Учащийся или обучающийся?

Типичный отечественный учитель, за смехотворную зарплату выдающий по 30-40 часов в неделю и сверх того обременённый тоннами бумажной отчётности, не способен видеть полноценного субъекта прежде всего в себе самом. Вот главная проблема. О какой «субъект-субъектной парадигме» и вообще о каком нормальном обучении можно говорить в таких условиях?

191531 августа 2020
Учащийся или обучающийся?

В неприятии чиновниками от педагогики слова «ученик» (которое требуется непременно заменять на «обучающийся») ярко проявляются три характерные особенности деформированного бюрократического сознания:

1. Языческая вера в «магию имён», когда перемена имени приравнивается к перемене сущности. Будем называть милицию полицией — и вместо неэффективной коррумпированной корпорации, вызывающей всеобщее недоверие, незамедлительно получим идеально организованную службу европейского образца. Станем называть учащегося обучающимся — и тотчас все преподаватели с субьект-объектной парадигмы перестроятся на субъект-субъектную и начнут видеть в ученике не пассивный предмет приложения своих педагогических усилий, а полноправного, активного партнёра по совместной образовательной деятельности.

1

Иначе этот феномен называется синдромом капитана Врунгеля («Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»). На самом деле во всех многочисленных бедствиях «Беды», как мы помним по книге/мультфильму, было виновато отнюдь не название, а неописуемое раздолбайство команды.

Но так думать, само собой, не позитивно. Кроме того, рассуждая так, можно прийти к опасной мысли, что главная проблема отечественного образования заключается не в тотальной замшелости рядовых педагогов, а в тотальной профнепригодности высокого педагогического начальства. А подобные умозаключения по понятным причинам никак не могут быть одобрены.

2. Привычка беззастенчиво выдавать за уникальные инновации, благоухающие ароматом педагогической свежести, открытия библейских времён. То, что ученик — «равноправный субъект образовательного процесса», а не податливая глина, из которой учитель лепит свои педагогические творения, было отлично известно ещё Сократу, Платону и компании. И уже примерно две половиной тысячи лет все адекватные преподаватели исходят из этого основополагающего принципа. А наиболее неадекватные, у которых видеть полноценного субъекта в ком-либо, кроме себя, кишка оказывается тонка, идут руководить образованием. Так устроен мир. Над типичными античными Платонами и Аристотелями не стояло минобра с минпросом, так что они могли себе позволить предаваться на работе перипатетике и прочему педагогическому фитнесу.

Типичный отечественный учитель, за смехотворную зарплату выдающий по 30-40 часов в неделю и сверх того обременённый тоннами бумажной отчётности, не способен видеть полноценного субъекта прежде всего в себе самом. Вот главная проблема. О какой «субъект-субъектной парадигме» и вообще о каком нормальном обучении можно говорить в таких условиях?

3. Маниакальная потребность навязывать принятое в своей профессиональной среде терминологическое словоупотребление языку как таковому. Это мы только что проходили на примере «карантина». В понимании всех нормальных людей карантин — это меры, принимаемые для изоляции заразных больных от здоровых. Именно такие формулировки мы находим в толковых словарях. Но где-то в регламентах не то МЧС, не то минздрава, не то каких-то иных смежных ведомств прописано, что карантином называется изоляция эпидемического очага вооружённой охраной по периметру. И представители означенных ведомств посредством официозных СМИ упорно внушали нам всю весну, что никакого карантина у нас нет.

Простите, друзья! Но профессиональное словоупотребление общеязыковому не указ. Учитесь в зависимости от коммуникативной ситуации переключаться с так называемых специальных подъязыков на человеческий!

Вот если бы мы, филологи, начали сурово вас одёргивать всякий раз, когда вы используете понятия «язык» и «речь» как синонимы?
Дорогие мои чиновники от педагогики, Пидкасистого ради загляните уже в толковый словарь! Для русского языка у глагола «учиться» нет «объёктного» оттенка, а у глагола «обучаться» — «субъектного». «Обучаться — то же, что учиться —. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Точка!

В своих птичьих документах и учебниках по педагогике, написанных вашим птичьим языком, продолжайте, во славу Подласого, противопоставлять ветхозаветных «объектных» учащихся прогрессивным «субъектным» обучающимся. Но в общении с нормальными людьми разговаривайте на нормальном языке и вместо этих жестоко пронафталиненных канцеляритом причастных форм используйте, по возможности, нормальные слова — «ученик», «студент», «школьник». А ещё лучше — самоликвидируйтесь уже наконец по многочисленным просьбам общественности!

2

За что я навсегда останусь благодарен коронавирусу — так это за то, что в ситуации, когда вместо вами же самими высосанных из пальца проблем вы неожиданно столкнулись с проблемами настоящими, вам на какое-то время стало не до нас. Вся повседневная бюрократическая бредятина никуда не делась, но вы неожиданно перестали ежеминутно сочинять новую. Боже, как мне легко дышалось в эти несколько месяцев и как же не хочется вновь возвращаться под надзор огненного, безумного ока Минмордора!

 

Оригинал в facebook автора.

Автор:Сергей Демченков

Фото:Из блога автора

Теги:образованиерусский язык


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 40 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 53 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Если нет стресса, значит, человек ничего амбициозного не делает»

Здоровье

«Если нет стресса, значит, человек ничего амбициозного не делает»

Артём Галоян, генеральный директор омского интернет-маркетингового агентства «Диджитал Эраунд», рассказал «ВОмске», зачем регулярно принимает ледяные ванны, чему его научил Эльбрус и как бежать так, чтобы попасть в яблочко собственных целей.

929126 сентября 2023
Анатолий Лысов: «Лишь тот достоин долгой жизни и здоровья, кто каждый день за них идёт на бой. С самим собой!»

Здоровье

Анатолий Лысов: «Лишь тот достоин долгой жизни и здоровья, кто каждый день за них идёт на бой. С самим собой!»

В гостях у «ВОмске» доктор медицинских наук, профессор кафедры фтизиатрии, фтизиохирургии и инфекционных заболеваний Омского государственного медицинского университета Анатолий Лысов. Анатолий Васильевич - автор книги «Рецепты здоровья от профессора Лысова», в которой он даёт советы, как обрести утраченное здоровье, как вырастить здорового ребёнка.

797518 июля 2023
Екатерина Вахрушева: «Уверена, по окончании нашего проекта в России появятся новые звезды»

Кредо

Екатерина Вахрушева: «Уверена, по окончании нашего проекта в России появятся новые звезды»

Президент Фонда социальных проектов «Обыкновенное Чудо» стала участницей уникальной образовательной программы «Женщина-лидер».

10921128 июня 2023
Елена Аросева: «Я бы пожелала людям не бояться такого слова как “терпение”…»

Story

Елена Аросева: «Я бы пожелала людям не бояться такого слова как “терпение”…»

9 июня 2023-го – 100-летие со дня её рождения…

Она родилась в Москве, окончила Московское театральное училище при Театре Революции, работала в Ленинградском театре Балтфлота, драмтеатрах Вильнюса, Таллина и др. В 1957 - 2013 гг. – актриса Омского академического театра драмы. Активно сотрудничала с Омским теле- и радиовещанием (авторские программы «Вечерний свет», «За чашкой чая»). Автор нескольких поэтических и прозаических книг. Награждена медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд» и др. Внесена в «Книгу почёта деятелей культуры» г. Омска… «Легенда Омской сцены», заслуженная артистка России Елена Александровна Аросева /1923 - 2016/…

1217408 июня 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх