Обаяние инфернальности

На спектакль Забайкальского краевого театра драмы, участвующего в фестивале «Достоевский. Точка. Омск», билеты разлетелись мгновенно. И это не удивительно: обладатели Пушкинской карты ринулись смотреть «Преступление и наказание», это же — по роману из школьной программы!

142412 ноября 2021
Обаяние инфернальности

Организаторы фестиваля предложили гостям сыграть ещё один — дневной — спектакль, и билеты вновь раскупили в момент. Что ж, спектакль того стоит!

Сценография сразу погружает в атмосферу хаоса: сваленные в кучу стулья, какие-то полки, столы, лестница... Из этого, казалось бы, бесполезного нагромождения, в нужный момент извлекается необходимое.

1

Но в начале — на авансцене, на фоне этого хаоса, железная кровать, на которой молодой человек проговаривает самому себе, возможно, прямо сейчас рождающиеся у него идеи о том, что есть люди «обыкновенные» и те, которым «всё позволено». Ну да, это Раскольников — похожий на поэта Бориса Рыжего актёр Эдуард Глушков. Во всём его облике уже с самого начала есть некая обречённость.

Хаос здесь и пространственный, и временной. Вот к сидящему на кровати, вроде бы, в своей каморке, Раскольникову подсаживается Мармеладов (Леонид Лехнер) с бутылочкой и рассказом о том, что «человеку некуда идти», о том, как Соня жертвует собой. И если Дуня, матушка Раскольникова или Марфа Петровна выглядят вполне как дамы 19-го века, то Разумихин или Лужин и сейчас затерялись бы в толпе «пиджаков». Порфирий так и вовсе на длинноволосого рокера похож. А Раскольников и Свидригайлов — в почти одинаковых, не обозначающих никакого времени плащах, разве что у бедного студента он поношенный и грязноватый, а у «солидного» Свидригайлова — новёхонький. Но, конечно, не только внешний знак — плащ — объединяет этих героев. На обоих — печать обречённости. Только Свидригайлов (Алексей Терёхин) уже осознал свою обречённость, приговорил себя к ней, а Раскольников — ещё нет.

Самый радикальный выход из времени — образ Сони: короткие пышные юбки, яркий жилет на белую блузу — а la солистка ансамбля немецкой песни и пляски. Что бы это значило? Что эта зараза — продавать себя, чтобы выжить — из проклятой Европы завезена? Но если так ставится вопрос, то суть Сони должна вырываться за рамки этой навязанной внешними обстоятельствами роли! Увы, этого не происходит. О Соне (Мария Резанова) мы больше узнаём от других персонажей, чем от неё самой. А она на сцене, кажется, лишь для движения сюжета. Куда живее здесь кухарка Настасья (Татьяна Куклина), едва ли не единственный человек, по-настоящему сочувствующий Раскольникову.

Хаосу «здешнего» мира противопоставлена гармония мира «иного»: и старуха-процентщица, и сестра её Лизавета, а затем и Мармеладов — уже там, где свет и белая скатерть, и чайный сервиз, и цветы... Чаёвничают да наблюдают за метаниями тех, кто ещё в юдоли земной. Поджидают их. И дожидаются. Вот и Марфа Петровна теперь с ними, и матушка Раскольникова...

Между этими двумя мирами существует Свидригайлов: то кружится в танце с Марфой Петровной (прекрасная Елена Зорина), то наблюдает за «небесным чаепитием»... И принять окончательное решение ему помогает вся эта компания, окружив доброй такой поддержкой. Выстрел — и он в небесной «Америке», где свет, чистота, красота. Гармония, одним словом.

Рассказать историю Родиона Раскольникова за полтора часа режиссёру Олегу Пермякову удаётся ещё и благодаря музыкально-пластическому решению спектакля. Сцены из романа соединяет музыкальная партитура, вовлекающая в свой ритм всех героев: они, пританцовывая, переходят из сцены в сцену. Благодаря музыке хаос, пусть на мгновения, но становится гармонией.

2

Да, есть в этом спектакле обаяние инфернальности. Возможно, благодаря этому кто-то из обладателей Пушкинской карты даже захочет взять в руки книгу. Дай-то Бог!

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:С сайта teatr.chita.ru

Теги:ФестивальФедор Достоевский


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

148528 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 13 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 164 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

60103 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

175227 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

154923 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

164421 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх