Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. 

107524 сентября 2020
Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Вот Альфред Илл попытался бежать от жаждущих его смерти сограждан, но поезд ушёл. А Клара Цеханасьян хоть и покинула город сорок лет назад, но город не покинул её: всю жизнь она положила на то, чтобы разорить ненавидимый Гюллен и уничтожить предавшего её Илла.

Да, Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. За более чем полувековую жизнь этой пьесы немало было постановок и экранизаций. Наверняка многие помнят и фильм Михаила Козакова с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Поэтому самое интересное — а что нам открывает эта история сегодня? Как сказал сам режиссёр в интервью «Омскинформу», «Визит дамы» — абсолютный диагноз того, что происходит здесь и сейчас. Идеально жёсткий и неприятный диагноз для нас всех».

1

Так что же происходит «здесь и сейчас»? Зритель видит как бы два мира — реальную жизнь граждан Гюллена и её медийное отражение: вокруг полно видеокамер, а городская стена становится экраном, превращающим жизнь в ток-шоу. В конце концов этакое «Пусть говорят» сливается с реальностью, и то, что казалось жизнью, оказывается симулякром...

... Идёт сход горожан, на котором они решают принять от госпожи Цеханасьян дар — миллиард — из самых гуманных побуждений: «во имя торжества справедливости». Но фиксирующие это событие репортёры не довольны картинкой и требуют сыграть ещё один дубль. И вот этот второй дубль — самая страшная сцена спектакля, бьющая зрителя наотмашь. Ведь каждый житель Гюллена знает, что истинная цена миллиарда — жизнь Илла, но все они с воодушевлением снова голосуют за «торжество справедливости».

Клара Цеханасьян здесь — падший ангел, превратившийся в беса-искусителя. Уже почти потустороннее существо, променявшее свою человеческую сущность на роль в шоу «Месть». И исполняет она эту роль столь виртуозно, что порой кажется: вот здесь, в Конрадовом лесу, где она была когда-то влюблённым ангелом, в ней просыпается та девочка, тот ангелок... Но мгновение — и перед нами вновь безжалостная мстительница. Ювелирная работа, Ирина Герасимова!

Если Клара давно отказалась от своего человеческого измерения, то граждане умирающего города меняются у нас на глазах. Собственно, живыми-то их и не назовёшь. Вначале они, словно зомби, как бы в полусне совершают привычный ритуал: встречают проезжающие мимо поезда, глядят мёртвыми глазами, как в телевизор, на ускользающую чужую жизнь... И не питают никаких надежд на перемены. И вдруг это странное предложение нагрянувшей в Гюллен госпожи Цеханасьян! Все, все дружно отвергают безнравственную сделку — миллиард в обмен на жизнь Илла. Но с этого момента мёртвый город оживает: в предвкушении лучшей жизни гюлленцы суетятся, лезут в долги, окружая себя невиданной ранее роскошью! Нет, никто не хочет смерти Илла, но каждый надеется, что найдётся среди них кто-то, кто приведёт в исполнение приговор госпожи миллиардерши. В конце концов, Илл заслуживает наказания: бросил же он ради дочери лавочника юную Клару, да ещё и подкупил лжесвидетелей, чтобы уйти от необходимости жениться на ней...

Впрочем, «лучшие люди города» пытаются сопротивляться бесовскому искушению. Учитель (Владислав Пузырников) проходит через все круги ада расчеловечивания, постепенно подменяя свои убеждения симулякром морали «миллиард во имя торжества справедливости». И первый вскидывает руку, голосуя за миллиард. Бургомистр (Иван Маленьких) приносит Иллу ружьё: может, тот избавит сограждан от убийства и сам сделает то, что необходимо для благополучия города? Священник (Виталий Семёнов), кричит Альфреду: «Беги!», но на колокольне уже звонят новенькие колокола... По ком они звонят?..
Нет, не по грешнику Альфреду Иллу (Михаил Окунев). Он-то движется в обратном по отношению к согражданам направлении. Вначале Илл даже с удовольствием участвует во всеобщем «заговоре» по «раскрутке» богатой дамы на финансовую помощь городу. И без зазрения совести объясняет расставание с юной Кларой тем, что не хотел ограничивать её возможностей, ведь, останься она в Гюллене — не добилась бы такого успеха! Однако, чем быстрее меняются сограждане, чем больше они уверены, что получат заветный миллиард, тем несговорчивее становится Альфред. Да, он примет любое решение горожан, но не избавит их от принятия этого решения: каждый должен сделать свой нравственный выбор. И поэтому собирается сход, и поэтому проходит голосование, и поэтому «лучшие люди города» уже готовы привести принятое решение в исполнение. Но... «паралич сердца»: смертью Илл искупает свой грех. И теперь гюлленцы могут и заветный миллиард получить, и сплотиться вокруг своего мученика...

2

Время нравственных подмен и компромиссов — такой диагноз ставит театр современности. Но ведь выбор — за каждым из нас. Нам, как и жителям Гюллена, его не избежать. Не пытайтесь покинуть свой Гюллен...

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрея Кудрявцева

Теги:драмтеатртеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 106 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 235 человек























Блог-пост

Майя Гусейнова

— Журналист. Исследователь. Бегунья.

Рустам Гараев

Анастасия Щербакова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Юлия Купрейкина — Инне Динкелаккер: «Прожить всю жизнь в спальне — так себе затея»

Две женщины — гинеколог-эндокринолог и психолог-консультант — в проекте «Интервью по цепочке» говорят о том, что таит в себе словосочетание «женская энергия», как оставаться желанной и желать самой и как жить, если у подруги пять оргазмов в день, а у тебя — один в месяц, да и тот «какой-то не такой».

3122315 апреля 2021

Стиль жизни

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Кредо

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие.

129352210 апреля 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

7096608 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

2865105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

3398130 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх