«Коварная аудитория» всё поняла!

Люблю прислушиваться к разговорам людей, выходящих из зрительного зала. Вот после премьеры Омского ТЮЗа — спектакля «Василисса» — мама спросила мальчика лет девяти: «Ты всё понял?». «Да!», - уверенно ответил сын. Мама выглядела не так уверенно...

179506 июня 2023
«Коварная аудитория» всё поняла!

Как и я, вероятно. Думаю, дело здесь в том, что он лучше, чем мы, разбирается в мультяшных ужастиках. А мы, взрослые, слегка растерялись, поскольку назвать увиденное путешествием (в программке это названо по-модному «роуд-муви») по русскому фольклору сложно.

Визуальная составляющая спектакля переносит нас в странный мир, совсем не тот, что знаком нам, взрослым, по картинкам в книжках русских народных сказок, не похожий на иллюстрации Билибина или картины Васнецова. Но что-то неуловимо знакомое в героях спектакля есть: то ли в сегодняшних мультиках, то ли в комиксах, то ли в боевиках про супергероев такие встречаются.

1

Здесь крестьянская дочь, девочка-подросток со странным именем Василисса, бегает в коротком платьице, её мать-крестьянка носит затейливую шляпку, а отец и вовсе что-то настолько широкополое, что напоминает сомбреро; его накидка смахивает то ли на пончо, то ли на рыцарский плащ. Это «бирюки», живущие на окраине леса. Впрочем, и жители деревни выглядят примерно так же. Ни тебе лаптей, ни косовороток. Разве что крестьянки повязали на головы платки.

А когда к «бирюкам» прилетает змей-Летавец, гонец хозяина леса Берендея, то он — в цивильном костюме и тёмных очках, с напоминающей чалму повязкой на голове. А его свита — и вовсе какие-то Фантомасы с синими головами.

Впрочем, головной убор обитательницы лесного царства Полуденницы всё же похож на кокошник, но когда в темноте он начинает светиться, как и острые, словно клыки, наплечья, это больше напоминает готическую эстетику, но не ту, средневековую, а современную мрачную субкультуру готов. Похож на гота и волколак (человек-волк) Белояр — и чёрной одеждой, и чёрными тенями вокруг глаз. Ещё один персонаж - Череп Черепович, видно, оттуда же. Художник по костюмам Александра Карпенко явно стремилась выйти за рамки привычных представлений о фольклорных персонажах, но сохранить ощущение укоренённости героев в современной культуре, где встречаются прошлое и настоящее.

И, как ни странно, этот визуальный ряд уживается с текстом драматурга Марии Малухиной, даже ритмически наполненным народной стихией. Её Василисса будто заговоры твердит: «Тоска тоску тоскует, сухота сухоту сухотует. Эту тоску, эту сухоту ни сном бы заспать, ни хлебом, солью заесть, ни водой бы запить. Вылечи, матушка луна, грусть мою выправи, светом напои, тоску прогони!».

Не спит Василисса ночами, манит её лес, в который людям ступать нельзя — таков договор с Берендеем: нечисть лесная людей не трогает, а они в лес не идут, да ещё и дань Берендею бирюки платят. Да, это вам не добрый царь-Берендей из «Снегурочки» Островского. Здесь предводитель царства лесных духов — оборотень-медведь. А среди его подданных — и змей Летавец, и приносящее несчастья Лихо Одноглазое, и длиннорукие Русалки, и опасная Полуденница.

2

Хорошо, что в программке спектакля все эти духи не только перечислены, но и описаны. Можно заранее узнать, чем опасен каждый, и настроиться на триллер, в который превращается путешествие Василиссы «за справедливостью»: к Берендею, который, как она считает, обижает её семью непомерными поборами.

Неожиданно для неё самой она выходит победителем из каждой встречи с нечистью: кто от одного её взгляда падает оземь, кто слов-заклинаний пугается, а кому и её клыки достаются! Да, вырастают они в момент опасности! Человеческое ли это дитя? Где-то к середине спектакля возникает этот вопрос. Вот и волколак Белояр с ней подружился: он чувствует, что она «в лесу — своя».

Пока Василисса в сопровождении Белояра бродит по лесу, матушка с батюшкой решают, что её похитил Берендей, и уговаривают крестьян идти на него войной, ведь и их детям теперь грозит опасность...

И встречаются люди с духами лесными, тут и выясняется, что Василисса — дочь змея-Василиска и деревенской девушки, да и сам Берендей когда-то взял в жёны красавицу-крестьянку, а Белояр — их сын. Но в прошлой войне людей и духов погибли и Василиск, и красавицы-жёны, и людей немало полегло. Малышку-Василиссу подобрали бобыли (привет от «Снегурочки» всё-таки есть), и теперь ей решать: в лесу остаться или с людьми? С теми, кто по крови ближе, или с теми, кто растил и всегда был рядом? Вот такой экзистенциальный выбор надо сделать героине в самый напряжённый момент спектакля!

По силам ли отвечать на такие несказочные вопросы юным зрителям? Спектакль Анастасии Старцевой рекомендован к просмотру зрителям 12+. Режиссёр не заигрывает с ними, не сюсюкает, как это, порой, бывает в сказочных представлениях, а проводит их через страшный мир и подводит к моменту, когда героиня должна сделать выбор и взять ответственность за него на себя. Перед выбором оказываются и враждующие стороны, каждой из которых Василисса по-своему близка. Тут-то и выясняется, что можно не делить окружающих на «своих» и «чужих», а принять друг друга. Тогда и Берендей окажется не злодеем, а мудрецом, и деревенский старшина Потап не кровожадным, а миролюбивым.

Мария Малухина создавала эту пьесу в ходе драматургической лаборатории, которая называлась «10 минус». В одном из интервью она рассказала: «...мы пытались понять, как писать пьесы для детей в «предподростковом» возрасте. Когда они уже и не маленькие, и ещё не подростки. Сказки их уже не увлекут, а на взрослый спектакль ещё рано…. Коварная аудитория, в которую сложно попасть». Интересно, что детей «10 минус» вместе с родителями на премьерном спектакле было немало, и, судя по их реакции, эта история в них «попала». Вот и мальчик, чей разговор с мамой я услышала на выходе из зала, уверенно ответил, что всё понял. Да, взрослым у детей ещё учиться и учиться!

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Юрий Дмитриев

Теги:премьераТЮЗтеатрдети


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек

Записи автора



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

110419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

341801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

347401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6862101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх