Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

Концовка ноября… Омск театральный вспоминает про легендарного российского режиссёра, который с серединки 1980-х и почти до окончания 20-го века был главным режиссёром Омского театра для детей и молодёжи (ТЮЗ), про режиссёра, который отметил бы 26-го ноября нынешнего года 75-летие со дня своего рождения… Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Рубанов /1946-2014/.

287625 ноября 2021
Ставший яркой вехой в истории Омска театрального

...Познакомились в середине 1980-х в Барнауле, на театральном фестивале-семинаре, куда я был приглашён как завлит Омского ТЮЗа. Рубанов тогда работал в Свердловском ТЮЗе. «На ты» перешли сразу. Хорошо помню, как по возвращении в Омск сказал актёру и заведующему труппой Игорю Абрамову: «Вот бы нам такого режиссёра! Потрясающая харизма: просто смотришь на него — и видишь, чувствуешь: он знает, чего он хочет, и он знает, как это сделать! И такое ощущение, что он видит — насквозь!»…

Я отлично понимаю, почему Дмитрий Астрахан приглашал Рубанова быть редактором своих фильмов: логика, вкус, высокоразвитое чувство Драматургии, Слова и Музыки (кстати, скрипкой и флейтой Рубанов владел почти виртуозно). И ещё вот это — видение НАСКВОЗЬ! (О, как харизматичен был Рубанов в одном из эпизодов фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»!).

…В истории Омского ТЮЗа «рубановский период» — одна из ярких страниц. Пожалуй, так же, как «период Владимира Соколова» 1960-х, когда в театральной России уже начали синонимизировать наш ТЮЗ с понятием «Театр Соколова». В этом-то, наверное, всё и дело… Всё дело в том, что… Как бы сформулировать-то?.. Существует концептуальное утверждение, не раз озвученное многими деятелями театра: максимум полётно-творческого «главрежства» — семь лет. Дальше — либо уход в другой театр, либо строительство СВОЕГО театра. У Рубанова, начиная с начала 1990-х, — уже не продолжение истории ТЮЗа, уже не просто очередные спектакли, уже — СВОЙ театр. Другое дело, — когда это происходит изначально (театр Фоменко, театр Васильева, театр Афанасьева, театр Женовача и т.д.); но когда со СВОИМ театром начинаешь вписываться в продолжающуюся и имеющую свои традиции историю — конфликт, наверное, неизбежен…

…Нет, стоп! Я ни в коей мере не хочу касаться конфликтной ситуации Омского ТЮЗа на переломе веков, результатом которой стал уход Рубанова из театра. Это я просто сам для себя пытаюсь понять: может, действительно алгоритм для «периода» режиссёрской судьбы в одном театре — семь лет?... За первые полвека (с 1937-го) в Омском ТЮЗе сменилось 16 (!) главных режиссёров. Рубанов был первым, кто, блистательно пройдя первую семилетку, пошёл на «второй срок» (период его «главрежства» — 1986-2000)…

…Когда в 2014-м его не стало, — на странице в «Контакте» у бывшего ведущего актёра ТЮЗа Андрея Захаренко появились пронзительные слова прощания с режиссёром: «Моему Мастеру Владимиру Рубанову! Вечная память и Царствие небесное! Спасибо за ПРОФЕССИЮ!!! Буду помнить всегда Ваши советы... «Только партнёр!.. Вижу, слышу, оцениваю, реагирую!.. Не ври себе! Верь себе и партнёру!..». И ещё Андрей вспоминает совершенно убойно-ироничную афористику Рубанова: «Единственная убедительная причина неприхода на спектакль — это справка о смерти, и то — за три дня до спектакля»...

…О нём когда-нибудь будет создана книга воспоминаний. Не сомневаюсь. О нём, заслуженном деятеле искусств России Владимире Рубанове, окончившем и актёрский, и  режиссёрский факультеты ЛГИТМиКа, работавшем в театрах Риги, Кишинёва, Свердловска, Санкт-Петербурга… А главное — в Омске… И я вспоминаю «период Рубанова»… И позволяю себе «самоцитату» — фрагмент «Гекзаметра Судьбы» из книги «Крылатая судьба театра», изданной в 2012-м году к 75-летию Омского ТЮЗа:

…Мощный «рубановский» старт: «Пролетарская мельница счастья»,
и (в яркой форме «Театра в фойе») «Укрощенье строптивой»,
и «Одержимая» (Марка Галесника смелая пьеса).  
Словно ва-банк ТЮЗ пошёл, ставя остро вопросы, проблемы…
Далее Сидоров Саша, актёр, пишет пьесу «В Багдаде…» —
ставит Рубанов спектакль, и опять в кассе нету билетов!..

…А «за окном» — девяностые годы XX века.
ТЮЗ «держит планку»: энергия, поиск, азарт и победы!..
«Десятилетка» — как творческий вихрь! Фестивали, гастроли:
Алма-Ата и Свердловск, «Новосиб», Оренбург и Воронеж;
в ТЮЗе впервые «окошко в Европу» прорублено было
(это Италия, это Болгария, Турция, Польша).

На постановках — «загран»-режиссёры, средь них — Ютта Шуберт,
Ханс Трентельман и Вигáно… А вскоре в «Цилиндре» Филиппо
омская труппа играла в альянсе с французским актёром —
с áленом Сеско-Резья́… Всё и вправду — как вихрь событийный:.
«Золушка», «Ви́шневый сад», «Сердце», «Урфин», «Алёша», «Ути́нка»…
«И приближался миллениум…» — будущий скажет историк…

Ниже — несколько фотографий знаковых «рубановских» омских спектаклей: «Вишневый сад», «Алёша», «Цилиндр», «Утиная охота» … Помните?..

«Вишневый сад», 1991

«Алеша», 1995

«Цилиндр», 1996

«Утиная охота», 1997

…«У него был гамбургский счёт и по отношению к артистам, и по отношению к своей работе, — вспоминал в одном из интервью заслуженный артист России, бывший ведущий актёр Омского ТЮЗа Сергей Оленберг, считающий «Ути́нку» («Утиную охоту») лучшим спектаклем Рубанова. — Кредо Владимира Александровича: «Если всё будет хорошо, — мы получим праздник Театра. А если всё будет плохо, — мы получим просто хороший спектакль». Мы к нему относились как к безоговорочному авторитету, а он своё право на это ежедневно доказывал. В собственной же неправоте сам всегда признавался».

…Да, о нём, «театральном Акеле», непременно будет создана книга воспоминаний. О Мастере, строящем драматический театр (тогда и в программках начало появляться: «Омский драматический театр для детей и молодёжи»). О Мастере с драматической судьбой… И вспоминать Владимира Рубанова будут десятки, сотни талантливых людей — актёров, композиторов, художников, режиссёров.

«Он обладал редким даром — собрать вокруг себя талантливых людей, — говорит композитор Сергей Долгушин, написавший музыку ко многим спектаклям Рубанова. — А ещё — умение общаться с людьми, умение добиваться того, что ему нужно. Иногда это бывало на «повышенных тонах», но артисты на него никогда не обижались. Потому что он был Мастер. Я бы даже так сказал: Мастер высшей пробы!..».

…Листаю домашний альбом. Несколько эксклюзивных фотографий с французским «уклоном». Снимки сделаны во Франции, куда Владимир Рубанов и директор ТЮЗа Валентина Соколова были приглашены для участия в работе 12-го Всемирного конгресса АССИТЕЖ (моя жена Наташа принимала участие в этой поездке как переводчик).

…Перебираю программки спектаклей. Вспомнился (да и не забывался) 1992-й. Мне передали записку от Рубанова (я в то время уже не работал в ТЮЗе): мол, срочно нужна помощь — стихи к песням для спектакля «Золушка». Встретились, переговорили. Володя коротко и чётко рассказал о концепции спектакля. В общем, уже через пару недель я пришёл к нему с песенным «блоком». Замечаний у Рубанова не было. А когда расставались, он вдруг как-то грустно (печально даже) сказал: «А самое большое тебе спасибо — за песню-монолог Золушки, за Время, которое превращается в золу…»

Вот эти строчки из песни:

Где вы, добрые люди?
                    Или нет вас в помине?
Или все вы сегодня
                    собрали́сь на балу?..
Моё грустное Время
                    уголёчком в камине
Потихоньку сгорает,
                    превращаясь в  золу…

 

P.S. И ещё — фрагмент из интервью Владимира Рубанова, которое он дал газете «Димитровград» в 2010 году. Как будто сегодня сказано:

 «…Вот опять: «Модернизация страны, рывок в развитии…» Но без развития Культуры эти планы реализовать не получится. Хочу привести простой пример. В Финляндии после развала СССР разразился настоящий кризис. Но в короткое время страна вышла на самые передовые позиции в Европе. А когда стали анализировать причины подъёма Финляндии, то выяснилось: каждый второй финн занимается хоровым пением, а каждый третий играет в любительских театрах. То есть они зарядили нацию на культурное развитие общества — и получили всестороннее развитие страны.
…Нам всем жизненно необходимо помнить, что мы – наследники не только Великой Победы, но и великой Культуры».

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа и личного архива автора

Теги:Владимир РубановпамятьтеатрТЮЗ


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Илья Латыпов

— психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

376412 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

384411 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

386906 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3885203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх