Этот мир придуман... не нами?

Если вы думаете, что хорошо знаете актёров «Пятого Театра», то идите на премьерную постановку вампиловской «Валентины» и убедитесь, что ошибаетесь. Во всяком случае, я, побывав вчера на сдаче этого спектакля, не только удивлялась тому, насколько непривычные образы создали актёры, но некоторых даже не сразу узнавала.

130415 октября 2023
Этот мир придуман... не нами?

Вот Мария Долганёва, которой так идут роли светских дам, загадочных призраков, иностранок. Здесь она — буфетчица Анна, в байковом халате поверх свитера; поясница замотана шалью, шапка прикрывает немытые волосы; она слегка косолапит, а лицо её после семейных разборок «украшает» фингал, которого Анна и не стесняется — дело-то житейское. Сергей Худобенко — её искалеченный и испитой муж, такого можно встеретить где-нибудь за гаржами на окраине. А приехавший в отпуск из города сынок Пашка, похоже, успел не только в армии послужить, но и в местах не столь отдалённых почалиться; кто бы мог подумать, что Дмитрию Исаенко будет абсолютно органична блатная стихия: пластика, мимика, говорок. Это его я не сразу узнала. Как и Егора Лябакина в роли Мечёткина, местного блюстителя нравов, человека-инструкции, говорящего штампами, но мечтающего о любви. Он единственный здесь — в пиджаке, при галстуке, с медальками на лацкане. И даже когда приходит на свидание без пиджака — это ж дело неофициальное, личное — медальки-то на рубаху нацепляет.

Вот такие они, жители райцентра Чулимск: доведённые до абсолюта, до гротеска и потому узнаваемые типажи. Самой живой среди них оказывается аптекарша Кашкина, местная королева красоты в мини-юбке и с начёсом. Конечно, именно ей достаётся приехавший в райцентр из города следователь Шаманов. Актриса Олеся Шилякова явно сочувствует своей героине, тонко вплетая в типажно-карикатурные черты провинциальной красотки искренние чувства: любовь, ревность, коварство, сочувствие к другим и отчаяние. Сочувствие к ней передаётся и зрителям. Да, в общем-то, всех их жалко, таких трогательных в своей нелепости.

1

В какое время они живут? Всегда. В чайной, где все они встречаются, есть и почерневшие от времени деревянные табуретки, и венские стулья, и пластиковые кресла. С микроволновкой соседствует радиоприёмник, а на его волнах звучат сообщения и о первом полёте человека в космос, и о борьбе с коронавирусом, и о съезде коммунистической партии в 1919 году. Этот приёмник становится словно бы одним из действующих лиц, озвучивающих чувства героев.

Вот приходит в чайную влюблённый Мечёткин, и звучит знаменитая мелодия из «Семнадцати мгновений весны», когда Штирлиц в берлинском кафе только взглядом может встретиться с женой. А бедный Мечёткин смотрит влюблённо на аптекаршу Кашкину, но она-то его не замечает! Или Петька пытается сказать что-то о своих чувствах юной Валентине, да где уж ему! Песенка Михаила Круга лучше всё объяснит. А когда следователь Шаманов вдруг замечает, как непохожа на остальных чулимцев «подавальщица» из чайной Валентина, звучит волшебная музыка из «Обыкновенного чуда».

Шаманов (Евгений Фоминцев) и Валентина (Вероника Крымских) — люди словно бы из другого мира и времени. Следователь и одет «по-городскому», «по-современному», и мобильником пользуется. И всё ему здесь чужое, ведь он «сослан» сюда за попытку доказать вину сынка высокопоставленного человека и занимается тем, что ему абсолютно неинтересно: мелкими кражами да бытовыми драками. И мечтает о пенсии — так он устал жить в этом чуждом ему мире. Желание изменить свою жизнь охватывает его неожиданно, когда он, вроде бы, случайно замечает, насколько не совпадает с чулимским миром Валентина.

Выглядит она как современный подросток: мешковатая одежда, блестящие пайетки на лице, беспроводные наушники отгораживают от шума чулимской жизни. Она словно бы парит над этим миром и, не замечая происходящего вокруг, всё приводит в порядок палисадник чайной. Но если в пьесе Вампилова Валентина всё время чинит забор, то здесь, в спектакле Людмилы Исмайловой, она пытается привести в порядок газон, огораживает его непрочными нитями, чтобы не затоптали. Создаёт, как может, свой мир и живёт в нём по-своему. Не случайно, в тот момент, когда Шаманов замечает инаковость Валентины, неоновая вывеска «Чайная» наполовину гаснет, остаётся лишь слово «иная»...

Есть ли Валентине место в чулимском мире? Спасёт ли её любовь к Шаманову? Или её отцу (Дмитрий Макаров) удастся приструнить своенравную дочь? Он, конечно, хочет, «как лучше», и уверен, что знает это, поэтому Валентина должна чувствовать его отцовскую власть. Не случайно при нём всегда — ошейник с цепью, символ этой власти.

Может, и была бы спасена Валентина, если бы Шаманов оказался по-настоящему сильным. А ведь он здесь, словно, не свою роль играет. Не случайно его объяснение с влюблённой аптекаршей так напоминает объяснение чеховского Тригорина с Раневской: увлечён, мол, обаянием юности, пойми и отпусти. И исполняет он этот номер с микрофоном в руках, как какой-нибудь стендапер. Разве можно ему поверить? Он и сам, похоже, боится довериться собственной искренности.

За жизнью застрявшего в безвременье Чулимска наблюдает ещё один странный персонаж. Старый эвенк Еремеев (Василий Кондрашин) приходит из тайги, вроде бы, для того, чтобы оформить пенсию. Но на самом деле он — некое потустороннее существо, наблюдатель, свидетель. Ведь воздастся каждому по делам и по грехам его, потому что «этот мир придуман не нами», как сообщает в финале волшебный радиоприёмник. А в придуманном не нами мире действуют не людьми придуманные законы! Да, никакого вам соцреализма в спектакле по написанной в 70-е годы прошлого века советской пьесе! Только магический реализм. Только хардкор.


Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

2

Автор:Елена Петрова

Фото:Олега Деркунского

Теги:Пятый театрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 142 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 120 человек



























Блог-пост

Марина Фомина

— Тренер мышления и сильных решений.

Валентина Фоменко

— Психолог

Евгения Лифантьева

— журналист, писатель, блогер


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

541110 октября 2024
Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

2119527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

2247112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3412106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх