Как превратить прозу в поэзию

Этот секрет знают в Театре имени Евгения Вахтангова, находящегося в Омске с «Большими гастролями». На первый взгляд, он прост: надо взять прозаическое произведение поэта, начать читать его ритмически (а у поэта и проза ритмизована), добавить музыку — побольше классической и немного современной. Вот и всё.

158616 июня 2023
Как превратить прозу в поэзию

Зрители четыре часа неотрывно следят за происходящим на сцене, а некоторые в конце рыдают. На этом можно было бы закончить описание спектакля «Генерал и его семья», которым открылись в Омске «Большие гастроли» вахтанговцев, если бы эта простота не была магической, превращающей историю одной семьи в реквием по ушедшей эпохе.

1

Действие романа Тимура Кибирова происходит «где-то между празднованиями столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина и шестидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции», то есть, в семидесятые годы прошлого века. Историческим его назвать сложно, ведь это не о «преданьях старины», а о прожитом - и автором, и актёрами, и зрителями. Не всеми, конечно. Сам автор, пожалуй, был в ту пору ровесником старшеклассника Стёпки, младшего сына генерала Бочажка, главного героя романа. И тема конфликта отцов и детей именно того времени становится здесь основной. Один из первых диалогов генерала и дочки Анечки таков: 

— А все вам советская власть не нравится!.. 
— И чем же она тебе так уж нравится? 
— А тем, что она меня вырастила и выкормила! И выучила, и в люди, в конце-то концов… 
— Только сначала она тебя родителей лишила, если я не ошибаюсь? 
— А вот это вот не твоего ума дело! Поняла? Много вы знаете! Наслушались… Время такое было!

Да, не радуют генерала Бочажка дети. Увлечения у них какие-то сомнительные. Сын Стёпка вон на гитаре бренчит «плохо, как ваш ЛеннОн». Любимица Анечка увлеклась поэзией какой-то антисоветчицы Ахматовой, и не всяким там «сжала руки под тёмной вуалью», а поэмой «Реквием». С тех пор дух этой самой Ахматовой живёт в доме генерала. А когда Анечка возвращается в военный городок из Москвы, где получала высшее образование, выясняется, что получила она... живот, и скоро генерал станет дедом. Впрочем, и сам генерал не без греха: любит классическую музыку, коллекционирует пластинки, знает лучших мировых исполнителей. Музыка сопровождает всю его жизнь: всё, что с ним происходит, могут выразить великие мелодии.

Это погружение семейной истории не только в исторический, но и в культурный контекст, поэтизирует её. И театр, идя за автором, использует свои средства создания поэтического. Так, аэропорт, вокзал, вагон становятся не только местами действия. Ряды казённых кресел, какие бывают в залах ожидания, занимают большую часть сцены, превращаясь в метафору жизненного пути генерала. Солдатики-срочники перестраивают эти ряды и так, и сяк, одни события сменяются другими, но в этом зале ожидания властвует и испытывает генерала Судьба. Она дарит ему красавицу-жену Травиату и отнимает её: неизлечимая болезнь. Она наказывает его дочкиным «позором» и преподносит подарок: любимого внука Сашку. Она показывает ему, что другие, особенно собственные дети, живут «не так», но оттолкнуть их, «неправильных», или принять — решает он. А значит, оказывается сильнее Судьбы.

2

Бытовые эпизоды здесь решаются поэтически. Погоня генерала за неугодным женихом дочери напоминает замедленные кадры боевика; встречи влюблённых на острове похожи на танец контемпорари; даже свадебная драка превращается в эстрадный номер.

Да и голоса героев опосредованы голосами рассказчиков: тут все говорят от третьего лица. Например, в самом начале человек в генеральской форме (актёр Максим Севриновский), рассказывает: «...генерал вместо того, чтобы спокойно дожидаться в здании аэропорта, среди других встречающих, в нарушение всех правил и инструкций выехал на своей черной «Волге» чуть ли не на взлетно-посадочную полосу и стоит себе, заложив руки за спину, всматриваясь в бледно-голубое морозное небо». Так и остальные актёры, внешне — в костюме и гриме — сливаясь со своими героями, говорят о них в третьем лице. Благодаря этому приёму даже новорожденный Сашка обретает голос: актёр Данила Гнидо — всё время у детской коляски, он то ли ангел-хранитель, то ли голос из будущего этой семьи.

Такой способ отстранения тоже помогает поднять всё происходящее над обыденностью, превратить его в легенду, сагу, поэтический эпос об ушедшей эпохе. Не она здесь воспроизводится, а воспоминание о ней. Тут неизбежен привкус горечи от безвозвратности прошедшего — и счастливого, и горького — времени.

Так что простота превращения прозы в поэзию в этом спектакле, конечно, кажущаяся. Ощущение лёгкости даёт мастерство и актёров, и сценографа (Максим Обрезков), и художника по свету (Руслан Майоров), и хореографа (Наталья Шурганова). Режиссёру Светлане Земляковой удалось вместе с творческой командой создать прекрасное в своей гармонии произведение.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрей Кудрявцев

Теги:Театргастролитеатр им. Вахтангова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

24 февраля

Три «С» живого театра

Три «С» живого театра

44116 февраля 2024

25 февраля

Моцарт или Сальери? Решать нам!

Моцарт или Сальери? Решать нам!

30318 февраля 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

40007 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 85 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 86 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

7697204 декабря 2023
«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Здоровье

«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Когда по собственной инициативе к тебе на курсы по улучшению памяти записываются один за другим родственники — это, с одной стороны, невыгодно, но с другой — знак качества, «проверено на своих». Представляем Анастасию Селифонову — девушку, которая регулярно делает «крокодила», давно определилась «яйцо или курица», разбирает задачи как капусту и улыбается для иммунитета.

2049024 ноября 2023
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...

…от твоего старшего я из Омска. А именно — от заслуженного артиста России, известного и любимого публикой актера Омского академического театра драмы.

8974623 ноября 2023
«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Здоровье

«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Днём она – директор крупной компании, а вечером – инструктор по йоге. Светлана Величева рассказала «ВОмске» о своих личных лайфхаках по здоровью и о восьми полумарафонов в разных городах России.

938807 ноября 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх