Апрельские тезисы

К 20-летию Молодёжного театра «Третий круг». 

1195110 апреля 2019
Апрельские тезисы

Она всегда победна (так же как и её спектакли) — Флора Бабаджанян, основатель и режиссёр неповторимого Омского Молодёжного театра «ТРЕТИЙ КРУГ»!..

Вспоминаю, как в 2007 году мне довелось для Государственной Комиссии писать рецензию на дипломную работу Флоры Бабаджанян (она получала уже второе режиссёрское образование!) — спектакль по рассказам А. Чехова «…Жизнь прекрасна!». Хочу процитировать фрагмент из сохранившейся рецензии: «…Ещё два года назад было ясно, что в Омске появилось именно «режиссёрское явление» в лице Флоры. Напомню, что на городском фестивале «Театральная Весна — 2005» её спектакль «Двое в темноте» произвёл просто фурор: победа — практически во всех номинациях («Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая актёрская работа», «Лучшая сценография») — и единодушное мнение профессионального жюри о присвоении театру «Третий круг» звания Народного. Дальше — больше (выше!): на III Всероссийском фестивале любительских театров (участники — театры из 11-ти регионов России!) триумф повторяется: вновь — «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография» и «Лучшие актёрские работы». А затем — столь же мощная победа на Всероссийском фестивале «Театральная капель на Байкале» (Гран-при!)».

1

«Двое в темноте»

Этот спектакль по пьесе по пьесе М. Бартенева и А. Слаповского «Двое в темноте», действие которого развивается на фоне событий в Чечне, был наичистейшим, почти хрустальным и нежным спектаклем о любви и её всепобеждающей силе.

…Впрочем, я ведь начал свои «апрельские тезисы» с дипломного спектакля Флоры Бабаджанян «…Жизнь прекрасна!». Завораживающий спектакль-«импровизация для четверых». Очередное подтверждение высокого мастерства: и в работе с актёрами, и в глубоком (глубинном!) проникновении в материал, и в «чувстве сцены»! С молодыми и не столь уж опытными актёрами-любителями режиссёр буквально сотворяет чудо. И, кстати, тут вновь без «статистики» не обойтись: на «Театральной Весне — 2007» трое из четырёх актёров, занятых в очередном победном спектакле Флоры, — лауреаты! А через год, на Международном фестивале «Сибирская рампа — 2008» в Ольхоне, в котором приняли участие около 30-ти театральных коллективов (включая и зарубежные: Германия, Италия, Испания, Прибалтика) — победа в трёх главных номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография». Жизнь и впрямь прекрасна!..

«…Жизнь прекрасна!»Мало того, в том же 2008-м — полный «урожай» наград на «Театральной Весне» за волшебную сказку «Маленькая Баба-Яга», включая и Гран-при!..

«Маленькая Баба-Яга»

…Как-то Флора призналась, что её судьбу всё время «сопровождает» цифра «9». Первый спектакль — в 1999-м; дочка Катя родилась — в 2009-м; и даже пребывание в качестве актрисы на тренингах и репетициях режиссёра Юрия Шушковского в его Театре пластики «Группа характеров» в конце 1990-х — ровно 9 месяцев (немаловажное: то, что режиссура — её истинное предназначение, — поняла только после счастливой встречи с режиссёром-педагогом Шушковским («Благодаря Юрию Юрьевичу, моему самому главному учителю, я поняла, что режиссура — это единственная профессия на земле, которая учит жить. И не только моих учеников, но и меня саму»).

У каждого театра есть своя «Чайка». Мне думается, что у «Третьего круга» это — «Легенда о пианисте». В 2009-м (и снова есть «девятка»!) она прочитала роман-монолог А. Барикко. И буквально «заболела» этим произведением. Через полтора года позвала на помощь свою близкую подругу, режиссёра Наталью Козловскую — с предложением перевести историю о пианисте на «язык сцены». И родился уникальный спектакль-притча. И была найдена такая завораживающая стилистика театрального действа, что захватывало дух и слёзы на глазах выступали (видел этот спектакль не единожды, а посему — истинно глаголю!). Это был 9-й спектакль Флоры; и с главным действующим лицом по имени «1900-й»…

«Легенда о пианисте»

2

Между прочим, с «Легендой о пианисте» случилось невероятное: четыре (!!!) Гран-при за один год: осенью 2010-го — на Межрегиональном фестивале «Неделя экспериментального театра в Омске»; весной 2011-го — на городской «Театральной Весне»; летом 2011-го — на Омском областном фестивале «Театральные встречи») и на 6-м Всероссийском фестивале (да плюс к четырём Гран-при — звание Лауреата на Международном фестивале «Театр начинается…» в Санкт-Петербурге); добавьте к этому ворох лауреатских дипломов, среди которых и «Лучший актёрский дуэт», и «Приз зрительских симпатий», и «Лучшая режиссура», и пр., и пр.

…А с точки зрения Её Величества Истории, — «Третий круг» ошеломительно «ворвался» на театральную орбиту Омска в 2003 году. Жюри «Театральной Весны» действительно было в ошеломлении, посмотрев сказку впервые участвовавшего в фестивале театра «Тайна другого измерения». Всё — классно: и режиссура, и актёрские работы, и музыка, и сценография. Ну не бывает же такого!.. Откуда вообще «Третий круг» взялся? Кто такая Флора? Что? Ей всего 23 года? И сценограф спектакля — тоже она?..

«Тайна другого измерения»…Другое измерение… Ещё не так уж и давно, когда театр «базировался» в городском ДК «Звёздный», вряд ли можно было даже предположить, что Флора решится «на автономное плавание». Чтобы — как Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Чтобы — только полёт. Чтобы никаких «начальников». И чтобы много учеников-студийцев. И чтобы — дальше и выше!.. И это случилось! СВОЙ и не зависимый ни от кого театр! Сразу же у входа в Парк культуры Советского района. Да, аренда. Да, порой очень трудно. Но — полёт!..

…Другое измерение… Подумалось-вспомнилось, что в 2012-м в Омске «на базе» «Третьего круга» мог родиться Омский Театр Поэзии (так же, как это было в 1960-е: Театр Поэзии Любови Ермолаевой). И при этом ничуть не нарушая стилистики и поступательного движения «Третьего круга» (понятие «Поэзия» в сочетании с «Театром» — в этом великий смысл. Поэзия — это прежде всего высокоодухотворённое Слово. Стихи — да, конечно же! Но Чехов — это тоже Поэзия. Как и Шекспир. Как и Ричард Бах. Как и лучшие авторы мировой и отечественной литературы). И всё могло бы случиться. И идея была предложена Флоре аккурат «в контексте» грядущих планов к 300-летию Омска. И не понаслышке я это знаю: вместе с Флорой пригласили на «судьбоносную» встречу и меня. Пригласили в Омскую Крепость. И показали на известное всем омичам здание: «Здесь будет Театр Поэзии под руководством Флоры Бабаджанян!»…

И мы с Флорой вошли во «внутренний кошмар» здания будущего Театра Поэзии. С нами вошли те, кому предстояло «реконструировать здание под театр». Мараковали-прикидывали долго — как это пространство преобразить в театр… Через несколько дней Флора с мужем даже сделали «прикидочный» макет того, что должно быть внутри здания… Процесс, казалось бы, пошёл… И Флора поверила… И даже я поверил…

2012-й… До известной всему миру фразы тов. Д. А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь» оставалось ещё четыре года. Но в Омске эта гениальная фраза уже была актуальна. Флоре, слава Богу, хватило чувства юмора сделать так, чтобы рубца в душе не осталось… Может, тогда же и начало рождаться решение уйти в автономное плавание. А может, Франция помогла…

Уличный игровой спектакль «На краю земли» Бабаджанян делала в 2013-м «по спец. заказу», для Франции, где он и был показан на «Днях русской культуры в Каннах» (но русским там тоже всё было понятно, тем паче что главный герой по любому поводу говорил русское классическое: «Едрить твою!..»). Весёлая, озорная, музыкальная («живой» джаз-бэнд!) и почти бессловесная игровая сказка. А Флора — новый жанр освоила (аки и актёры)! Эксперимент, однако, á la russe, пардон!..

«На краю земли»Ну а всем экспериментам эксперимент — «Вишнёвый сад» в Молодёжном театре «Третий круг». Всё смешалось в доме Раневской, построенном Флорой Бабаджанян: и жанры, и способы актёрского существования (от водевильности — до глубокого драматизма, от фарса — до комедии). Если юные играют Фирса и Шарлотту, — ну как, казалось бы, это «совместить» с теми, чей возраст «адекватен» возрасту чеховских персонажей!? Совместимо! Да ещё как!… Режиссёрских замыслов было — с лихвой, и все они так или иначе «прочитывались» (ну, например, «Мы и классика», «Лобное место», «Шарлотта как «двигатель судеб» и пр.). И даже проступила по-над спектаклем главная тема: никто никому не нужен…

3

«Вишнёвый сад»Пожалуй, уже не буду перечислять все регалии, которыми отмечен этот спектакль, всех актёров-лауреатов, включая и режиссёра Творческого Объединения «Два театра» Наталью Козловскую (её Флора пригласила в спектакль на роль Раневской)…

…Ах, если бы в Омске не была уничтожена издательская деятельность!.. Какую прекрасную книгу-альбом можно было бы выпустить о «Третьем круге»! И про все спектакли рассказать, начиная с «Маленького принца», поставленного Флорой в 1999-м: и про «Молодильные яблоки», и про «Изумрудную мечту», и про «Пеппи», и про «Дракона», и про недавний «Звёздный дождь» навеянный творчеством великого клоуна Леонида Енгибарова!..

«Звёздный дождь»

А ещё в этой книге-альбоме были бы отдельные страницы, связанные с совместными творческими проектами и спектаклями в содружестве с неповторимым «детищем» Анны и Натальи Козловских — ТО «Два театра». А альянс с Омской филармонией! А сказки-концерты совместно с филармоническим Симфоническим оркестром!..

Несколько лет назад омичка «в первом поколении» Флора Бабаджанян (родилась в Омске, куда переехали её родители из армянского Цхалтбила, что на юге Грузии) сказала: «Нельзя ничего поменять, не меняя себя. Я поняла это ещё в 1999-м, когда не просто хотела театр, а хотела ДОМ, КОМАНДУ ЕДИНОМЫШЛЕНННИКОВ, в которой ВСЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА. ДОМ-ТЕАТР, который своим творчеством призывает задумываться, меняться, становиться лучше не только меня и актёров, но и (пусть хоть немного) зрителя… И не забывать про «вахтанговское» наследие, оно очень и очень значимо для развития современного театра, при условии восстановления традиции воспитания актёра, при условии сохранении ступеней Школа — Студия — Театр».

А ведь всё так и случилось!

Юбилейный апрель 2019-го… Ну, то, что «девятка» есть — так это уже навсегда. И не могу не поделиться «нумерологической» цитатой: «9» символизирует сильную личность с интеллектом, способную к высокому развитию. «9» — это ясновидение, уникальная память, незаурядный ум. Здесь успех дарят мир искусства и художеств, артистический талант и творческая, созидательная сила».

 С юбилеем, молодой (всего-то 20 лет!), прекрасный, победный и неимоверно талантливый «Третий круг»! И да будет всегда над вами звёздный дождь!

P.S. И ещё чуть-чуть: с гордостью признаюсь, что не единожды имел честь вручать Флоре Бабаджанян победные дипломы и награды на разных театральных фестивалях. Вот, даже фотография есть, которая мне очень нравится (ну а поскольку она и режиссёру нравится, — думаю, что муж Флоры, замечательный актёр «Третьего круга» Саша Повякало не обидится, что я этот снимок на «всеобщее обозрение» ставлю:

4

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 64 человека

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 77 человек













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Лобарев: «У нас некоторые владельцы земель как собака на сене. Не должно быть такого!»

Президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма считает, что через пару лет туристический маршрут «Сибирский тракт» станет одним из самых популярных в России.

41022 августа 2019

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

356030 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

241722 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1270120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

851108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

153701 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1340125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

893122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх