Сергей Зубенко: «В слове ТЮЗ для меня главное буква Т – театр!»

В Омском ТЮЗе на выходе премьера по рассказам Василия Шукшина.

240601 июля 2018

В афише спектакля «Недоразумения» дважды встречается фамилия Зубенко: Сергей и Павел, режиссер и актер, отец и сын. На вопросы они отвечали порознь, поэтому двойное интервью местами получилось неожиданным — в первую очередь, думаю, для них самих.

— Почему Зубенко-старший стал актером?

1

Сергей: Случайно получилось. Встретил как-то на улице друзей по пионерскому лагерю, они занимались в драмкружке ДК Лобкова. Дел особых не было, пошел с ними за компанию — меня так приняли хорошо, чаем напоили. А когда заканчивал школу, решил погадать на справочнике абитуриента, для прикола, что выпадет? Открыл наугад: школа-студия МХАТ! Клянусь! Значит, туда и дорога! У меня с литературой в школе было хорошо. Написал в Москву, Екатеринбург и Иркутск. Три разных точки на карте. Из МХАТа пришел маленький листочек: общежитием не обеспечиваем. Из Екатеринбурга  листочек побольше: общежития нет. А из Иркутска солидное письмо: приглашаетесь на прослушивание. И приписка: иногородние обеспечиваются общежитием. Для меня это было важно.

Павел: Думаю, он жутко не хотел идти на завод. Вся семья — бабушка, дедушка — рабочий класс суровый. Насколько я знаю, они были категорически против. А папа — художник, у него хорошая фантазия, художественное мышление. Есть артисты-исполнители, а есть артисты-творцы. Папа любит сам придумывать и воплощает это. Я иногда наблюдаю за ним — ходячий мастер-класс. Один этюд — может сделать 25 разных вариантов.

— Почему решил стать актером сын?

Сергей: Сам удивляюсь, что сыновья подались на сцену. Даже в детстве они были не очень-то большие любители ходить в театр. Есть актерские дети, которых родители постоянно берут с собой, потому что оставить не с кем. А у нас мама дома сидела. Они уличные росли, футбол-хоккей, нормальное мальчишеское детство. У старшего Егора спортивный разряд по гимнастике, армию отслужил, в цирке акробатом работал. Сейчас поступил в театральное: «Хочу с тобой и Пашкой выходить на одну сцену!» «Не много ли Зубенко на один квадратный метр?» — спрашиваю. А то, что малипуська пошел в театральное, я связываю с нежеланием идти в 10 класс.

Павел: Я рос в театре. Так совпадало — когда не с кем оставить, папа брал меня с собой на целый день. С артистами тесно общался, узнавал всю кухню изнутри, бегал по фойе, директор меня гоняла. Потом было какое-то перепутье, сомнения. Рассказывают, что в детстве я говорил: когда вырасту, буду играть с папой на одной сцене. В принципе, все сбылось.

— Как отец готовил сына в театральное?

Сергей: Он поздно сказал, уже после Нового года: «Хочу в училище. Поможешь?» «Помогу, конечно, только будешь сам готовиться». В 10 класс категорически не хотел идти. Тексты сам не искал — подготовил, что папа посоветовал. С минимальными затратами. Поступил с первого раза. Я не лез, не давил, никакого участия не принимал. Только что поехал с ним в Иркутск — так ведь 14 лет мальчишке, одного не отпустишь! Если б не взяли, стал бы автослесарем.

Павел: Было страшно поступать. Готовил папа. Сказал: ищи вот это, это, это, выучишь — расскажешь. Давал направление, подталкивал. Когда я пытался что-то изображать,  говорил, как это лучше поправить. Мы с ним очень плотно за день до экзамена в Иркутске позанимались. Потому что, как выяснилось, я выучил не всю программу. Только прошел на второй тур, папа меня утром будит: «Быстро вставай,  мы с тобой не выучили песню!» «Я ж выучил одну?» «А нужно три! Причем две русских народных!» Я за голову схватился — и давай учить. Это был коронный номер.

2

— Вы вместе выходите на сцену. Ощущения?

Сергей: У нас пока нет ни одной работы, где бы мы много контактировали. В «Танцплощадке» — встречаемся взглядом, пожимаем друг другу руку — и все.

Павел: Если посмеяться… В «Веревке» он играет моего папу. Но мы на сцене не встречаемся — меня в самом начале убивают, и он весь спектакль меня ищет. А в «Танцплощадке»  пересекаемся — он военный, я военный.

— Вы репетируете Шукшина. Почему именно этот автор?

Сергей: Меня бесит, когда говорят: мы должны обслуживать население, поэтому надо брать произведения из школьной программы. Театр — не организация обслуживания населения, театр производит художественный продукт. Иначе ему не выжить! Мы должны ставить высокохудожественные спектакли. Все остальное ложь. Поэтому и сказки, и спектакли для подростков должны быть качественными. Театру нужно выжить, заявить о себе, чтобы пошли люди. Шукшин — сложный материал. Все вроде бы просто, а это самое сложное — сделать просто. Труппу надо растить на хорошем материале. Хочу сделать спектакль, где действие происходит в сельском клубе. Шестидесятые-семидесятые годы прошлого века очень живые — людям жилось тяжело, а фильмы того времени светлые, легкие. Хочется сделать такую историю — легкую. Три рассказа Шукшина: «Артист Федор Грай», «Сельские жители» и «Бессовестная». Чувствую, ребята меня немножечко не понимают, хотя мы кое-что уже показали на фестивале. Много у нас в театре ремесла, мало проживания. Артисты должны нести внутреннее содержание. А когда играют одни сказки — получается утренник. Нельзя этого делать. Иначе они и в вечерних спектаклях останутся зайчиками и белочками. Это же самое главное — задевать эмоции человеческие. Хочется, чтоб спектакль был живой. В слове ТЮЗ для меня главное буква Т – театр! Он либо есть, либо нет.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 72 человека

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 176 человек

























Блог-пост

Валентина Фоменко

— Психолог

Елена Петрова

— омичка

Светлана Дзюба

— Хозяйка Берлоги


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

420631 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

464320 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

1308804 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

1380403 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх