От «Фейсбука умерших» — к «Интернету Душ», или The OMSK Project

Вместо того, чтобы подражать другим, развивайте и копируйте самих себя. Каждый человек — иной. У каждого — свой вкус. И пусть каждый сам решает, как ему вспыхнуть перед смертью.

260618 мая 2017
От «Фейсбука умерших» — к «Интернету Душ», или The OMSK Project

В новой рубрике «Глобус Омска» мы хотим не просто представлять материалы, так или иначе связанные с бывшими омичами, но и попытаться наладить и развивать активные коммуникации с «омской диаспорой». Конечно, с помощью наших постоянных читателей, как и мы заинтересованных в улучшении нашего города.

Первый участник новой рубрики Павел Акимов хорошо известен по различным активистским и урбанистическим проектам 2012-2015 гг. Он уже несколько лет живет в Москве, работает в Высшей школе урбанистики. Но анонсируемый им сегодня проект выходит далеко за рамки этой тематики, затрагивает глубокие мировоззренческие вопросы, увязывая их с самыми современными достижениями науки и технологии... Впрочем, слово Павлу.

1

* * * 

Мы с Виктором Корбом уже пару лет размышляем над тем, как должна выглядеть инфраструктура для смерти в цифровую эпоху.

Не мы первые. С тех пор, как появился интернет в его нынешнем виде, т.е. последние лет 20, идут подобные разговоры. Станет ли цифровая смерть неким новым измерением мортальности? Трансформирует ли интернет то, как мы умираем в реальной жизни? Наконец, в каких проектах найдёт отражение новая реальность смерти в эпоху интернетов и соцсетей? Если с первыми двумя вопросами всё понятно — уже стала и уже трансформировал, — то с конкретными проектами всё довольно грустно: чтобы ни делали — всё какая-то соцсеть «Вмогилке» получается.

Оффлайн-мир слепо проецируется в онлайн. Есть у нас кладбище — будет виртуальное кладбище. Есть архивы — будут цифровые архивы. И далее по списку.

Мне же кажется, схему нужно перевернуть. Вдеь смерть не конечная точка, а начальная. Начальная точка для живых, чтобы добавить новое измерение к реальности. Именно присутствие смерти, в конечном счёте, заставляет нас делать что-то осмысленное и стоящее. Ну, по крайней мере, иногда.

Технологии сегодня в буквальном смысле проникают вглубь нас. И вот уже гугл может почувствовать, что вы беременны, раньше вас, просто анализируя изменения в поисковых запросах. А искусственный интеллект во всём многообразии его проявлений медленно, но всё лучше и лучше нас понимает и готов учиться у нас и перенимать наш опыт.

Здесь открывается возможность построить целый новый мир — мир цифровых копий людей, как живых, так и тех, кто уже нас покинул. В то же время совсем не тот мир, который нам показали в «Чёрном зеркале».

Это должны быть автономные цифровые монады-вселенные, носители нашего опыта и наших знаний, цифровые души каждого из нас, объединенные в распределённую сеть. К Интернету Вещей и Интернету Людей можно добавить Интернет Душ.

Написал на этот счет что-то типа манифеста. Нужно же с чего-то стартовать.

От «фейсбука умерших» — к «Интернету Душ»

The OMSK Project

Что происходит после того, как мы умерли? Ничего.

Наше уникальное представление о мире исчезает вместе с нами. Но что если нам удастся его сохранить?

Вся наша цивилизация основана на способности обмениваться этими уникальными представлениями и таким образом формировать и накапливать общее представление о мире. Именно поэтому каждый индивидуальный человеческий опыт познания мира является бесценным для всего человечества. И, соответственно, нуждается в сохранении — с возможностью актуализации.

«Могу ли я под словом 'бубубу' понимать “Если не будет дождя, я пойду гулять”?» — задавался вопросом Людвиг Витгенштейн.

У каждого из нас есть сотни и тысячи таких 'бубубу'. Мыслей и состояний, понятных только нам самим. Звучит смешно, вот только именно из них нередко вырастают сложнейшие научные теории, гениальные романы и проекты, которые двигают вперед всё человечество.

Каждый из нас — автор. У каждого — свой 'язык', понять который способны разве что самые близкие люди. Но кто будет говорить на нём, когда нас нет?

Сегодня начинает нарождаться корпус технологий, позволяющих машинам обучаться тому, что умеем мы сами.

Искусственный интеллект постепенно двигается от простейших форм к освоению всё более сложных человеческих действий, и в скором времени будет способен лучше нас понимать и перенимать многое из того, что мы умеем. Всё придёт к тому, что мы сможем создавать цифровые слепки себя.

(Да, мы тоже смотрели тот эпизод «Чёрного зеркала». И да, нас тоже пугает такой антиутопичный сценарий будущего. Мы хотим, чтобы экосистема наших цифровых копий работала принципиально по-другому.)

Уже сегодня Spotify находит пользователей, которые систематически слушают музыку, которая скоро станет популярной. На базе их вкусов сервис составляет плейлисты с новой музыкой. А сами люди и не подозревают, что задают тренды и помогают другим.

Представьте, что скоро ваша цифровая копия сможет не только составить плейлист вместо вас, но и, общаясь с миллионами таких же копий, понять, что именно из вашего опыта востребовано, для кого это представляет ценность и какую именно ценность. Чем больше эта ценность, тем больше возможностей монетизировать своё цифровое наследие.

Приготовить пирог, создать дизайн сайта или построить экологичное жильё в разных уголках планеты. Все что вы знаете и умеете, может быть предоставлено неограниченному числу людей в любой момент времени. Сегодня, через 10 лет или через века.

Называйте своего цифрового двойника как угодно: аватаром, слепком, копией или душой.

Главное — он перенимает ваш опыт и учится на ваших воспоминаниях и ваших данных, а они должны принадлежать только вам. А вся сеть — всем и никому конкретно. Таким изначально задумывался Интернет.

Вместо того, чтобы подражать другим, развивайте и копируйте самих себя. Каждый человек — иной. У каждого — свой вкус. И пусть каждый сам решает, как ему вспыхнуть перед смертью.

Что же останется от большинства из этих вспышек? Сегодня — разве что аккаунт в фейсбуке. Который теперь можно сделать мемориальным.

Нам кажется, мы можем рассчитывать на большее.

Именно для этого мы создали Проект OMSK (Our Memories will Stimulate the Kontinuation)...

Павел Акимов,
16 мая 2017 года,
Москва

Оригинал в Фейсбуке автора.

Фото:с сайта udaff.com/

Теги:инновацииИнтернетИИПавел Акимов


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

05.07.2021

Как вы относитесь к обязательной вакцинации от COVID-19?

Уже проголосовало 97 человек

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 200 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Александр Минжуренко

— историк, политик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Новая золотая молодежь

Первый и пока единственный раз в моей жизни героиня интервью пришла на встречу вместе с дедушкой. Григорий Витальевич внучку не перебивал, но переживал за неё («потому и пришел»), поддерживал.

1651326 июля 2021

Стиль жизни

Экзотичная любовь

Story

Экзотичная любовь

Четверть века работы с хищными кошками и крокодилами: дрессировщица Марина Руденко мечтает взять маленького леопарда и воспитать из него артиста. А пока рассказывает о своих нынешних подопечных: мохнатых, хвостатых, зубастых и ползучих. И о себе, конечно.

911130 июля 2021
Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Кредо

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Организатор известного омского проекта «Своя дорога» рассказал, как знакомит маленького сына с природой, а тот учит отца «соответствовать».

1265127 июля 2021
Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Story

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Михаил идет по канату, одновременно отбивая головой мяч, а после жонглирует семью мячами во время движения на моноколесе. Повторить эти трюки никто в мире пока не сумел: подтверждено самой известной книгой рекордов.

1798123 июля 2021
Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

Кредо

Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

«Экспериментальное» интервью с директором «Пятого театра», в котором он подводит итоги сезона, объясняет, куда движется театр и говорит, почему не страшно быть театральным «первопроходцем».

4447807 июля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх