«У русского языка есть большой пушистый хвост как у белки!»

Урок Русского Языка II. Сцена 2. Действие происходит в кабинете русского языка в городе Эксетере.

282713 ноября 2020
«У русского языка есть большой пушистый хвост как у белки!»

Атмосфера напряженная, стены желтоватые, в воздухе пахнет кофейным напитком и русскими падежами.

Главные действующие лица:

1

П - преподаватель
У - ученик

В кабинет робко заходит трепещущий ученик
П (обрадованно): Ооо, мой хорошенький, ты вернулся!
У (смотря в пол): Д-да. Я готов продолжать…
П: Молодец, ты не волнуйся, все самое сложное позади.
У (распахнув глаза): Да? Ок!
П: Итак, ты прочитал страничку про падежи?
У: Нуууу, почти...
П: Руки не дошли посмотреть?
У: Ээ? Руки что делают??
П: Не важно, забудь. Так, падежи, падежи... Например Он / она, это именительный падеж. Как «он / она» на английском …?
У: Гм… «He / she»?
П: Да. И как будет «я знаю его / ее»?
У: Эммм… «I know him / her»?
П: Да-да!
У (облегченно вздыхая): О, это не так сложно!
П: Вот видишь? Ой, как приятно снова видеть вашу улыбку! Давай теперь сделаем остальные склонения.
У (с подозрением): «Остальные»… это сколько?
П: Шесть!
У: Шесть??
П: Да-да, Шесть!
У : Жесть...
П: Да ладно тебе. Придется только чуть-чуть напрягаться. Ты же хочешь, чтобы ты мог разговаривать с местными на Невском Проспекте?
У: Ну да. Хочу.
П: И правильно! Кстати, они дружелюбнее чем москвичи. Я-то знаю, я сама петербурженка.
У: Ок...

П: И поэтому мы учим правила! Все просто. Он, его, его, ему, им, о нем
У (старательно выговаривая): Йиво йиво ем-ном-нём?
П: Молодец! И если есть предлог, добавим Н - с него, к нему, с ним,
У: То есть... для нашего одного "him" есть СЕМЬ разных русских вариантов?
П: Да!
У (в легком шоке): Но это… в реале семь!? но…
П: Дыши, мой дорогой, дыши… Ты же хочешь понимать и петь русские песни?
У: Хочу!
П: Ну, выучишь немного и споешь во сне и наяву!
У (обеспокоенно): … а как так вышло с вашими падежами? На английском 1 падеж, на русском 6…
П: Ну у вас не 1, а 1 с хвостиком. I - me, we - us.
У: Это хвостик?
П: Да-да! И у русского языка есть большой пушистый хвост как у белки! Ты же помнишь про белок с первого занятия?
У: Никогда не забуду...
П: Прекрасно. Теперь «она»: ее, ее, ей, ей, о ней
У: О, это полегче
П: Конечно, все, что женское всегда легче
У: А на самом, зачем вам 6 падежей?
П: Ну а как мы бы сказали, что кто с чем нам чего - тот от этого и того, если без них?
У (про себя): *So this is how I die...*

П: Вот видишь, мы бы тоже молчали как ты сейчас. Ну, и дальше то же самое с ты, вы, я, мы, итд
У (нервно): Ой… Сколько в конечном итоге форм?
П (заботливо): Волнуешься, да?
У: Это мягко сказано.
П: Ну, если включить ею, тобою и мною?
У: Ну, допустим…
П: 50, плюс минус
У (вскакивая): !!! Блин, я не ученик а мученик! С какого…. перепуга!?
П (успокаивающим тоном): Дыши, дыши, не обижайся на наши личные местоимения. Ничего личного, они просто так устроены.
У (со слезами в голосе): Но я же не осилю это…
П (наставительно): Уныние - это грех, мой дорогущий. А ты же хочешь сам потом зайти в Большой, и самостоятельно купить билет на “Щелкунчика”, ведь?
У: Ну да
П: И потом позвонить своей мамочке и, затаив своё дыханье, рассказать ей про свои достижения?
У (уныло): Блин, ну, да…
П: Тогда помни — уныние — дело куриное
У: Уныние — дело куриное.
П (с еще бОльшим воодушевлением): Воооот. Не волнуйся, ты все это осилишь!

У (размышляя вслух, пытаясь воспрять духом): … Ок... Если 5 в день выучу, то только десять дней надо. Это не так тяжело.
П: Ну вот! 10 дней и ты все выучил! И дальше можешь уже начинать учить склонение существительных, ура!
У: Чегооо?? И существительные у вас тоже меняются?
П (Восторженно): Конечно!
У (Мрачно): Мрак. Зачем…?
П: Ну, это показывает как субъекты и объекты другу к другу относятся. Например «бегут неуклюже пешеходы по лужам». Нужны падежи, чтобы было понятно кто по чему бежит.
У (с подозрением): А слово «по» не выполняет эту функцию?
П: Ты хочешь сказать «я бегу по лужа», что ли?
У: Хотелось бы... У нас так можно! Если предлог там есть, зачем менять форму существительных?
П (радостно, возможно несколько нездорово...): А наши существительные — живые и динамичные! Они тоже хотят участвовать в языковом вальсе и танцуют в разных грамматических ансамблях!
У: А у нас только одна форма… Как мне привыкнуть к этому...?
П: Ко всему-то подлец-человек привыкает.
У: Эээ… Ну, ок... Значит у каждого существительного действительно есть несколько форм?
П: А вы думали?
У (негодуя): А я думал! Точнее надеялся...
П: Не волнуйся, надежда умирает последней. Итак все формы слова «Кошка»: кошку, кошке, кошки, кошкой, кошкой.
У: Cat cat cat cat cat cat?
П: Даааа! Обожаю кошек!
У: А там 2 раза “кошкой”?
П: Хочешь придумаем еще одну отдельную форму?
У: Неееее!!!
П: Ну и славно.
У: ... Значит максимум 5 разных форм для всех существительных?
П: В сущности, да. У каждого существительного существуют 5 форм
У (не веря): Прямо 5 для всех-всех-всех?
П: Ты все понял! Скоро осуществишь свою мечту выучить русский!
У (скромно радуясь): Ну, слава богу. 5 - не так много...
П: Вот! 5 для всех женских, 5 для всех мужских...
У (упавшим голосом): Чтооо?? Ну, хватит уже!
П: А что такое? Ты же хочешь зайти в продуктовый магазин в свой первый день там и выйти оттуда не без хлеба, а с хлебом?
У: … *imagining that judgement day*

П (терпеливо): Ну?
У (с энтузиазмом): Хочу! Я люблю русский уже, но выглядит так, что он лишит меня покоя, отдыха и сна…
П: А тебе зачем они? Итак, повторяем: Кот, кота, кота, коту, о коте, котом
У: «Котокот а терракоту котом»
П: Красота, молодец!
У: А что значит кот?
П: Это как ваш «cat»
У: Но кошка значит «cat»
П: Есть два пола же. Кот и кошка. Ой, что они учили в школах, что нету пола. Откуда ты думаешь котята берутся? Бедные англичане.
У (двойной facepalm): Ёшкин кот! И так реально со всеми существительными!?
П: Существенно, да.
У: Ну... хотя бы есть правила...
П: Да, есть непреложные правила! Русский язык — порядочный язык!
У: Ой, я так рад это слышать!

П: Хотя и есть исключения...
У (вскакивая): Неееет, нимагу нимагу!
П: Можешь-можешь, это сущая правда. Ты же хочешь, чтобы ты смог купить авиабилет обратно в свой Альбион если станет тяжело в России?
У (медленно садясь обратно): Ой… Ну да...
П (наставительно): И, хотя ты не будешь этого делать потому, что тебе очень нравится там, знание, что выход из положения хотя бы есть, - будет греть тебя зимой.
У (приподняв бровь, задумавшись): Что-то вы хорошо меня знаете…
П (гордо): Да я же русская преподавательница! Мы отлично чувствуем своих учеников!
У: Ок… Ну… Как вы сказали? «Уныние — это для курения»
П: Вот, ты на глазах русифицируешься!
У: Ыыы… Ок, получается где-то 5 форм для каждого слова, значит 10 форм?
П: Да, но кроме «она» и «он» есть еще третий род «оно».
У (ощущая тик в левом глазу): Третий? Вы сказали, что есть два!
П: Два пола. Три рода.
У: *Хныхъххь*

П: Да дыши ты же. Средний род почти идентичный с мужским.
У (угрюмо): Ну… Ну, наконец-то, что-то легкое.
П: Вот видишь, уже стало легче, мой дорогой. И легко будет выучить все склонении множественного числа тоже.
У (вскакивает из-за стола, стул падает на пол с грохотом): Еще и множественные формы склоняются?? Да ваши формы прямо умножаются перед глазами! Как кролики!
П: О, какая милая картинка. *Много кроликов, танцующих вальс с котами и кошками* - какая прелесть! А теперь возвращаемся к собакам! Переведи на английский:
“собака с собакой присобачила собаке собаку от собаки над собакой”
У (пятясь к выходу): Айййй, К чертям собачьим все это, не могу! Это сущее столпотворение!
П: Не убегай, мой дорогой, вернись! Надо еще пройти склонение прилагательных!

2

*Нечеловеческий собачий вой вдалеке*
Смеркалось...

 

Оригинал в facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 18 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 168 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

31404 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1701223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

74618 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

101903 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх