Почему я не пытаюсь покинуть Омск? Часть 3

Может, в Омске и есть ваш «голубой океан»?

2638113 ноября 2019
Почему я не пытаюсь покинуть Омск? Часть 3

«Чего-то добиться можно если ты угадаешь, где твое предназначение. Чтобы получить успех, помимо желания должна быть еще склонность к тому, чем ты занимаешься. Нужно быть тем, в чем ты сильнее других. Найти это — редкая удача. Вот это очень важный элемент….»

Сергей Галицкий

1


«…Если ты хочешь отличиться, ты должен пойти в тот сектор, в ту нишу, где никого нет! Все видимые рынки — это фантастически конкурентные рынки! Там невозможно работать……Поэтому настоящие предприниматели ищут ниши, где нет никого»

Сергей Галицкий

«…Когда ты читаешь чужие истории успеха, это забивает тебя, твою эмоциональную целостность. Ты начинаешь копировать, смотреть, как делают другие. Но это тебе мешает. Ты должен жить свою жизнь, со своими ошибками. Ты не должен подавлять свое естество чтением других историй успеха. Потому что ты тогда не добьешься этого успеха. Или это будет не твой успех, а калькированная история. Но ты должен сам прожить свою жизнь. Тогда то, чего ты добьешься, будет уникально»

Сергей Галицкий

У гениального социолога Александра Зиновьева есть прекрасная статья «Как иголкой убить слона?», в которой он приводит различные примеры, когда оппонент побеждает гораздо более сильного противника. Слабые места есть у всех. Даже у самых могущественных и влиятельных. Нет смысла в фронтальной атаке на превосходящего по силам противника, только если не поставить себе цель - совершить ритуальное самоубийство. Шанс кроется в анализе слабых сторон противника. И ударе лучшими силами именно туда. Удар должен быть такой, чтобы оппонент уже не смог ответить. Ведь когда начинается стрельба, тогда заканчивается контрразведка. Большие и сильные втягивают в игры со своими оппонентами по правилам, которые написали они. И мы проиграем эту игру, что бы ни делали. Потому что любой шаг в многовариантности событий будет укладываться в общий замысел, написанный ими. Поэтому мы не будем играть с ними в их игру по их правилам. Мы будем играть в свою игру. По своим правилам. В игру под названием «наша жизнь».

И как военная разведка ищет ниши, где можно доминировать над оппонентами с имеющейся конфигурацией, чтобы нанести удар, который принесет победу, так и нам надо найти нишу, где, исходя из наших уникальных навыков, умений, способностей, опыта и будет получено конкурентное преимущество, которое обеспечит нам успех. Не нужны стандартизованные решения, не нужны усредненные специалисты и усредненные навыки, не нужны повторения чужих историй и чужого пути следования. Нужно что-то совершенно неординарное, что вы можете делать гораздо лучше остальных.
Это и будет вашим «голубым океаном». А что это будет – совершенно не важно. Нужно доминирование в одной нише. И всё. Вы можете превосходить других людей в чём-то одном в городе «ИКС», а другой человек может превосходить других в чём-то другом в городе «ИГРЕК». И у вас свой «голубой океан», где вы будете сильнее оппонентов и можете доминировать, а у него свой.

Нужно сделать классическую «новацию» по Шумпетеру. Единого рынка нет никогда. Он разделен на фрагменты, в которых присутствуют участники. Предприниматель создает на рынке новый фрагмент, которого сейчас нет. Таким образом происходит расширение рынка за счет новаций, и получение предпринимателем на какое-то время монопольной выгоды от создания им самим новой ниши. Ключ к сверхдоходам, если развивать идеи Шумпетера, кроется в постоянно тиражируемых новациях, которые позволяют создавать всё новые и новые ниши, уходя от прямой конкуренции с участниками, которые сильнее вас.

В школе мы соревнуемся в основном со своими одноклассниками, может быть, ещё со своей параллелью. В вузах мы соревнуемся со своими однокурсниками. Это очень маленькая выборка, чтобы сделать реальные выводы: будем ли мы успешны в Большой игре. В жизни после диплома. А вот там идет соревнование совсем с другими людьми. Где стирается грань между возрастными группами, между вузами, между профессиями. И остаются лишь профессиональные компетенции и личные качества. А это уже другой уровень игры.

2

Мой близкий друг заканчивал в том же 2008 году ту же специальность, что и ваш покорный слуга, но не в ОмГУ как я, а в НИУ-ВШЭ — «Менеджмент». Лучшие выпускники факультета «Менеджмент» «Вышки» сразу после диплома устраиваются на оклад в 300 000 рублей в месяц. А такой доход или выше во всей Москве имеют всего 3,7 процента работающего населения. И получают они эти цифры не за диплом ВШЭ, а за те навыки и знания, что дали им на семинарах в этом вузе — по большей части дело в инструментарии. И таких лучших выпускников только с факультета «Менеджмент» ВШЭ десятки каждый год. А есть еще факультет «Экономика», а есть другие хорошие вузы двух столиц с разными специальностями. Уровень этих лучших выпускников на уровне интеллекта и трудолюбия призеров областных школьных олимпиад.

Не лучшие выпускники этих вузов — не значит плохие, глупые и т.д. Просто они другие. Но их также учили профессионалы в своем деле с именем на всю страну, которые владеют современной методологией. Но они немного не дотягивают до уровня «звезд». Но тоже есть на рынке труда, который каждый день пополняют люди из регионов, желающие покорить столицы.
Готовы вы к этой игре или нет, готовы учиться тому, что эти люди узнали, будучи ещё студентами или нет, найдёте вы тех, кто вас будет этому учить или нет, – это всё не суть важно. Вопрос в другом - а надо ли нам идти в этот фантастически конкурентный рынок? Будем ли мы там успешнее людей, которые получили объективно совсем другое образование? Или лучше пойти в другой сектор, где другой уровень конкуренции позволяет занимать достойные места, вести достойный образ жизни, а в определенных нишах можно просто доминировать за счет того, что оппоненты сами уходят с рынка в другие города или сектора экономики? Каждый сам отвечает на этот вопрос. У кого-то сложилось неплохо там. Но это не значит, что было бы меньше даже в абсолютных цифрах где-то на другом рынке. Просто они выбрали себе такой путь.

В омских гипермаркетах «Магнит», к примеру, на стенде висят вакансии. Зарплата товароведа данного гипермаркета 80 000 рублей в месяц. Теперь учтите, что товаровед один на одну товарную группу. Берёте количество товарных групп, умножаете на количество гипермаркетов. У всех федеральных сетей зарплаты примерно одинаковые. И посмотрите только по категории «товаровед» сколько достойно оплачиваемых в Омске мест. Есть ли им смысл ехать в столицы, имея 80 000 плюс бонусы по результатам здесь, учитывая разницу в стоимости жизни? К тому же есть и карьерные перспективы. Директора гипермаркетов — это, как правило, бывшие товароведы. А там уже 200 000 оклад в месяц плюс бонусы за достижение поставленных задач.

Я специально привел пример с вакансией «товаровед», чтобы показать, что целеустремленный человек может получить эту зарплату сам, благодаря своим личным качествам. Потому что такая работа не привлекает тех, кто устраивается по знакомству. Как по статусу, так и по обязанностям. На этой позиции нужен результат руководству. Когда идёт провал в отделе — это видно в головном офисе. И директор гипермаркета не будет себя подставлять из-за того, что надо по каким-то причинам держать того, кто не справляется с работой.

А вот пример хороших вакансий для способного инженера. «Главный инженер проекта» в ЗАО «ПИРС». Зарплата от 80 000 до 100 000 рублей на руки. Требуемый опыт работы: 3–6 лет. Согласитесь, что вполне можно в возрасте 30 лет иметь такую зарплату в Омске, если есть необходимая квалификация? Данный специалист будет сдавать объект государственным органам. И тут нужна квалификация, иначе это огромные репутационные и связанные с ними финансовые проблемы.

https://omsk.hh.ru/vacancy/32531187

Ведущий инженер-проектировщик в том же ЗАО «ПИРС» может зарабатывать от 50 000 до 100 000 на руки. Опыт работы 1-3 года. Такую вакансию может получить грамотный специалист в 25-27 лет.

А вот сейчас требуется главный инженер проекта в «Газпром нефть».

https://omsk.hh.ru/vacancy/34173461

И это лишь малая часть хороших вакансий, которые появляются в открытом доступе. Которые показывают, что получить достойную работу с достойным заработком можно и в Омске. 70 000 и выше в Омской области зарабатывают по найму 8.5 процента работающего населения. Можно долго говорить о чём-то, но эти вакансии есть, и люди на них работают. Только уровень конкуренции за них другой. В Москву, к примеру, имеет смысл ехать, чтобы попасть в те 3.7 процента работающего населения, которые зарабатывают 300 000 в месяц и выше. Остальные цифры можно получить и в провинции со временем и при желании. Только стоимость жизни кардинально другая.
А можно, используя термин «open your mind», разорвать шаблон, и увидеть точку роста там, где её часто не видят — открыть своё дело. В России катастрофически мало людей, занимающихся бизнесом. Лишь 2,9% россиян ведут собственное дело, подсчитали эксперты Сбербанка. Предпринимательская активность в стране остается ниже среднемирового уровня. Вероятно, сейчас это самые точные данные: они получены анализом big data о движении средств по счетам и учитывают только реально действующие юрлица и ИП». (Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/30/04/2019/5cc729d69a7947b3c4f18ab5)

3

По оценкам разных источников, в США от 10 до 15 процентов населения занимается своим бизнесом (особенность их статистики в том, что они считают семьями, а состав семей разный). Предпринимательство по-прежнему играет небольшую роль в экономике России не только по сравнению со странами БРИКС, в которых каждый 8-й житель открывает свое дело, но и по сравнению со странами Восточной Европы, где так поступает каждый 11-й.

Малый и средний бизнес сейчас дает около 22% в ВВП России. Эта цифра намного меньше, чем в развитых странах (50–60%).

И можно дальше приводить показатели, которые покажут, что у нас в стране ниш и возможностей для инициативных предпринимателей очень много. Они могут уходить от прямой конкуренции с крупным бизнесом, концентрируясь на определенной нише, в которой они будут делать продукт или оказывать услугу лучше, чем это делают уже существующие участники рынка. Проблема кроется только в стереотипах в сознании. «First of mind» продолжения карьеры у нас — это две столицы, куда многие мечтают приехать, чтобы кем-то стать. В США или в Европе безразлично, где ты живешь. Это совершенно не мешает американцам и европейцам жить и зарабатывать по всей стране своего проживания, а зачастую и за её пределами. В Европе и в США очень сильны традиции семейного бизнеса. В котором оба супруга создают свое детище, развивают его, потом передают его своим детям, а те своим. У нас пока это очень слабо распространено, к сожалению.

Городская среда, музеи, сфера развлечений, парки, скверы, плитка — это всё хорошо. Но восторг от столиц пройдёт. Иллюзия общества потребления развеется, уйдет новизна, и превратится это просто в бонус. В бонус после трудового дня. Бонус, который можно получить путем путешествий за счет создания дохода на других рынках. В том числе, за счет приобретения активов, которые будут генерировать этот доход. И вы можете жить в своё удовольствие за счёт того, что вовремя «сняли сливки» с рынка «падающей конкуренции».

В жизни лучше быть, чем казаться. Город проживания не делает человека лучше других. Также как и должность сама по себе не делает кого-то лучше или хуже. Важно то, что это должность даёт. Не табличку на двери, не красивое название, не уютный кабинет, не красивую визитку, а что-то более ощутимое и реальное. Вы можете быть мало кому известным, а иметь уровень жизни выше тех, о ком говорят и пишут.

Важно найти тот «голубой океан», за счёт которого вы и будете реализовывать свои желания. И автор эпиграфа к третьей части моего блога нашёл свой «голубой океан». Если бы он после диплома экономического факультета Краснодарского университета поехал покорять две столицы, стал бы тем, кем он стал? Вот это большой вопрос. Многие способные люди там растворились, так по сути и не реализовав даже на 30 процентов свой талант. А он остался в Краснодаре и добился того, чего не добьются 99 процентов жителей двух столиц, находясь в провинции, и строя свою компанию из провинции, головной офис которой и сейчас находится в Краснодаре. И кто знает, может быть, в Омске и будет Ваш «голубой океан»?

P.S. В 2007 году я был на практике в отделе маркетинга в «Сладонеже». И тогда планы по экспансии в другие страны, по сути, только намечались. Мне тогда дали задание разработать программу лояльности для дистрибьюторов. Я взял данные по себестоимости, данные по розничным ценам, по оптовым ценам. Наложил одно на другое. Сделал ранжирование по крупности дистрибьюторов и поправку на логистику. Вуаля. Программа готова. Ввел термин «сладонежки»))). Не знаю, использовалось ли что-то из моего творчества в работе компании потом. Практика закончилась. Но суть в том, что тогда это всё только создавалось. Сейчас «Сладонеж» поставляет свою продукцию в десятки стран.

Графики взяты из открытых источников (система SBIS.ru). Посмотрите на динамику роста показателей. Выручка за 14 лет увеличилась с 200 млн рублей до 3,4 млрд рублей (в 17 раз). Прибыль выросла за 14 лет с 10.6 млн рублей до 110,7 млн рублей (в 10 раз).

4

И тут уже не работает «отмазка» про то, что кто-то что-то где-то как-то получил, и это как-то само вроде как работает. «Само полученное» за 14 лет «само» в 17 раз вырасти не может. Кто-то должен был направлять процесс.

Если бы собственники компании поддались тренду на переезд в столицы, смогли бы они выйти на такие же показатели по своим личным доходам? Был бы такой же кратный рост? Вопросы без ответов. А для них кондитерская фабрика в Омске стала той нишей, которая позволила найти себя, и открыть неограниченные перспективы своего роста. Ведь в какой стране нашей планеты не любят кондитерские изделия?

И можно дальше приводить примеры многих достойных людей в Омске, кто смог здесь найти себя и построить свой бизнес.

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

88819 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

321601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

322601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6670101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх