Контекст. (Продолжение)

К чему это всё? А к тому, что если где-то и когда-то у тебя что-то получилось, нужно всегда разделять свои действия (вклад), которые к этому привели, и ситуации и обстоятельства, которые этому способствовали.

1100131 марта 2019
Контекст. (Продолжение)

Так вот. Продолжаем наблюдения за жизнью, поскольку, как мне кажется, это сейчас единственный более-менее достоверный источник информации о ней. Несмотря на то, что все мы видим вроде одно и тоже, но видим разное.
Вторая моя «встреча с контекстом» произошла, когда я решала узнать, что за чудо такое фасилитация. По принципу «раз непонятно что, то, возможно, будет что-то интересное». (Так в итоге и случилось). И поехала на тренинг к Наташе Карповой с легкой руки Елены Литвиновой.

И помню финал тренинга Наташи с выводом «Контекст — наше всё» (как по Штирлицу — запоминается то, с чем уходишь). Общий смысл (как я его поняла) в том, что любой вопрос, который мы хотим решить (в семье, бизнесе, в жизни) требует как минимум:
— уточнение формулировки вопроса (как мне/нам добиться/достичь/сделать что-то) 
— уточнение контекста/ситуации (предпосылок, расклада сил, личных факторов, ограничений и пр.), через призму которых и надо искать ответ на свой вопрос или строить планы.

1

Проще всего, как говорится, «на примере» проиграть эту ситуацию на себе. «Шкуркой» то своей точно весь этот «контекст» можно понять и прочувствовать.

Например, возьмем тему работы и бизнеса. Первую свою компанию я открыла в 1999 году и занимались продажей страшно сказать чего — высокотемпературных датчиков. Я тогда слабо разбиралась в этих штуках, но это не помешало. Благодаря нужному образованию по маркетингу, я быстро просекла, что есть клиенты, которым эти датчики очень нужны, но которые никак не планируют свои закупки. И поэтому им все нужно было «вчера и срочно», и по этой же причине за ценой они не стояли. Такая нехитрая схема, когда я чуть заранее заказываю товар (это были 2-3 основные позиции), и когда у клиента «горит» — он у меня уже есть (у других будет нескоро), позволила мне довольно быстро стартовать.

Дальше моей ищущей натуре очень захотелось, как это сейчас называется «пассивного дохода» и ничего лучше не придумала, как прикупить Газель, чтобы пусть её на маршрут . И вот думаю, как классно, сижу себе такая, люди ездят, а вечером так просто собираю «гарантированный доход». Здесь мой муж, как мог старался, и объяснял мне, что Лена, ну никак ты не сможешь это, ну бред. Помню его фразу: «Это тебе не … Здесь работают только два инструмента управления: мат и монтировка.» Из чего я поняла, что первое — это типа «пряник». Но сделала по-своему. И через 5 месяцев с огромной радостью (и такой же скидкой) продала свою чудо-Газель. И зарубилась — туда больше ни-ни. 
Поскольку рынок на тот момент был растущий, я быстро «отбила эти потери первым направлением, и все вроде ок.

Потом у меня случился огромный (почти 17 лет) мой кусок работы в образовании и в университете. Да, там тоже было место «бизнесу». В том плане, что мы делали курсы и программы по своей тематике, и делали это на 100% своими ресурсами (при ооочень большом «внутреннем налоге» в университете). И там 100 раз по ходу менялся этот самый «контекст».

Два года назад случился момент, когда я снова решилась пойти в самостоятельный бизнес. Теперь уже в тему тренингов и сессий для компаний. И да, этот бизнес пошел медленно, постепенно, с большим вложением своего времени, сил, ресурсов других людей. И вроде такое же большое желание «давай-давай» и опыта уже поболе и круг знакомых значительно шире. А труднее.

К чему это всё? А к тому, что если где-то и когда-то у тебя что-то получилось, нужно всегда разделять (1) свои действия (вклад), которые к этому привели и (2) ситуации и обстоятельства, которые этому способствовали.

Так уже мы, человеки, устроены, что для нас часто наш успех – это про то, что «я молодец», а неуспех – это «так случилось, ну не повезло». И те мои первые успешные шаги в бизнесе были успешны не только потому, что я молодец (да, я делала, не боялась, не сидела ровно на попе), но и потому что бизнес-среда была растущая, динамичная, много кому хватало рынков и денег. И еще мой личный контекст был иной – мы молодые, у нас нет еще ребенка и забот по этому поводу, времени – куча, энергии и здоровья не меньше. И да, ничего нет. В смысле квартиры, машины и пр. «минимального набора». А хочется. То есть глаза горят и хочется «копать и копать». Сейчас «контекст» иной – и все по-другому. Накопленный опыт, активы и пр. являются не только ресурсом, но и «якорем», который страхует и не дает «уплывать далеко от порта» (читай – текущей деятельности).

И поэтому когда я вижу, как сейчас со сцены предприниматели 90-х рассказывают молодым, как жить и вести бизнес, да еще и советы дают, я прямо сильно удивляюсь. Я нисколько не умоляю их заслуг и достижений. НО!

2

Эти все действия и приемы были успешны совсем в другом «контексте». В 90-е легко было заработать денег часто потому, что не было ничего. Рынки – пустые. Все берут все. Инфляция огромная и люди не берегут деньги, сразу бегут покупать. Информации о товарах или конкурентах – ноль. Все на личных контактах, 10 основных «мест продаж». Позже – в «Желтых страницах». Всё. Про уплату налогов я просто умолчу, потому как позиция государства тогда была совсем иная: «мы вам ничего не платим и взамен сильно не требуем». И эти условия – очень подходящие для начала предпринимательства.

В 2000-е «контекст» изменился. Государство уже стало «регулировать правила», но благоприятная ситуация на внешних рынках и рост доходов тоже способствовали ситуации «чего мелочиться». Берем и то, и это, и дорого-богато. Плюс интернет — новая ниша, интересная, никто ничего не понимает, но «и это тоже надо». И да, «контекст» для бизнеса снова отличный. А если бизнес еще и успевает по-ходу «окультуриваться» и соответствовать новой ситуации — вообще отлично. И (будем честны) не очень сильно надо было напрягаться.

Что сейчас иначе? Рынки сильно структурировались (понятно кто, что и для кого делает), информации — море (и в ней утопают наши «ценнейшие» предложения). Ценник на одно и то же — от нуля до миллиона, и трудно понять почему. У людей и компаний уже «всё есть» (и даже, кажется, в избытке), поэтому объяснять «А зачем еще и «что-то новое» надо» — очень надо постараться. Позиция государства — всё вижу и всё знаю.
И я сейчас лично не уверена, смогла ли бы я в этих «новых обстоятельствах» также быстро и удачно стартовать как 20 лет назад. Вот прямо сильно не уверена. И дело не в том, что совсем «не смогла», а в том, что это все было-бы медленнее, с минимальной маржой, с «прозрачной» налоговой системой, с большим количеством известных конкурентов, которые на расстоянии «в один клик».

Поэтому учиться молодому бизнесу можно сейчас только у тех, кто стартует сейчас. При схожем «контексте». Никакие чудесные «мэтры» не расскажут молодым о половине «рецептов» своего успеха, потому как там много «сомнительных моментов» (кому-то не заплатили, где-то взяли что плохо лежало, купили фабрику по цене гаража, подумаешь, начинали с сыном депутата» и пр.).

Поэтому контекст здесь — это опять «наше всё».

И сейчас погружаясь в проекты (свои или другие), первое, что делаем — «сверяем карту». В каких обстоятельствах нам предстоит это делать? Что из этого мы проходили и знаем примерно как работать. А что для нас впервые и там могут быть «сюрпризы»? Что нужно менять в своих привычках и действиях? Что делать, а что — перестать делать и навсегда забыть? Мы вообще реально сможем в этих условиях выжить или надо тихо «сворачиваться»?

И когда я читаю про «новые прожекты» в своем любимом Омске (особенно от разных важных органов управления) мне интересно, они понимают «контекст», в котором собираются это делать? Например, мы «постоим много детских садов…» (это при устойчивом снижении рождаемости?)» или «будем строить аэропорт» (это при сокращении численности населения и снижении трафика?).

Поэтому-то и у людей и инвесторов такое недоверия к этим планам. Они-то «контекст» точно знают. Потому как они в нем живут. Поэтому сейчас и дальше понимание «контекста» первичнее и важнее разных планов и идей.

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Исаева

Фото:goldbusinessnet.com

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

93219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

325201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

326801 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6700101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх