«Чёрно-белый живописец» Омска

К 100-летию со дня рождения Михаила Фрумгарца.

2247213 февраля 2021
«Чёрно-белый живописец» Омска

Мудрый и неизменно ироничный Михаил Иосифович любил говорить так, когда у него брали интервью: «Родился я совсем недавно: 10-го февраля 1921-го года»... Вспомним прекрасного и легендарного фотографа… Вспомним Омск времён «оттепели» прошлого века — цветущий (настоящий!) город Омск…

1

Вспомним снимки Мастера, соединяющие в себя Пространство и Время. Как, например, три фотографии, снятые с промежутками в 5 лет: ворота-вход в омский Парк культуры и отдыха в 1949-м, в 1954-м и в 1959-м…

…Вспоминаю сегодня удивительный день — 14 февраля 1996 года (ровно четверть века назад!). Мой материал в «Вечернем Омске», где я тогда работал, назывался «День влюблённого Михаила» (газета с этим материалом на первой странице вышла рано утром 15-го февраля). И начинался он так: «Да простит меня покровитель влюблённых святой Валентин, чей день отмечают 14-го февраля католики и по-человечески примкнувшие к ним православные, — но в Омске вчера был День влюблённого Михаила. День фотомастера, фотохудожника, влюблённого в город и в людей».

Главное событие тогда, 25 лет назад, ожидалось вечером: презентация роскошной по дизайну (и, конечно же, по содержанию) книги-альбома «Избранные фотографии» Михаила Фрумгарца (издание альбома было приурочено к его 75-летию). Вот потому-то мы с фоторепортёром Борисом Метцгером 14-го февраля утречком буквально ворвались в хлопотную, но уже праздничную атмосферу, царящую в приветливой и доброй семье Михаила Иосифовича, дабы «проинтервьюировать» его.

2

…Его часто называют «фотолетописцем Омска». И это истина, подтверждаемая как минимум тем, что фотограф Фрумгарц всегда был «внештатным» консультантом и краеведов, и историков, и архитекторов, и искусствоведов. В предисловии к фотоальбому верно подмечено: «Часто можно видеть Михаила Иосифовича со своей неразлучной «лейкой» на улочках, где сносят дом, мешающий новой типовой застройке, или рубят многолетние деревья и кусты цветущей сирени. Он бессилен перед бумагами с решениями солидных комиссий, постановивших снести ещё один старый дом, да что и говорить — произведение деревянного зодчества!..»

Его любовь к Омску была активная, несуетная, гражданственная. И ещё — не случайная. «В 47-м году пригласил меня главный архитектор Капустин сделать несколько снимков завода имени Куйбышева, — рассказывал Михаил Иосифович. — Им надо было территорию завода расширять, цех строить. А за заводом — кладбище... Так они прямо на кладбище цех «водрузили». Представьте: стоит стена, а из-под неё — кресты раздавленные... Не сохранилось у меня этих негативов. Но тот момент многое перевернул во мне...»

Фотолаборатория участника многочисленных областных, региональных и международных выставок Михаила Иосифовича Фрумгарца находилась в Доме художника. И это закономерно. Он в фотографии — «чёрно-белый живописец», которому подвластны абсолютно все жанры. Его фотопейзажи — завораживают. Его сюжетно-жанровые работы вызывают восторг и добрую улыбку. Его «Омск запечатлённый» — не просто история, а высокохудожественный взгляд мастера на любимый — и единственный такой в мире! — город.

3

А его фотопортреты — это высший пилотаж в понимании психологии человека, в проявлении к нему любви и уважения. А как он снимал именитых актёров!..

Таких, как он, называют иногда «трудоголиками». Хоть и весёлое, но точное слово. Фрумгарц был из породы тех фотографов-работяг, которые никогда не идут на компромиссы и для которых понятие «художественный вкус» — в основе профессии.

Спросил как-то у него: «Михаил Иосифович, что для Вас самое главное в жизни?»

— Самое-самое? Человечность и порядочность!

4

...За два года до XXI века в Омске не стало «чёрно-белого живописца»…

Подаренные Михаилом Иосифовичем фотографии давно уже стали частью одного из моих домашних альбомов. И есть там особенная для меня фотография. Спросил меня однажды Фрумгарц: «А где твоё детство прошло?» Я рассказал ему, что детство моё прошло в одном из бараков, которые были рядом с Казачьим кладбищем.

— Во как!.. Помню, помню эти бараки…

И вдруг на следующий день он принёс старую фотографию этих бараков, и на обратной стороне снимка даже схему нарисовал…

Ах, как мне нравилось, когда на пороге кабинетика, где рождались первые номера журнала «Омская муза», возникал (именно возникал, и всегда неожиданно!) Михаил Иосифович Фрумгарц! Означало это одно: сядем рядком да поговорим ладком обо всём. А заканчивались наши беседы с добрейшим, мудрейшим и ироничнейшим легендарным фотографом всегда одинаково: Фрумгарц дарил мне несколько фотографий из своего богатейшего и уникального архива: «Это тебе. Возьми. Может, пригодятся»… Вот и сегодня пригодились. Чтобы омичам напомнить о Вас…

Середина февраля… Совсем немного осталось до оттепели…


Фрумгарц Михаил Иосифович /1921-1998/.

Родился в г. Запорожье. В 1941 г. переехал в Омск с эвакуированным заводом им. П.И. Баранова (работал чертёжником, фотолаборантом до 1966-го). С 1948 года — фотокорреспондент газеты «Омская правда», также (1948-1949 гг.) — фотокорреспондент ТАСС по Омской области. С 1956 по 1970 гг. — руководитель детского фотокружка в ДК завода им. П.И. Баранова. В 1966-1981 гг. работал в институте «ГипроНИИавиапром», в городском отделе по строительству и архитектуре, в Омских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Участвовал в областных, всесоюзных и международных фотовыставках. Автор шести персональных выставок. Иллюстрировал десятки омских книг. Фотоработы хранятся в частных коллекциях, в городском музее «Искусство Омска». Член Союза журналистов СССР.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 117 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 247 человек























Блог-пост

Елена Завьялова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Рустам Гараев

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Сзади нас — убивают людей, впереди — убивают... А мы — живые...»

....Фильмы о войне она так и не научилась смотреть. Сжимает сердце, душу словно обволакивает тяжестью, глаза застилают слёзы...

47508 мая 2021

Юлия Купрейкина — Инне Динкелаккер: «Прожить всю жизнь в спальне — так себе затея»

Две женщины — гинеколог-эндокринолог и психолог-консультант — в проекте «Интервью по цепочке» говорят о том, что таит в себе словосочетание «женская энергия», как оставаться желанной и желать самой и как жить, если у подруги пять оргазмов в день, а у тебя — один в месяц, да и тот «какой-то не такой».

3222315 апреля 2021

Стиль жизни

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Кредо

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие.

131382210 апреля 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

7209608 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

2971105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

3493130 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх