Безумный сердца разговор

Спектакль вахтанговцев воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

252102 июля 2018
Безумный сердца разговор

Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах. Спектакль Вахтанговского театра (Театр имени Евгения Вахтангова), которым в Омске открылся Театральный фестиваль АКАДЕМИЯ / International Theater Festival ACADEMIA, хочется назвать театральной поэмой. Он воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

«Сюжет "Евгения Онегина" принадлежит не Пушкину, а русскому читателю. Массовому сознанию, метатексту, обобщенному образу. Пушкину принадлежат — стихи», — считает наш современник Пётр Вайль.

1

Поэтому создатели спектакля, и прежде всего — художественный руководитель Вахтанговцев Римас Туминас, и не пытаются скрупулёзно воспроизводить известный любому зрителю сюжет.

Это не пересказ, а погружение в поэтику Пушкина. Через изысканный и сложный пластический рисунок, через игру с «обобщёнными образами». Чего только стоят «карикатуры всех гостей» на именинах Татьяны! Или в буквальном смысле разодранное на цитаты юными девами её письмо. А Людмила Максакова! Она — то няня, «старушка бедная», то муштрующая девиц дама-танцмейстер «блистательна, полувоздушна», осанка примы, безупречный французский... Тут вспоминается провозглашённое Блоком: «Весёлое имя: Пушкин».

Один из исполнителей роли Онегина — Сергей Маковецкий, рассказал на встрече со зрителями, что для него работа над ролью началась со строк

«Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу».

Кто читает и перечитывает письмо? Не сам ли Онегин, уже поживший и понявший, что он потерял?

В спектакле есть и другой Онегин — Виктор Добронравов. Это ему пишет влюблённая Татьяна. «Прямым Онегин Чильд-Гарольдом» является к ней: «Вы ко мне писали. Не отпирайтесь...». Но Онегин-Маковецкий останавливает отповедь: он сам произносит этот монолог, как бы вспоминая всё, когда-то сказанное. И в этом столько искреннего сожаления, на которое не способен мрачный «Чильд-Гарольд»!

Действие развивается одновременно в двух планах: в настоящем и в воспоминаниях героев. Поэтому и образы то сливаются (няня-танцмейстер), то множатся как Онегин, Ленский. Ведь тот, кто «вовремя созрел» — уже совсем другой человек, не тот, что «смолоду был молод».

Впрочем, настоящая героиня спектакля, конечно, Татьяна. У Ольги Лерман она порывиста и сдержанна одновременно. Когда, измученная неразделённым чувством, она засыпает, кажется, вот сейчас начнётся: «Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой...». Но сон Татьяны неожиданно решён без театрального гротеска: когда зритель ждёт, что вот-вот выйдет «большой взъерошенный медведь», на сцене появляется... Ирина Купченко и с глубокой простой читает известные строки. Быть может, это повзрослевшая Татьяна годы спустя вспоминает свой пророческий сон? Не случайно Ленский дарит ей на именины плюшевого медведя...

2

И после окончательного объяснения Татьяны с Онегиным мы оставляем её в объятиях огромного медведя: «Она бесчувственно-покорна, Не шевельнётся, не дохнёт».... Кружится в странном танце судьбы под пронзительную музыку Фаустаса Латенаса...

В этом полифоническом «Евгении Онегине» есть всё, кроме хрестоматийного глянца.

 

Оригинал в Фейсбуке автора.

 

Автор:Елена Петрова

Фото: сайтов excava.ru и vakhtangov.ru

Теги:театр им. ВахтанговатеатрРимас Туминас


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Записи автора

С «Миром»!

46115 апреля 2024

Дорога к Чехову

67211 апреля 2024

Как же будет?

53908 апреля 2024

Только этого мало!

63901 апреля 2024

Все там будем?

56531 марта 2024



























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

290201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

290101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6371101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6557221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх