Возвращение

Вчера на камерной сцене «Пятого Театра» прошла открытая генеральная репетиция моноспектакля «Фрося». Это инсценировка Игоря Косицына и Татьяны Чертовой одного из рассказов книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).

154413 июля 2023
Возвращение

В «Пятом театре» уже есть спектакль по пьесе этих драматургов — «На вокзале. Под часами»; это тоже камерная история в режиссуре и исполнении актрисы Елены Заиграевой. Здесь же Игорь Косицын выступил и как режиссёр, а Татьяна Чертова — как помощник режиссёра. Исполнительницей единственной роли стала Елена Лукманова. 

Её героиня Фрося — практически, ровесница 20-го века — рассказывает, каким чудесным образом ещё девочкой попала в монастырь, причём, в Дивеевскую женскую обитель, основанную Серафимом Саровским. Как всегда чувствовала близость и защиту преподобного Серафима (хоть и почившего задолго до её рождения). Как, осуждённая «за веру», встречала сочувствие у тех, кто, казалось бы, должен порицать и Фросю, и её сестёр во Христе. Как на девятом десятке дожила до того дня, когда увидела в журнале статью о преподобном Серафиме и о родной для неё обители. 

1

Зачем эта история сегодняшнему человеку? Зачем мы вместе с Фросей проживаем её возвращение из духовного плена, из мира, в котором вера хоть и была запрещена, но всё же сохранялась в душе? Жизнь Фроси — пример верности своему духовному призванию. Как сохранить душу живу, когда рушится привычный мир? Разве не важен сегодня камерный разговор именно об этом? 

Актриса Елена Лукманова очень естественна в образе Фроси с её крестьянским говорком. И это при том, что у неё нет возможности «спрятаться» за декорации и реквизит. Камерная сцена — это, собственно, фойе второго этажа театра, где зрители и актриса — в одном пространстве. И эта близость не мешает актрисе, а, кажется, наоборот, подзаряжает её. Как и аскетичное оформление спектакля: большая икона преподобного Серафима Саровского да скамейка, на которую Фрося может иногда присесть. Ещё журнал «Душа», где она находит публикацию об обители. И её собственная тень на заднике сцены как память о прошедшей жизни, как дух ушедшего времени, как душа, что остаётся, когда тело истлевает... 

И, конечно, важна музыкальная составляющая спектакля. Вначале в рассказ героини пробиваются обрывки мелодии танго 30-х годов прошлого века, и это кажется противоречащим тому, о чём она рассказывает. Гораздо гармоничнее в её рассказ вплетаются и церковные песнопения, и народные мелодии в «живом» исполнении а капелла трёх прекрасных представительниц Вокального ансамбля "Проект П". Каким просветлённым становится лицо Фроси, когда они поют! Да и на лицах зрителей этот свет отражается! 

Но вот Фрося подходит к завершению повествования о своей жизни; понимает, что «плену» пришёл-таки конец. И вновь звучит танго, но теперь это не только мелодия. О потерянной Родине, куда возвращаются журавли, пронзительно поёт под аккомпанемент аккордеона Сергей Глухих: 

«Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо башен церквей и больших городов,
А вернутся назад — им раскроют объятья
Молодая весна и отчизна моя».

Так вот почему эта мелодия пробивалась сквозь горький рассказ героини, изгнанной из духовной отчизны, но сохранившей её в душе! Когда для Фроси «монастырём» стали тюрьма и лагерь, строки «Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный» отражали её переживания не менее точно, чем духовные напевы. И всё же она поднимается над этими горестными чувствами к свету, льющемуся вместе с музыкой. В финале Фрося меняет мирскую косынку на монашеский плат, и вскоре она уже не одна: к ней присоединяются девушки из «Проекта П», все вместе они растворяются в радостном песнопении...

Надеюсь, в новом сезоне спектакль появится в постоянном репертуаре, потому что очень хочется ещё раз пережить вместе с героиней её возвращение к духовной Отчизне. 

2

16+

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Анна Дунёва

Теги:Пятый театрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 151 человек

























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Хобби

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.

3772110 декабря 2024
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

46222208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

473004 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

4729129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх