Главная Диалог Андрей Новоселов: «В ближайшее время будем производить отстрел диких кабанов несмотря на отрицательные ветпробы»
Андрей Новоселов: «В ближайшее время будем производить отстрел диких кабанов несмотря на отрицательные ветпробы»
Откуда пришла африканская чума свиней? Почему правительство приняло решение отстреливать диких кабанов? На эти и другие вопросы «ВОмске» в эксклюзивном интервью ответил первый заместитель председателя регионального правительства Андрей Новоселов.
348818 августа 2017
- Андрей Александрович, как на сегодня вы оцениваете ситуацию с распространением африканской чумы свиней в Омской области? К сожалению, едва ли не ежедневно появляется информация о выявлении очередного очага инфекции. Федеральные чиновники то говорят, что в Омской области ситуация контролируется, то, наоборот, ругают…
- Действительно, ситуация непростая, но, тем не менее, она под контролем. Сегодня африканской чумой охвачено десять муниципальных сельских районов. Выход один -только уничтожение поголовья, сжигание. Нет никакой вакцины для лечения или прививок для предупреждения этой болезни. Но на сегодняшний день все устроено как должно и очень четко контролируется.
1- Во сколько вы на сегодня можете оценить предполагаемый ущерб от эпидемии? В омских СМИ мелькала огромная цифра - миллиард рублей.
- На сегодня мы уничтожили 10 тысяч голов. Это 635 тонн. Порядка 85 миллионов рублей мы должны выплатить населению за потери их животных-кормильцев. Ущерб большой, но губернатор принял решение, и мы его исполняем: выплачиваем компенсации из расчета 133 рубля за каждый килограмм живого веса.
- На выездной коллегии Россельхознадзора глава ведомства Сергей Данкверт обвинил ветеринарные власти Омской области в несвоевременном информировании о вспышке африканской чумы свиней. В результате сокрытия информации, по словам чиновника, которого процитировал «РБК», возникла большая вероятность распространения эпизоотии АЧС и на территорию соседней Новосибирской области.
- Видимо, не очень правильно ваши коллеги интерпретировали высказывания. Никто ничего не скрывал. В этом нет смысла и это попросту невозможно: идет массовый падеж свиней. Инкубационный период болезни – 12 дней. В первую очередь страдает молодое поголовье, затем более взрослые особи. Согласитесь, скрыть масштабное бедствие невозможно, никто этого и не делал.
- По-вашему, в самом начале были какие-то неправильные действия?
- Нет. Было некоторое замешательство на местах, но, тем не менее, Россельхознадзор и ветеринарная служба очень быстро мобилизовались и дали разъяснения. Первый случай произошел в селе Верблюжье Саргатского района. Мы в этой ситуации все четко отработали, спасибо органам внутренних дел и другим федеральным службам. В течение часа мы приняли решение о введении режима ЧС, в течение трех часов выставили посты. Обеззараживательные кордоны стояли, контроль за распространением свинины был налажен, досматривали автомобили, все транспортные средства, придорожные кафе – Роспотребнадзор отработал по максимуму. Проверили все кафе по трассам, где идет распространение болезни. Отработал и минздрав, дал пояснения, памятки, что людям бояться нечего. Проблема изначально была в том, что не все понимали, что это болезнь только свиней.
- Вокруг этой болезни и способов борьбы с ней вообще много мифов…
- Человек является исключительно переносчиком, и то в течение двух недель, а болеют только свиньи. Это научно доказанный факт.
- Много версий и о путях возникновения этого заболевания, вплоть до диверсии. Есть даже совсем «черный» вариант: якобы крупные агрохолдинги решили уничтожить конкурентов- фермеров…
- Эта версия абсолютно беспочвенна. По распоряжению губернатора – спасибо ректору нашего аграрного университета – мы приглашали ученых из ветеринарного института. Эксперты объяснили: механизм проникновения заражения на сегодня не ясен. Ясно, что вирус попал в нашу область или с кормами, или же к нам завезли уже зараженных самих свиней, поросят… Или еще вариант: продукты питания - имеется в виду свинина, копченая свинина, сало. Ведь многие люди относятся к свиньям по-свински! А именно: сами поели, а очистки и омывки бросили свиньям в корыто. А продукты могут быть зараженными...
- Горожан волнует: свинину в Омске сегодня есть можно?
- Можно, если покупать ее не в подворотнях, а в специализированных магазинах, на рынках, там, где есть санитарный и ветеринарный контроль. Все жестко регламентировано. Мы провели проверки и по городу, и по сельским населенным пунктам. Здесь у нас вопросов нет, службы у нас сильные, с огромным опытом работы.
- Очередная «страшилка» с одного из омских сайтов, что свиней буквально сжигают живыми...
- Любой здравомыслящий человек понимает, что это физически невозможно. Удержать животное нереально. Такие варварские методы у нас не применяются. Идет умерщвление ядом, который в течение нескольких секунд останавливает дыхательную функцию, и затем уже труп сжигается.
- Вы сами бывали когда-нибудь на свинокомплексе или мясоперерабатывающем заводе?
- Конечно. Зрелище не самое приятное, но других вариантов же нет… Человек плотояден. Хотя, признаюсь, я сам свинине предпочитаю птицу и баранину…
- Что сегодня происходит на крупных свинокомплексах? Опять же в СМИ пишут много всего: например, что Латария буквально не выпускает своих работников с предприятия, они там временно живут – чтобы не занести вирус.
- Крупные свинокомплексы имеют серьезный уровень защиты – четвертой степени. Работник, приходя на работу, переодевается, моется в душе, продукты питания он с собой не проносит и так далее. Правил множество, все они оправданы. Одно из условий – отсутствие собственного скота. Человек волен выбирать, работать там или нет. Служба безопасности этих концернов отслеживает все эти моменты. К сожалению, иначе никак. Все предприниматели заинтересованы сегодня в полном отсутствии любых потенциально опасных контактов. Представьте, в комплекс, где 90 тысяч хрюшек, что-то проникнет… Мы в 10 районах уничтожили 10 тысяч голов, а там в одном месте - 90 тысяч! Рисковать нельзя, приходится идти на определенные неудобства для работников. Но тут каждый волен сам решать, быть ли ему членом коллектива «Русском-агро», или «Омского бекона», или агрофирмы «Титан»…
- Изменилось ли отношение фермеров к ситуации? Говорят, что вначале некоторые чуть ли не прятали свиней… Стали сейчас более осознанно относиться?
- Да. Уже никто никого не прячет. Поначалу прятали, боялись, что просто заберут и вообще ничего не получат, или получат неизвестно когда. Хоть жизнь свинки и не длинная, но для многих она как член семьи… Был даже случай, что собственнице, у которой забрали 20 свиней, стало плохо с сердцем – хорошо, медицина была рядом, помогли. Конечно, это переживания, неизвестность, что же в будущем, в том числе и финансово?.. Но этот вопрос мы сняли, как и многие другие. Люди понимают, что дело серьезное и других вариантов нет. И на будущее уже сделают выводы: если занимаешься делом – занимайся серьезно. А не так, что свиньи ходят неизвестно где, кушают неизвестно что, а потом хозяева несут большие потери. У нас бывает падеж свиней просто от неправильного кормления. До 2 тысяч голов, бывало, область теряла в личных подсобных хозяйствах за год. Не от африканской чумы, заметьте, в «мирное время». Нам нужно заниматься культурой сельского хозяйства, содержания животных. Вот аграрии-растениеводы уже понимают, что землей надо заниматься: удобрять, бороться с сорняками, вредителями. Мы сегодня засеваем земли меньше, чем до 1991 года, а урожай у нас в три раза больше. Так должно быть и с животноводством. Это не касается крупных хозяйств, там этим достойно занимаются. А в личных подсобных хозяйствах, где содержат от нескольких десятков до сотни голов, есть к чему стремиться. Животные - это имущество, которое надо беречь. Оно само не будет расти и давать достойный приплод, хорошую породу. Как лошадники говорят: «если мама с папой не бежали, то сын и дочь не побегут».
- Удастся ли, на ваш взгляд, фермерам избежать банкротств? Да, понятно, что есть компенсация, что будут помогать с приобретением другого скота, но все равно на сто процентов это вряд ли компенсирует весь ущерб.
- Банкротства ни у кого не будет. На сегодняшний день те деньги, которые мы выплачиваем, компенсируют затраты. Выплаты идут, сделка для фермеров достаточно выгодная, особенно для тех, кто живет далеко от города. Кто ближе 50 км, те, наверное, несут определенные убытки: в городе стоимость мяса выше. Но, опять же, свинью надо заколоть, привезти, продать. Вопрос довольно ноднозначный. Но мы, повторю, даем 133 рубля за килограмм живого веса. Это на 50-70 рублей выше, чем дают те предприятия, которые закупают свинью и забивают ее.
Может, будет неполученная выгода из-за того, что забиваем свинью сейчас, а не в октябре-ноябре, когда вес ее будет больше. Но мы по цене забоя предлагаем бычков, индюшек, чтобы население могло обеспечить себя мясом или продать и заработать. Мы стараемся выплатить компенсации к 1 сентября, чтобы люди могли нормально собрать детей в школу.
- А с крупными промышленниками вы общались? Как у них настроения?
- Я с ними встречался, конечно, они озабочены. Специально всех не собирали, разговаривали отдельно. Не каждый человек в минсельхозе сегодня может собрать производителей. Действует карантинный режим. Тот, кто побывал в зоне заражения, две недели не должен общаться с другими людьми. Тем не менее, с крупными предпринимателями мы все эти вопросы отработали, предприняли все меры. Сейчас отрабатываем вопрос, чтобы зараза не ушла в дикую природу.
- Как раз собиралась спросить, не зафиксировано ли случаев заражения диких кабанов – иначе ведь совсем беда…
- Мы на сегодня отобрали 14 проб, и они отрицательные, заразы нет. Но, тем не менее, мы посовещались с руководителем федеральной службы Россельхознадзора и совместно с губернатором Виктором Назаровым приняли решение: в тех 10 районах, где зафиксирована африканская чума свиней, в ближайшее время будем производить отстрел кабанов.
- Несмотря на то, что пробы отрицательные? Это превентивная мера?
- Конечно. Если африканская чума свиней уйдет в дикую природу, то удержать ее распространение будет невозможно. Она будет постоянно присутствовать у нас в области, как в Твери: там она «бродит» уже свыше десяти лет... Такая же ситуация сложилась в Польше, Чехии, Румынии: там вообще полыхает чума, при этом они являются основными поставщиками свинины на европейский рынок. Сегодня их закрыли. Так вот нам такого безумия не надо.
- Другие дикие животные не подвержены болезни?
- Нет, они являются только носителями.
- Какое количество диких кабанов может быть уничтожено?
- Сложно сказать. Если верить учетам, то по всей области 3800 кабанов, сколько их по этим десяти районам пока сказать не готов. Соберемся с министрами природных ресурсов, сельского хозяйства, отработаем все эти моменты…
- Как много времени все это займет?
- Сложно сказать. Найти кабана в тайге сложно, очень осторожное животное. Этим займутся охотничьи хозяйства. Кабан и так уже периодчески отстреливается: 10-20
процентов поголовья. Выдаются лицензии, ведется охота по закону. Здесь будет то же самое.
- Кто будет следить за утилизацией?
- Наша ветеринарная служба, министерство сельского хозяйства и министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
- Отстрел большого количества кабанов может повлиять на экологию?
- Кабан у нас завезенный из европейской части России. В Сибири он никогда раньше не водился. Отстрел никак не может отрицательно повлиять на экологию и природу. Завезем позже новых, стопроцентно «чистых».
- Вы сами не охотник?
- Нет. Я, скорее, рыбак. Люблю спиннинг позабрасывать на щуку, окуня… Жаль, время не особо позволяет сидеть с удочкой.
- Ваше образование далеко от сельскохозяйственного. Сложно разбираться в подобных вопросах?
- Тут вопрос, скорее, в том, чтобы вовремя и четко все организовать… Образование далекое, да, но опыт на прежних места работы помогает, к тому же уже два года курирую сельское хозяйство. По крайней мере, стратегические моменты знаю. А с нюансами разбираюсь в рабочем порядке – учиться никогда не поздно. Пусть прозвучит пафосно, но я всей душой за крестьян. Они нас кормят. Из тех денег, которые мы им даем, к нам возвращается каждый третий рубль. А качество жизни на селе намного ниже, нежели в городе. Нужно, чтобы в каждом селе был ФАП, школа, садик. Тогда в город не будут стремиться, где, к сожалению, никто с распростертыми объятиями не ждет. Работы здесь нет, жилья нет, соцпакета нет, а через десяток-другой лет остро встанет вопрос пенсионного обеспечения... Поэтому я сильно поддерживаю деревню, и губернатор в своем послании Заксобранию поднял этот вопрос. Мы недаром объявили этот год годом животноводства, запускаем пятилетнюю программу... Россия уже обеспечила себя свининой, птицей, яйцом. В Омской области яйца столько, что мы уже продаем его в другие регионы. Надо бы его еще перерабатывать, допустим, в яичный порошок, и продавать еще дальше, за рубеж. И молоком надо заниматься, дойными стадами, мясом крупного рогатого скота. Мы, конечно, не составим конкуренцию Австралии, Бразилии и Аргентине, где круглый год лето и травы. Но мы может составить конкуренцию по свежему мясу – в противовес тому, что идет в заморозке.
Фото:omskregion.info
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
94026 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
81927 ноября 2024
Гороскоп на 29 ноября 2024 года
69528 ноября 2024
Выбор редакции
— Врач-сексолог
—
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии