстно мечтал о карьере скрипача-виртуоза, но перенесённая травма плеча и позднее обучение игре на любимом инструменте заставили мальчика отказаться от исполнительской карьеры. Кто знает, не случись в жизни финского гения эта трагедия, может, и не родился бы Концерт для скрипки ре минор, в котором Сибелиус показал беспредельные возможности скрипки — те, что для него самого как исполнителя не были доступны.

— Концерт Сибелиуса я играл много раз, — рассказал Матвей. — Он невероятно красивый, невероятно сложный и очень длинный: сорок минут. Перед выступлением я немного паникую потому что в голове уйма всего, что я должен сделать, но, как только я выхожу на сцену, я просто рассказываю историю, и всё становится на свои места.

Матвей волновался. Его смычок рвался в облака так, что перехватывало дыхание. Он не смел вздохнуть, пока не заканчивалась музыкальная фраза. Жадно глотнув воздуха, музыкант страстно и самозабвенно разрезал застывшее пространство сцены. Музыка пробивалась сквозь снег, ветер, холод, стучалась в замёрзшие стёкла, и ледяные осколки разлетались и ещё долго-долго звенели в сердцах изумлённой публики. А потом, во второй части концерта, зазвучала проникновенная элегия. Умиротворение и гармония спустились на замёрзшую Землю, и уставшая планета, вопреки законам Галактики, на мгновение замедлила свой стремительный бег. И вдруг пасторальные пейзажи «страны тысячи озёр» утонули в патетически-страстном финале. Музыка кружилась, металась и рвалась, смычок взлетал к небу и падал в бездонную пропасть. Какая-то грозная и воинственная сила, заключённая в маленькой скрипке восемнадцатилетнего юноши, вела в бой и умоляла не сдаваться. Героические интонации в сочетании с темпераментными танцевальными  ритмами взрывали эту нашу окоченевшую от пандемии жизнь, где всё смертно, всё конечно, но так прекрасно и безнадёжно. 

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Фото предоставлено пресс-службой Омской филармонии

Теги:Белая симфонияОмская филармонияфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 104 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 97 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

146119 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

378101 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

383201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

7210101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх