Вам шашечки или ехать?

Проблема общественного транспорта в больших городах существует всегда, но её можно решить, а можно решать. Второй вариант, к сожалению, реализуется в Омске уже много-много лет.

35341723 ноября 2016
Вам шашечки или ехать?

Создаётся впечатление, что у нас среди чиновников засели затейники, которые только и думают, как бы так поизощрённее проблему эту не решить: то уничтожают трамвайную сеть, то отменяют привычные маршруты, то разводят нелегальных маршруточников, то решают закрыть муниципальные предприятия… Вот и сейчас наблюдается очередная загогулина и непонятно, есть ли шанс на привлекательное будущее у омского общественного транспорта, или нам надо уже об этом перестать думать? Кстати, в сети я встречал мнение о том, что общественный транспорт и не сильно нужен, так как у многих есть автомобили. Действительно, если опираться на статистику и не пытаться её проверить, то получается, что почти в каждой семье есть автомобиль, то есть как бы и некому ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и прочих газелях. Но если посмотреть на остановки, то становится понятно, что статистика и жизнь не совсем соприкасаются в реальности.

Какой выход я вижу в сложившейся непростой ситуации? Строго говоря – классический и опробованный во многих странах, городах и весях. Первое, что надо сделать, разработать стратегию развития общественного транспорта. Возможно кто-то скажет – опять стратегия, опять очередной «труд» под сукно. Да, и такой вариант возможен, но без стратегии, точно ничего хорошего не получится, что мы и наблюдаем уже четверть века. Потому надо всем мыслящим и заинтересованным людям договориться прежде всего о том, для чего нужен общественный транспорт и когда его можно считать эффективным. Затем, исходя из критерия эффективности, определить правила его организации и согласовать с другими сторонами нашей городской жизни. И так далее по алгоритму, который не является тайным, но так и не применяется в Омске до сих пор. Сам я уверен, что простыми методами проблему не решить, так как Омск уж очень неудобный для организации транспортных потоков, но начинать надо – ждать и надеяться на то, что всё само рассосётся бесполезно.

1

Чтобы мой призыв не воспринимался как популизм и желание только покритиковать, не предложив ничего конкретного, сделаю следующий шаг и предложу своё видение в стратегию развития общественного транспорта, предполагая, что эффективным он будет тогда, когда омичи перестанут считать перемещение по городу проблемой. Хотя варианты критерия эффективности могут быть разными, например, в городе Свиндон (Англия), критерием эффективности выбрано количество школьников, которые ходят в школу пешком. Действительно, мы ведь перемещаемся по городу не для того, чтобы поездить, а для того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Следовательно можно так организовать город, чтобы всё необходимое было поблизости и нам не приходилось тратить много времени и пространства на перемещение… Но это скорее какая-то ненаучная фантастика для нас, мы же пока просто хотим комфортно и без сложностей перемещаться по городу.

Итак мои предложения в стратегию (критика принимается).

1. Общественный транспорт заявляется как приоритет в транспортной системе города, маршрутки постепенно ликвидируются как атавизм (почему это так я уже объяснял ранее), при этом не создаётся комфортных условий для использования личного транспорта в центре города.

Счастливые обладатели личных автомобилей ожидаемо могут возмутиться – это же «геноцид» какой-то! На самом деле – нет. Даже омские банкиры с удовольствием пользуются муниципальным транспортом в Европе. Я уж не говорю о самих европейцах, которые зачастую держат автомобиль только для того, чтобы выезжать за город. Это действительно удобно, но сделать таким общественный транспорт быстро не получится, что не отменяет необходимость быстрейшего движения в эту сторону.

2. На начальной стадии необходимо выделить полосы для общественного транспорта с жёстким контролем. Можно даже отгородить их от основной магистрали, как это сделано, например, в Мехико. Кроме того, надо срочно решить вопрос с авариями на трамвайных путях, когда из-за очередного «лихача» движение останавливается на час-два. Это позволит именно общественному транспорту не стоять в пробках, а выполнять свою главную задачу – быструю и комфортную перевозку людей. В совокупности со сложностями парковки в центре города для частных автомобилей, сильно повысится привлекательность общественного транспорта, как это и происходит в развитых европейских городах.

3. Маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев нужно формировать так, чтобы были хорошие пересадочные остановки, связывающие разные сегменты города. И не надо всему транспорту ехать из одного конца города в другой по одному проспекту Маркса и улице Красный путь. Пусть центральные маршруты будут относительно короткими и связывать два (три, четыре…) узла, от которых расходятся периферийные маршруты в другие уголки города и пригороды. Такая схема необходима в связи с тем, что Омск слишком «худой и длинный», но если город начнёт набирать «толщину», то и систему можно поменять, что пока является очень отдалённой перспективой.

4. Внедряя систему с пересадками, необходимо кардинально поменять способ оплаты. Самый лучший (кроме проездного) — оплата за предельное время в пути. Для Омска вполне достаточно двух вариантов: полчаса (подешевле) и два часа (достаточно, чтобы добраться из одного конца города в другой). Это позволит пассажирам выбирать путь с пересадками и не ждать долго на остановке именно тот маршрут, который довезёт его до нужного места. Кстати, интересен в данном случае и опыт применения специальных приложений на смартфон, которые сами рассчитывают оптимальный по времени маршрут с указанием пересадочных пунктов. Так сделано, например, в Праге.

5. Месячный проездной не должен стоить дороже 30 поездок, тогда его будет выгодно покупать всем (подробнее я уже рассматривал ранее). А ещё лучше, одноразовую поездку сделать чуть дороже, а проездной – дешевле, что будет стимулировать людей использовать общественный транспорт. В Праге, например, проездной на месяц стоит 550 крон (примерно 1,5 тысячи рублей), что составляет всего 17 полуторачасовых поездок по 32 кроны (около 90 рублей). Имея недорогой безлимитный проездной билет, люди смогут сами оптимизировать маршруты и распределяться по всей транспортной сети, что создаст равномерную загрузку и повысит поступление денег в бюджет транспортных компаний. Кроме того, не будет соблазна воспользоваться маршруткой, что снизит их привлекательность. Я сам, когда имел проездной и не ходил пешком, перемещался по городу с большим количеством пересадок, что сокращало время и даже немного развлекало, но после очередного повышения цен на проездные, он оказался невыгодным для меня.

И в заключение несколько слов об экономическом механизме., муниципалах и частниках.

Сразу скажу, что я не сторонник жёсткого регулирования цен, я за их нормальное рыночное формирование. То есть такое, когда стоимость поездки определяется справедливой конкуренцией: нет монополий, сговоров, избыточных затрат и т.д. Всего того, что так любят наши чиновники, но при этом абсолютно не обеспечивают своим контролем безопасность людей и высокое качество услуг. И в этом смысле, не так важно, будет ли транспорт муниципальным или частным, как важно качество услуг и минимальная цена. Экономисты, кстати, считают, что частный транспорт эффективнее и дешевле, только следить за ним нужно и требовать выполнения всех обязанностей.

Конечно,  высокая цена на проезд – это очень неприятно и ударяет по кошельку всех горожан. Да, всегда хочется подешевле, но чудес не бывает. Транспорт – это одна из самых дорогих услуг современной цивилизации, и против этого не существует никаких молитв. Но и просто смотреть на то, как задирают цены, тоже не стоит. Ведь должна же быть совокупная выгода всем: предпринимателям – прибыль, достаточная для развития, чиновникам – порядок на дорогах и отсутствие жалоб на плохую работу транспорта, горожанам – безопасный, бесперебойный и комфортный транспорт. Согласовать эти интересы можно, да и согласовывают в нормальных странах и городах, где никто не доминирует при организации совместной жизни, но, конечно, простых решений не бывает. В связи с этим появляются некоторые надежды на нового начальника омского транспорта. Так получилось, что недавно я был в составе группы общественного совета при мэре города Омска, которая посетила ПАТП-8. Впечатление и о предприятии, и о его начальнике сложилось хорошее – порядок, квалифицированные люди, правильные мысли… Остаётся надеяться, что попав в администрацию, человек не станет винтиком в чиновничьем аппарате, а пойдёт на широкий диалог со всеми заинтересованными сторонами и появится у нашего города нормальная транспортная стратегия...

Автор:Сергей Костарев

Фото:музей техники в Праге

Теги:транспортстратегияурбанизм


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

29 апреля

«Я выбираю крылья!»

«Я выбираю крылья!»

117126 февраля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 6 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 157 человек

По образованию системотехник и специалист эколог. Кандидат технических наук и доктор философских наук. Был инженером, научным работником, государственным служащим. Сейчас профессор Омского государственного университета путей сообщений и председатель Ассоциации «Экологический комитет».

Возглавлял региональное отделение партии Яблоко в 2008-2012 годах.

Сфера научных интересов – проблемы самоорганизации и управления, социальная экология, урбанполитика, стратегическое планирование, управление водными ресурсами.

Убеждённый либерал: человек сам в ответе за свою жизнь.

Женат, есть сын, дочь, внучка и внук.

























Блог-пост

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Олег Рой

— профессор

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Не на небе — на земле жил Ершов…

Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.

1089206 марта 2025

Стиль жизни

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Хобби

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.

7645110 декабря 2024
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

86362208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

864704 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

8556129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх