Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться

Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.

131209 апреля 2021

«…если человек не умеет водить машину, никто не посадит его в автомобиль одного с таким напутствием: «В добрый путь, дружок! Покатайся сам и поучись водить машину аккуратно и осторожно»… Поступать так было бы дико и совершенно безответственно».

Так Арнхильд Лаувенг в автобиографической книге «Завтра я всегда бывала львом» рассуждает о том, почему ее борьба с психическим заболеванием в подростковом возрасте была обречена на провал. В тот период своей жизни из-за измененного мышления она не могла и подумать, что можно научиться вырабатывать полезные стратегии, помогающие справиться с жизнью, внутренним хаосом и удручающей реальностью. Да и никто этому её не учил. Совсем никто. Поэтому она боролась, как могла, босыми ногами отгоняя кровожадных волков и стараясь беспрекословно выполнять приказы полоумного Капитана.

1

Что заставило меня застрять на этой цитате?

Иногда, общаясь с родителями на консультации, чувствуешь, что не хватает какого-то звена в семейном взаимодействии. Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться. Не показываем, что нужно сделать, чтобы первоклашке стать, к примеру, самостоятельным. Мы скорей, поторопимся указать на то, чего нет и то, что обязательно должно быть: «Ты ничего не можешь сделать сам»! «Ты должен справляться со своими уроками (конфликтами с одноклассниками, несобранностью, отсутствием желания учиться, посещать секцию тяжелой атлетики) — САМОСТОЯТЕЛЬНО! Никто не будет этого делать за тебя!»

Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.

Ну и дальше, «дружок» рулит, как может и как сам понимает. Иногда нарушая правила, заезжая в тупик, получая травмы. Будто бы, играя в жмурки с завязанными глазами, пытается найти то, что удовлетворит наш родительский запрос.

Согласитесь, нельзя сразу маленькому спортсмену рвануть штангу с рекордным весом. Не получится сесть в автомобиль и просто поехать без опытного инструктора рядом, без освоения многих часов теории и практики. Маленькие шаги, соответствующие возрастным возможностям ребенка под руководством (и порой, с участием) взрослого — совершенно нормальный и естественный этап прохождения пути от начального пункта до цели.

Маршрутный лист для родителей:
1. Сначала рассказываем ребенку о том, что такое эта самостоятельность и по каким признакам можно понять, что достиг ее.
2. Пробуем делать вместе первые самостоятельные шаги (создаем условия, подбадриваем, поддерживаем).
3. Доверяем совсем небольшое и безопасное дело, с которым может справиться ребенок и получить опыт успешности.
4. Поощряем желаемое поведение и гордимся самостоятельными действиями (корректируем мягко, если нужно).
5. Доверяем ответственное дело, за которое будет отвечать только ребенок (например, кормление питомца, наличие хлеба, молока в доме, порядок в собственной одежде, в рюкзаке).
6. Даем понять, что дела, которые ребенок делает самостоятельно очень важны для всей семьи.
7. Постепенно увеличиваем зону самостоятельности ребенка.

И да, пока ребенок осваивает этот путь, родитель тихонько «колесит» рядом, наблюдая как растут на приборной доске родительского авто показатели терпения и поддержки. В добрый путь!

 

2

Оригинал поста здесь.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

41006 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

560103 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

73109 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

194506 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

230729 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх