
Омск — город художников? И поэтов!
Однажды, попав в здание, тогда еще называвшееся институтом повышения квалификации учителей, я обнаружила при входе вывеску, извещавшую, что когда-то здесь находилась гимназия, в которой учился Леонид Мартынов....
270507 января 2023
Леонид Мартынов, «Воздушные фрегаты»! Тот самый Мартынов — «Вы ночевали на ночных клумбах?!» Мартынов, который написал в «Литературной газете» в начале шестидесятых прошлого века тогда еще никому не известному Олжасу Сулейменову, напутственное слово Поэта — Поэту и вспоминал Омск двадцатых годов прошлого века: «На базарных площадях снежно-пыльного города Омбы-Омска я впервые спознался с родичами Олжаса…» Так бывает — к одному поэту становишься ближе через другого.
В добротном здании, что на Тарской, построенном еще в начале прошлого века, запомнилась мне тогда широченная (такие теперь не строят) лестница. Я поднялась по ней, чтобы прикоснуться к деревянным перилам. Когда-то их касался юный гимназист Леня Мартынов, сбегая вместе со сверстниками с уроков, чтобы встретить ледоход на Иртыше. А однажды на этом лестничном повороте он увидел Ее… Впрочем, это уже мои фантазии — школы тогда были еще раздельные.
1Иннокентий Анненский, тот самый Анненский — «… одной звезды я повторяю имя…». Роберт Рождественский, увековечивший город детства, с «соснами до неба и медленной речкой». Они жили, росли, мечтали здесь, в нашем городе.
И сегодня есть поэты в отчих краях, которых смело можно ставить в один ряд с лучшими поэтическими именами страны. Хотя лично мне обидно, что моя любимая Татьяна Четверикова, талантливый русский поэт, известна больше в основном здесь, в Сибири: «На свете нет беды такой,/Чтоб пролетела – не задела./ Душа открыта до предела/ Обиде и беде чужой»…
Два года как нет незабвенного Георгия Бородянского: «Вряд ли были мы подобные /Богу, вряд ли. Но клюют/ Птицы крошки, и шевелится/ С детским лепетом трава./ Все дурное в прах развеется. /Все хорошее – в слова…».
Продолжая ряд поэтических имен, не могу не сказать о том, что в самом начале прошлого века здесь, в Омске, учились талантливые казахские поэты Сакен Сейфуллин и Магжан Жумабаев. Обоих подвергнут репрессиям и расстреляют в Алматы в 1938 году. Их стихи, их песни любимы народом до сих пор — талант не подвластен времени. «Дайдидау» на стихи Магжана в исполнении мега-популярного певца Димаша Кудайбергена слушают и поют вместе с ним поклонники разных стран, разных национальностей — талант не знает языковых барьеров.
Признаюсь, вспомнить поэтические имена Омска меня подвигло то, что я опять, в который раз открыла сборник поэта, о котором сегодня тщетно пытаюсь узнать что-либо нового из его творчества, но не нахожу…
«Давно не испытывала ничего подобного, прочитав, вобрав в себя этот тоненький поэтический сборник. Совершенно свободный от всего вторичного, банального. Потрясший умением автора вглядываться в детали и нюансы, вслушиваться в окружающее, пропуская через себя, сопереживая», — когда-то писала я о только что вышедшем сборнике этого поэта. Несколько лет он, экономист по специальности, работал в отделе маркетинга на предприятии, где много лет трудилась и я. Никто из коллег и не подозревал о его поэтическом увлечении. В студенческие годы занимался в поэтических семинарах у Татьяны Четвериковой, печатался в коллективных сборниках. А свою первую книгу «Слепота» издал на собственные средства. И стал лауреатом литературной премии им. Ф.М. Достоевского. «Запомните это имя — Егор Бакалов», — снова цитирую свою тогдашнюю рецензию. — Поэзия — не в умении рифмовать. И даже не во внутреннем ритме белого стиха. Поэт — тот, кто умеет не «созерцать, а — сосердцать» (формула Андрея Вознесенского). Этого у Егора — в избытке. Так, что становится временами за него страшно: каково ему это — чувствовать себя «микробом в асфальтной трещине», замечать людей с «зачем-то сохранившимся даром речи», мучиться чьей-то нищетой… Как он, совсем еще юный, может так проникнуться миром живущих рядом, но словно на другой планете, стариков? Тех самых, что «теребят лохмотья моей совести» и «словно боги, гладят своими высохшими руками по белокурым головам святых детей». С этим нелегко жить, но иначе ты — не поэт. И не сможешь тремя строчками — почти японским хокку — передать опустошение безлико прожитого дня («скорей бы уж кончилось воскресенье»). Верлибр словно дает поэту возможность еще глубже проникать в обстоятельства жизни и времени».
Поэтический дар — явление штучное и при всем обилии поэтических имен встречается не часто. Поэтов следует оберегать от невзгод и читать, читать… Известный литератор Дмитрий Быков как-то написал: «Задаваемый вот уже лет двадцать вопрос – почему не читают поэзию. – пора переформулировать: почему не живут. Писать можно во всякое время и почти в любом состоянии, это самая мощная аутотерапия, известная человечеству. Но вот читать — больно, это как напоминание о других мирах, из которых тебя низвергли».
Пока есть те, кто пишет, будут и те, кто читает. Другие миры – совсем рядом. Нужно только протянуть руку и достать с полки сборник настоящего поэта.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 21 апреля 2025 года
88020 апреля 2025
Гороскоп на 20 апреля 2025 года
83519 апреля 2025
Гороскоп на 19 апреля 2025 года
76418 апреля 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12754405 марта 2025
48650520
Записи автора
1520330 марта 2025
177203 ноября 2023
Уничтоженная в прошлом веке мечеть воссоздана в картине омского художника
272522 декабря 2022
«Каждая спасенная человеческая жизнь не измерима…»
144907 ноября 2022
Спасательный круг содружества анонимных алкоголиков существует в Омске почти тридцать лет
318216 марта 2022
585601 марта 2022
Азамат Нигманов. Он смог, он добился!...
3144118 января 2022
198509 ноября 2021
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии