Его красиво и возвышенно звали «соколом»…

29-го апреля 2024 года – 100-летие со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Дмитриевича Соколова /29.04.1924 – 21.09.1988/, благодаря которому середину 60-х - начало 70-х годов прошлого века называют (по аналогии с «золотым веком русской литературы») «золотым веком Омского ТЮЗа».

1337128 апреля 2024
Его красиво и возвышенно звали «соколом»…

В годы, связанные с художественным руководством театром режиссёра В.Д. Соколова (1964 - 1972 гг.), сам театр буквально гремел по стране под названием: «Театр Соколова». Да плюс ко всему с оглушительным успехом в 1967 году прошли гастроли омичей в Москве, в Кремлёвском Дворце.

В театральном архиве хранится стенограмма заседания худсовета ТЮЗа 1964 года, на котором Соколов, новый «главный», выступил с очень короткой, но «программной» речью, определившей тональность театра на гóды вперёд! И вóт что сказал Владимир Дмитриевич на худсовете:

«На сцене должны создаваться полнокровные характеры; примитив – противопоказан! Главным я считаю разговор с юношеством. Основная направленность репертуара должна быть романтической… И надо обязательно говорить о любви с этим возрастом!.. И ещё: главное – это не зрительский вкус, а воспита́ние в зрителе вкуса к настоящему! В творческой работе необходимы откровенность и заинтересованность в общем деле. Яд равнодушия разъедает театр. Театр и нас самих… Первым у меня будет – требовательность всех работников к себе. В искусстве нельзя останавливаться, надо идти вперёд. Остановился – упал…».

У меня, у юноши в то время, был абсолютный восторг от его спектаклей, в которых каждый актёр был блистателен. И у меня до сих пор в памяти «Девочка и апрель» по пьесе Т.Ян с неповторимой Валентиной Устимович в главной роли…

И у меня до сих пор мороз по коже при воспоминании о пронзительном и поэтичном спектакле Соколова «А зори здесь тихие» с потрясающим актёром Виктором Кульченко в роли старшины Васкова (Омский ТЮЗ первым в стране инсценировал повесть Б. Васильева, и этот спектакль – один из лучших и «знаковых» в истории театра)...

И ещё одна «соколовская» цитата: «У нас одно желание: театр должен быть умным и поэтическим. Будничность, прозаичность нужны лишь для того, чтобы подчеркнуть необычное, то, что обжигает в человеке. Это, если хотите, призыв к героике, но без холодной монументальности».

А ещё в театре была атмосфера «студийности», и она словно создавала магнитное поле, попав в которое, люди становились «рабами» высоких мыслей, чувств, проповедуемых театром. Особой внутренней атмосфере ТЮЗа способствовала, конечно же, работающая при театре Студия, руководимая Соколовым.

И было два выпуска театральной студии – в 1967 и в 1971 годах. Кстати, среди выпускников первого набор студийцев был будущий знаменитый киноактёр Владислав Дворжецкий. А из выпускников второго набора многие годы проработали в Омском ТЮЗе Анна Гордовская, Евгений Иванов, Лариса Полянчикова, заслуженная артистка РСФСР Валентина Киселёва (сегодня она – актриса театра «Галёрка»).

«Сокол мой ясный» – так говорит, вспоминая Соколова, «Легенда омской сцены» Зинаида Костикова, много лет проработавшая в Омском ТЮЗе (ныне она – режиссёр-педагог Лицейского театра). И я предоставляю ей слово. Итак, рассказывает Зинаида Костикова.


Первая постановка Соколова в Омском ТЮЗе – спектакль по пьесе педагога Н. Долининой, даже в названии которого был заложен конфликт: «Они и мы».

Тема борьбы за справедливость затрагивала каждого – и актёров, и зрителей. Проблемы образования тоже волновали всех: школьников, учителей, родителей. За стенами театра бушевали знаменитые годы «хрущёвской оттепели». Романтик Соколов словно перенёс на сцену свободный дух 1960-х. Спектакль «Они и мы» ребром ставил главные вопросы. С кем ты? Кто ты? Каким ты войдешь в эту жизнь? «Какой ты след оставишь?..»

Равнодушных в зале не было. Спектакль был синтезом блестящего актёрского ансамбля и уникального режиссёрского таланта.

Листаю фотографии… «Двадцать лет спустя» по пьесе Михаила Светлова… Немножко «математики»: Соколов был младше Светлова на 20 лет; мы были младше Соколова на 20 лет; в сентябре 1964 года ушёл из жизни М. Светлов; в сентябре 1964-го Соколов становится художественным руководителем Омского ТЮЗа. Через год после смерти Светлова Соколов поставит спектакль «Двадцать лет спустя» в память о поэте. Благодаря Светлову и Соколову мы окунулись в мир эмоций, погрузились в эпоху революционных событий, мы взахлёб играли, пели, чувствовали то время, трудности ребят, беды, волнения, радости, опасности, потери… Мы полюбили своих героев, мы с ними срослись.

Соколов был искренен и честен, он говорил как думал, и мы все ему верили. Мы шли за ним, вместе с ним. Красиво и увлечённо работал Владимир Дмитриевич на репетициях. Внешне спокойный и неторопливый в быту, – Соколов, словно проснувшийся вулкан, всю свою неизрасходованную энергию выплескивал в работе на артистов, монтировщиков, музыкантов (в ту пору в ТЮЗе был настоящий профессиональный оркестр), всех собирал в одно живое, целое, заряжая желанием сотворить что-то общее, большое, трепетное, каждому дорогое и необходимое. Он был хроническим трудоголиком.

Дивный спектакль Соколова «Тристан и Изольда» по пьесе А. Бруштейн. Изольду играла моя любимая подруга Галина Аверьянова. Это была её первая и великолепная работа на омской сцене!..

И не было бы такого сказочно-чудесного спектакля, и не могло бы быть блестящих актёрских работ, если бы не Он – уникально талантливый режиссёр, учитель, человек, наш Соколов Владимир Дмитриевич! Стремясь к нужному результату, он никогда не ломал актёрской индивидуальности, но каким-то чудом добивался непохожести, разноплановости, неповторимости актёрских работ в своих спектаклях, и в случае удачи, победы – весь светился какой-то детской радостью. Я всегда удивлялась, как мастерски он сам проигрывал иногда какие-то моменты в репетициях за актёров, и только много лет позже узнала, что в начале театрального пути он был артистом.

Хочу процитировать фрагмент из статьи народного артиста РФ Юрия Гребня в журнале «Омск театральный»:

«…Целая эпоха в жизни Омского ТЮЗа связана с именем Владимира Дмитриевича Соколова, которого так красиво и возвышенно звали «Соколом». Будучи тогда молодым актёром, я понимал, какого масштаба эта Личность. Наверное, не случайно тогда так популярен был наш театр. Соколову нужны были актёры с безграничным доверием и уважением к театру и к нему. Не к его персоне, а в высоком смысле понимания того, что мы вместе делаем под его руководством. Мы тянулись на светлый огонь его души и были счастливы. И помним это счастье, и что-то «соколовское» даёт нам силы и сегодня».

…«Песня о гитаре»… Пьесу написали Андрей Лядов и режиссёр Соколов. Ниже – две фотографии из этого пронзительно-лиричного спектакля: Альберт Иричев, Галина Аверьянова, Юрий Трошкеев, Валентина Устимович…

Все спектакли Соколова – легендарны. И мне выпало великое счастье – «прикасаться» к этим легендам. Продолжаю листать архивные фотографии «соколовских спектаклей… Вот – «Убийцы и свидетели» (пьеса Я. Волчека), где мне посчастливилось играть…

А это – спектакль по пьесе В. Балашова «Легенда о Паганини» (на снимках – Виктор Кульченко и моя дуэтная сцена с Юрием Гребнем)…

А здесь я с артистом Леонидом Калинушкиным в «соколовско-чеховской» Чайке…

Ах, Сокол мой ясный!..


И я говорю «спасибо» замечательной Зинаиде Николаевне Костиковой за её воспоминание. И тоже листаю фотографии… И тоже вспоминаю Владимира Дмитриевича Соколова и неповторимый золотой век Омского ТЮЗа…

 

Автор: Сергей Денисенко, при участии Зинаиды Костиковой

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа, С. Денисенко и З. Костиковой

Теги:Владимир СоколовТЮЗпамятьтеатр

Комментарии



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Наташа Липински

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова

Он был приглашён в небесные мастерские на излёте сентября. И  никакие слова о неизбежности финала и удивительной судьбе художника не помогают…

126017 октября 2024

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

2386114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

3211110 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

5287106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

956512 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх