Возвращение
Вчера на камерной сцене «Пятого Театра» прошла открытая генеральная репетиция моноспектакля «Фрося». Это инсценировка Игоря Косицына и Татьяны Чертовой одного из рассказов книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).
154413 июля 2023
В «Пятом театре» уже есть спектакль по пьесе этих драматургов — «На вокзале. Под часами»; это тоже камерная история в режиссуре и исполнении актрисы Елены Заиграевой. Здесь же Игорь Косицын выступил и как режиссёр, а Татьяна Чертова — как помощник режиссёра. Исполнительницей единственной роли стала Елена Лукманова.
Её героиня Фрося — практически, ровесница 20-го века — рассказывает, каким чудесным образом ещё девочкой попала в монастырь, причём, в Дивеевскую женскую обитель, основанную Серафимом Саровским. Как всегда чувствовала близость и защиту преподобного Серафима (хоть и почившего задолго до её рождения). Как, осуждённая «за веру», встречала сочувствие у тех, кто, казалось бы, должен порицать и Фросю, и её сестёр во Христе. Как на девятом десятке дожила до того дня, когда увидела в журнале статью о преподобном Серафиме и о родной для неё обители.
1Зачем эта история сегодняшнему человеку? Зачем мы вместе с Фросей проживаем её возвращение из духовного плена, из мира, в котором вера хоть и была запрещена, но всё же сохранялась в душе? Жизнь Фроси — пример верности своему духовному призванию. Как сохранить душу живу, когда рушится привычный мир? Разве не важен сегодня камерный разговор именно об этом?
Актриса Елена Лукманова очень естественна в образе Фроси с её крестьянским говорком. И это при том, что у неё нет возможности «спрятаться» за декорации и реквизит. Камерная сцена — это, собственно, фойе второго этажа театра, где зрители и актриса — в одном пространстве. И эта близость не мешает актрисе, а, кажется, наоборот, подзаряжает её. Как и аскетичное оформление спектакля: большая икона преподобного Серафима Саровского да скамейка, на которую Фрося может иногда присесть. Ещё журнал «Душа», где она находит публикацию об обители. И её собственная тень на заднике сцены как память о прошедшей жизни, как дух ушедшего времени, как душа, что остаётся, когда тело истлевает...
И, конечно, важна музыкальная составляющая спектакля. Вначале в рассказ героини пробиваются обрывки мелодии танго 30-х годов прошлого века, и это кажется противоречащим тому, о чём она рассказывает. Гораздо гармоничнее в её рассказ вплетаются и церковные песнопения, и народные мелодии в «живом» исполнении а капелла трёх прекрасных представительниц Вокального ансамбля "Проект П". Каким просветлённым становится лицо Фроси, когда они поют! Да и на лицах зрителей этот свет отражается!
Но вот Фрося подходит к завершению повествования о своей жизни; понимает, что «плену» пришёл-таки конец. И вновь звучит танго, но теперь это не только мелодия. О потерянной Родине, куда возвращаются журавли, пронзительно поёт под аккомпанемент аккордеона Сергей Глухих:
«Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо башен церквей и больших городов,
А вернутся назад — им раскроют объятья
Молодая весна и отчизна моя».
Так вот почему эта мелодия пробивалась сквозь горький рассказ героини, изгнанной из духовной отчизны, но сохранившей её в душе! Когда для Фроси «монастырём» стали тюрьма и лагерь, строки «Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный» отражали её переживания не менее точно, чем духовные напевы. И всё же она поднимается над этими горестными чувствами к свету, льющемуся вместе с музыкой. В финале Фрося меняет мирскую косынку на монашеский плат, и вскоре она уже не одна: к ней присоединяются девушки из «Проекта П», все вместе они растворяются в радостном песнопении...
Надеюсь, в новом сезоне спектакль появится в постоянном репертуаре, потому что очень хочется ещё раз пережить вместе с героиней её возвращение к духовной Отчизне.
216+
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анна Дунёва
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 151 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
37016 января 2025
43015 января 2025
49513 января 2025
84003 января 2025
Колдовать нельзя, а любить можно
68824 декабря 2024
Как Кристина Шапкина Красной Шапочкой стала
68614 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»
137012 декабря 2024
82708 декабря 2024
— Психолог
— Психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии