Путешествие в город, которого нет

... я предлагаю совершить небольшое путешествие в город, которого нет. Мы побываем на 12 омских объектах, которые были снесены в разное время.

415119 февраля 2019
Путешествие в город, которого нет

Эту статью я написал два года назад перед отъездом в Израиль, она публиковалась в журнале «Сибирь и Я», когда меня в Омске уже не было. (...) Я предлагаю всем своим читателям совершить небольшое  путешествие в город, которого нет. Мы побываем на 12 омских объектах, которые были снесены в разное время. Почему именно на 12? Во-первых, по числу месяцев. А во-вторых, как поется в известной песне, «С первого по тринадцатое Старых ищу друзей. Словно двенадцать месяцев Эти двенадцать дней. Наверно, что-то сменится В жизни твоей и моей». Итак, в путь!

Старый цирк

1

Путешествие в старый Омск я решил начать с цирка моего детства, который располагался возле Казачьего рынка. В нем была не слишком хорошая вентиляция, уже в вестибюле зрителей встречали запахи опилок, которыми была устлана арена, и навоза. Буфет был очень маленьким, поэтому по рядам ходили лоточницы и торговали эскимо на палочках и пирожками. Еще в 1909 году специально для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепетова на Казачьей площади возвели временное здание, в которое постепенно перекочевали все омские циркачи. Капитальное здание было построено в конце 1918 года на средства известного в то время циркового артиста Ивана Яго и стало называться «Спорт-Палас». Но в 1920 году частный цирк был ликвидирован, а в 1922 году на Казачьей площади появился советский цирк, который был призван стать «подлинным очагом социалистической культуры».

В 30-е годы у цирка появился новый купол, а в начале Великой Отечественной войны в Омск из Минска был эвакуирован белорусский государственный цирк, для которого это здание стало родным на четыре года. Пока в Омске не было концертного зала, именно в цирке, где была отличная акустика, проводились концерты. В его стенах, в частности, выступали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. В конце 1973 года было сдано в эксплуатацию новое здание цирка, а в старом почти сразу же после того, как построили новое, произошел пожар. Почему — так и осталось невыясненным: то ли поджог был, то ли короткое замыкание. Но руины старого цирка еще долго «украшали» Омск, его снесли только в 1984 году.

Соборная мечеть

В отличие от цирка, в котором я бывал многократно, соборная мечеть, снесенная в 1967 году, запомнилась мне только зрительно. Стояла она на пр. Маркса, сейчас на ее месте находится 9-этажный жилой дом с двухэтажной пристройкой, где разместились многочисленные кафе и магазины. А построили ее 1829 году в основном на государственные средства. Возведение мечети подтверждало заботу самодержавия о мусульманском населении Российской империи и должно было привлечь южных соседей-кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству с российской администрацией. Сибирский комитет Министерства внутренних дел одобрил просьбу генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича о строительстве в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы будет произведен не в один год». Проект мечети архитектора А. Скородумова предназначался для Петропавловска, но был реализован в Омске под руководством командира Сибирского инженерного округа генерал-майора Степана Булыгина. В процессе строительства возникли две проблемы: место расположения и строительные кадры. Первоначально было назначено возведение мечети на площади Казачьего форштадта, но казачество выступило против, так как намеревалось построить на этом месте православный храм. Поэтому участок для нее выделили в Новой слободе рядом с почтовой конторой. Вторую проблему удалось решить с помощью военнослужащих, которые и строили мечеть. Построили на совесть, спустя 140 лет снести ее долго не удавалось, пришлось взрывать.

Источник: omsk.land

В ходе строительства проект был скорректирован: купол мечети получился меньше запланированного и составил всего 4,52 метра вместо планируемых 11,7 метра, но в целом здание вышло вполне величественным в основном в одноэтажном Омске: минареты имели высоту тринадцать метров, главный купол — четырнадцать. Обогрев мечети осуществлялся с помощью голландских печей, на окнах установили ажурные решетки. При мечети было организовано мусульманская начальная школа мектебе, в которой обучались не только киргизские, но и русские дети. Однако после декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятому в 1918 году, религиозные общины вынуждены были заключать договоры об аренде зданий своих церквей для совершения в них богослужения. После окончания гражданской войны руководители Первой соборной мечети заключили договор и заявили о своей лояльности по отношению к советскому государству. Но в 1937 году против руководителей омской мусульманской общины было инспирировано обвинение в создании повстанческой организации татар «Гаскери Уешма», связи с «сибирским троцкистским центром». По этому делу были привлечены 22 человека, все приговорены к высшей мере наказания. После расправы над руководителями мусульманской общины, уже 7 августа Куйбышевский райсовет принял решение о ликвидации мечети, а в сентябре 1938 года это решение было утверждено облисполкомом. Бывшая соборная мечеть использовалась как складское помещение, многократные просьбы омских мусульман вернуть ее для богослужения, видимо, достали руководство города и ее решили снести.

Католический костел

2

Здание костела, которое располагалось на месте нынешнего ТЮЗа, запомнилось мне уже в полуразрушенном состоянии. Окончательно его снесли летом 1965 года, рядом с ним в сквере возле Никольского собора, который тогда назывался кинотеатром «Победа», был детский городок с качелями-каруселями. В один из выходных дней родители привели меня в этот сквер, и мне врезалось в память, как ломали старинное здание, которое и оказалось костелом. Хотя согласно официальным данным в 1860 году в Омске проживали всего 332 католика, власти пошли им навстречу и разрешили построить костел. 15 ноября 1861 года городской властью было утверждено разрешение «отставному надворному советнику Паклевскому-Козелло построить в Омске за собственный счет Латинскую церковь». Проект костела был выполнен архитектором Сибирского казачьего войска Гавриилом Вершининым в готическом духе со стрельчатыми окнами и порталом и окном-розой на главном фасаде. Уже через год костел был возведен на площади у Никольского казачьего собора между зданиями Общественного собрания и мечети, его украсили прекрасный иконостас работы ссыльных поляков и орган. В 1889 году омские прихожане-католики обратились с прошением построить колокольню. Разрешение было получено, и вскоре появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом — проемы в форме стрельчатых арок, башенки и другие элементы декора. Свой окончательный облик костел получил в 1910 году — здание стало крестообразным и получило высотную доминанту — высокую стрельчатую колокольню с шатром.

Костел с новой стрельчатой колокольней с шатром. Источник: omsk.land

Прихожанами римско-католической церкви были самые разные люди — от генералов до крестьян. В 1906 году при костеле было открыто начальное училище римско-католического благотворительного общества. Римско-католическое учение преподавалось и на русском языке — в кадетском корпусе и мужской железнодорожной школе.

По декрету об отделении церкви от государства здание костела было национализировано, и общине пришлось арендовать его. В августе 1930 года был арестован последний ксендз омского католического костела Михаил Бугенис. Его обвинили в антисоветской деятельности, но не расстреляли — судебная коллегия ОГПУ осудила ксендза на 10 лет лагерей. Спустя несколько лет Михаила Бугениса, отбывавшего срок на Соловках, поляки обменяли на советского разведчика. Власти инспирировали «добровольный отказ католического общества от пользования в дальнейшем зданием костела и культовым имуществом», и по постановлению Западно-сибирского крайисполкома № 3731 от 3 октября 1932 года костел был изъят из пользования и передан горсовету для использования на культпросветцели.

На самом деле с 13 октября 1932 года в нем разместили детский дом для беспризорников, а 1 августа 1937 года в переоборудованном здании костела открылся Городской летний театр. По воспоминаниям бывшего главного архитектора Омска Георгия Капустина, по проектам которого были построены гостиница «Сибирь» и больница водников, колокольня была снесена, а к зданию пристроили площадку летнего театра. В этом театре выступало немало известных певцов и артистов, а 21 сентября 1942 года там состоялся вечер знаменитого актера и режиссера кукольного театра Сергея Образцова. Однако в 60-е годы городские власти решили, что на пр. Маркса вместо Летнего должен появиться театр юного зрителя, который до этого размещался над кинотеатром «Художественный», поэтому костел был снесен.

Ильинская церковь

Ильинскую церковь, которая по праву считалась самым крупным храмом Омска, я видел только на фотографиях, а снесена она была еще в 1936 году. Мало кто знает, что задолго до каменной Ильинской церкви еще в 1730 году была построена деревянная. Она располагалась между Омской и Курганской слободами на правом берегу Оми, где сейчас находится сквер для проведения выставок «Флора». Еще при проектировании новой Омской крепости, в середине XVIII века было решено перенести Ильинскую церковь на левый берег. Она была построена на холме у Спасских ворот старой крепости по инициативе командира Сибирских военных линий генерала-поручика Ивана Шпрингера, но уже при новом командующем Николае Огареве. В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена протопопом Петром Федоровым и священником Андреем Неводчиковым на высоком пригорке над левым берегом Оми. Первым теми же священниками был освящен теплый придел во имя святого Николая Чудотворца 5 декабря 1785 года. Главный престол — во имя святого пророка Илии освятили 8 июля 1789 года. А деревянная Ильинская церковь была разобрана и продана, вместе с иконостасом, в село Бития Саргатского района в марте 1787 года. Аналогов Ильинской церкви на территории Сибири не было, поскольку ее архитектура была переходной от барокко к классицизму. Граненый алтарь примыкал к прямоугольному храму, несущему массивный восьмерик барабана, прорезанный арочными окнами и увенчанный куполом с луковичной главкой на изящном световом фонарике. Главный — западный фасад был построен в виде портика с лучковым фронтоном, поддерживаемым пилястрами, к которому примыкали две квадратные в основании двухъярусные колокольни. Все оконные проемы церкви были арочными, обрамленными нишами, а на барабане они имели сложные наличники.

Дальнейшая эволюция облика Ильинской церкви происходила в рамках классицистической стилизации в эклектике. Приделы были оформлены фронтонами над плоскостью стены, расчлененной тремя арочными проемами окон и фланкируемой спаренными и утроенными пилястрами. Над пристроенным притвором возвели высокую крышу с двухъярусной шейкой под луковичной главой, оформив все в русском стиле. В 1880 году был освящен северный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы в приделе, построенном купцом Герасимом Кузьминым. Через семь лет на средства купца Георгия Терехова пристроили придел с южной стороны и его освятили во имя Георгия Победоносца. Вокруг храма были сад и фигурная чугунная ограда на каменном основании со столбами. После закрытия Успенского кафедрального собора в течение 1920-х — начале 1930-х годов Ильинская церковь была кафедральной, но и ее участь была предрешена. В 1931 году начался громкий процесс над представителями общин Ильинской и Братской церквей. Было арестовано 23 человека по подозрению в создании и участии в контрреволюционной монархической организации, якобы ставившей целью контрреволюционную агитацию и свержение существующего строя. Затем число проходивших по этому делу увеличилось до 49 человек. Поводом к арестам стала петиция, переданная старостой Ильинской церкви Александром Проскуряковым в Итальянское посольство для передачи Папе Римскому, где звучал протест против закрытия церквей. Священников приговорили к трем годам лагерей или ссылки, а остальным зачли как наказание более года нахождения в тюрьме под следствием.

Источник: etoretro.ru

Уничтожение Ильинской церкви было предопределено двумя факторами: тем, что община была разрушена уголовным процессом, и ее градостроительным значением — она была архитектурной доминантой в самом центре города, неся чуждые социалистической эпохе идеалы. Процесс ее уничтожения был многоступенчатым. Сначала в 1930 году с колокольни сняли колокола. А в феврале 1935 года община не смогла внести высокий налог за аренду земли и храма, поэтому здание было использовано для хранения зерна. Согласно постановлению № 1585 президиума Омского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 31 октября 1935 года договор, заключенный с религиозной общиной Ильинской церкви на передачу аренды молитвенного здания был расторгнут, а здание церкви передано Ленинскому райсовету для общественных надобностей. А потом церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти Александра Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии всех официальных лиц города, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 года здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799 – 1837». Однако памятника Пушкину так и не появилось, вместо него установили гипсовый памятник Ленину, замененный в 1957 году монументом, выполненным скульптором Абдурахмановым, который стоит до сих пор, как показали археологические раскопки, на бывшей паперти церкви. Как только закончилась советская власть, стал подниматься вопрос о реновации храма, был выполнен его эскизный проект, но воссоздание отложилось на неопределенный срок из-за протестов омских коммунистов и отсутствия финансирования. Однако за памятником Ленину все же были установлены памятный камень в честь посещения Омска Патриархом и Ильинская часовня.
(Продолжение следует)

3

Первая публикация в журнале «Сибирь и Я»

Автор:Андрей Коломиец

Фото:gorod55.ru

Теги:история


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

88619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

321501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

322401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6669101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх