Переплетение судеб...

К 80-летию со дня рождения Альберта Каримова (19.04.1941 — 19.11.2015), заслуженного архитектора РСФСР, главного архитектора Омска с 1975 по 2005 гг.

2956418 апреля 2021
Переплетение судеб...

…А через неделю после юбилейной даты в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина (26-го апреля, в 17.00) состоится презентации книги, над которой работала известная омская журналистка Светлана Васильева — «Главный архитектор». Эта книга посвящена жизни и судьбе Альберта Каримова, который был сопричастен большинству крупных архитектурных проектов Омска. А ещё в книге собраны воспоминания друзей и коллег о легендарном омском архитекторе.

Имею честь представить вам свой монолог-воспоминание из этой книги.

…Неожиданно вспомнился забавный эпизод из студенческих лет. 1970-е, ОмГУ, семинар по языкознанию, тема — фонетика, звукопись (иначе говоря, — про приёмы, которые усиливают звуковую выразительность). Доходим до буквы «Р». И тут преподаватель предлагает нам конкурс (оценочный!): на лучший пример из литературных текстов с буквой «Р». Начали подниматься руки то тут, то там. «РазвоРачивайтесь в маРше... Тише, оРаторы! Ваше слово, товаРищ маузеР»; «Ревёт и стонет ДнепР шиРокий»; «Надо быстРее на виРаже… ПаРус, поРвали паРус» и много чего ещё. Тут и я руку поднял. Встал и достаточно выразительно сказал: «ХоРоший АРхитектоР АльбеРт КаРимов». В аудитории — улыбчивый гомон. Преподаватель, тоже улыбаясь, говорит: «Сергей, но мы же проводим конкурс цитат из художественных текстов». Отвечаю с ходу: «А разве хорошая архитектура — это не художественное явление? Я сейчас даже расширю фразу… Вот, пожалуйста: пРекРасный КонцеРтный зал хоРошего аРхитектоРа  АльбеРта КаРимова»… Ну а под конец семинара были объявлены итоги конкурса. Победу одержал «аРхитектор КаРимов». И сегодня мне жаль, что не случилось (ну в голову не пришло!)  рассказать об этом эпизоде Альберту Михайловичу ни в одну из наших встреч.

…С момента появления в Омске Концертного зала имя молодого (26-летнего!) архитектора действительно было «на слуху» у всех.

И я сейчас понимаю, что ежели бы  неким странным образом мы были знакомы во время моего «студенчества», – то я бы к своему вышеописанному эпизоду (экспромт с буквой «Р») всенепременно добавил бы ещё одно слово: «харизматичный». Каримов таким был — изначально. Сразу и навсегда: харизматичен: по делам своим, по характеру своему добро-мудро-ироничному, да даже «визуально»!..

…В юности возрастная разница в 13 лет — это ух какая разница!.. А потом — потихонечку «стираются грани». И вот — 1997-й. Мне было 43, Каримову — 56. Самое время, однако, познакомиться, тем более что в журнале «Омская муза», где я был редактором, появился материал искусствоведа Елены Комаровой «Зал для всех» (да-да, вы угадали: к 30летию Омского «каримовского» Концертного зала!). А потом — и более тесное общение, и опять же — благодаря тому же Концертному залу, на сцене которого в 1998-м состоялась премьера концертной программы «Монолог», или «Я пишу к Вам «на Вы»: Светлана Бородина исполняла песни и романсы, написанные композитором Александром Болдыревым на мои стихи; тогда же я понял, что Альберт Михайлович — страстный поклонник творчества замечательной Светы Бородиной (ниже на снимке — певица в окружении супругов Каримовых).

…«И Время вдруг лишается границ!..» (да простит меня мой старший сын Иван за использование его стихотворной строчки). Время для меня действительно лишилось границ, когда в 2013 году я начал работать над книгой о лучшем за всю историю Омска градоначальнике, мэре 1964—1973 годов (тогда эта должность называлась «председатель Горисполкома»), руководителе Омского областного Совета профсоюзов (с 1974 по 1988 годы) Алексее Ивановиче Бухтиярове. Я до мороза по коже понял, что Омск моего детства, моей юности связан с этим человеком. Всё лучшее в городе — это оттуда, из 60-х — 70-х; а ведь тогда Омск стал одним из лучших городов Советского Союза, обладателем высокой государственной награды — Ордена Трудового Красного Знамени… И вскоре — другое озарение: так это ведь то же самое — и о Каримове!..

…Аукаются в памяти строчки поэта Анатолия Преловского:

 …Есть высокая отвага —
породнить своей судьбой
личной жизни труд и благо
с государственной нуждой.

А иначе бы вдоль Омки,
многолик, многоголос,
побеждающе потёмки
этот город не возрос.

Звоню Каримову: так мол и так, готовится книга о человеке, которого Вы хорошо знаете, есть ли времечко написать несколько строк о нём? Ах, как обрадовался Альберт Михайлович (поверьте, я и предположить не мог, что Каримов считает Бухтиярова одним из своих учителей)!..

Вот фрагмент монолога Каримова из книги «Шестидесятник» Алексей Бухтияров» (она вышла в свет в 2015 году, в Омском издательстве «Золотой тираж»):

«Формирование, становление и меня, и моих коллег (известные впоследствии архитекторы Захаров, Чиркин, Хахаев) происходило в общении и при непосредственном руководстве Алексея Ивановича. Это было трудное время для архитектуры: в самом разгаре была борьба с излишествами и строительство велось только по типовым проектам, а индивидуальные проекты были строго запрещены. И, надо отдать должное мужеству Бухтиярова, когда он, рискуя карьерой и даже бо́льшим, организовал проектирование таких уникальных объектов, как библиотека, торговый центр, музыкальный театр, ТЮЗ, Концертный зал, цирк, т.е. тех объектов, которые сегодня определяют архитектурный образ современного Омска. Участвуя в проектировании и строительстве этих уникальных объектов, аналогов которым не было создано в последующем, мы — молодые архитекторы — формировались как профессионалы, и это тоже была школа Алексея Ивановича».

…Остро, пронзительно начал ощущать то, что принято называть «переплетением судеб». Да так, что дух захватывает!.. Вот – двое: А.И. Бухтияров /1923—2009/; А.М. Каримов /1941—2015/. Всё лучшее, что сегодня есть в Омске, связано с ними!.. А потом они снова встретились. ТАМ. Их могилы — недалеко друг от друга, на мемориальном Старо-Северном кладбище. А потом опять встретились: на улице Лермонтова, на доме рядом с площадью Бухгольца — мемориальные доски: в 2016-м — Бухтиярову, и спустя год — Каримову. А вскоре их имена появились в географических названиях: именем Альберта Каримова назван участок набережной Оми до Речного вокзала; именем Алексея Бухтиярова названа одна из улиц в Кировском округе… Теперь и на книжных полках встретятся… А в 2015-м я успел подарить Альберту Михайловичу книгу о Бухтиярове…

…Переплетение судеб… Ляля Асмановна, жена Каримова, училась вместе со старшей дочерью Алексея Ивановича Бухтиярова Татьяной (и в общеобразовательной школе №72, и в музыкальной школе №1, что была на улице Рабфаковской).

…А ведь однажды была между Каримовым и Бухтияровым весьма неординарная конфликтная ситуация. Причём завершившийся тем, что Альберт Михайлович стал в итоге главным архитектором города, и аж на тридцать лет! Как рассказывал Каримов, на эту высокую должность он был приглашён (когда учился в очной аспирантуре Московского архитектурного института) по рекомендации Алексея Ивановича. Вот ещё один фрагмент из воспоминаний Каримова:  

«Приглашение Бухтиярова я воспринял, честно говоря, без особого восторга: во-первых, не хотелось бросать аспирантуру, да и потом мы, «творческие люди», не очень почитали чиновничьи должности. Потому я и отказался. А Бухтияров с улыбкой объяснял мне, что от предложений, которые уже «согласованы с Манякиным», категорически не принято отказываться. В общем, благодаря Алексею Ивановичу, я всё же завершил аспирантуру и защитил диссертацию. Он сумел объяснить руководству мою позицию, и я вновь был приглашён на должность главного архитектора».

…«Традиция» у нас была весьма забавная. Дело в том, что частенько доводилось выходить с поздравлениями на одну сцену (и не раз — опять же! — на сцену Концертного зала): на юбилейных Вечерах актёров, музыкантов, солистов.

Когда это произошло первый раз, — меня пригласили на сцену с «поздравительными стихами» перед выступлением Каримова. Ну а спустя какое-то время слово предоставили Альберту Михайловичу. И первое, что он сказал, выйдя на сцену со своей неповторимой ироничной улыбкой, было следующее (и это был лихо закрученный опосредованный комплимент в мой адрес): «Перед тем, как я обращусь к юбиляру, — хотел бы выразить претензии организаторам сегодняшнего Вечера: зачем вы в сценарии поставили меня после Денисенко? После него и говорить-то уже больше нечего!..» Хохот в зале. И дождавшись тишины, — Каримов произнёс блистательный монолог в адрес юбиляра (он всегда был блистателен в своих монологах!)… Ну а когда в следующий раз на одной сцене оказались, — я, зная, что по сценарию мне выходить не до, а после Каримова, — решил ему «отомстить». Выступил Альберт Михайлович, вскоре меня пригласили. Не мудрствуя лукаво, я начал так: «Перед тем, как я обращусь к юбиляру, — хотел бы выразить претензии организаторам сегодняшнего Вечера: зачем вы в сценарии поставили меня после Каримова? После него и говорить-то уже больше нечего!..» Вот так и родилась наша хулиганская «традиция» (но в дальнейшем и вариации появились; например, если мне давали слово перед Каримовым, я горячо благодарил за это организаторов, добавляя неизменное: «…Потому что после Каримова и говорить-то уже было больше нечего!..»).

…Переплетение судеб… Я горжусь, что краешком своей судьбы был причастен к его судьбе.

…Буква «Р» покоя не даёт… Потому что пишу о РаРитете Российской аРхитектуРы — добро-мудро-ироничном пРофессионале КаРимове АльбеРте… И строчки поэта Петра Вегина шепчу:

…Жаль, что неизбежна смерть.
Но возможна сатисфакция —
уходя, оставить свет.
Это больше, чем остаться!

P.S. «Уходя, оставить свет. Это больше, чем остаться!»… Я заканчиваю свой материал этими строками. Точно так же заканчивается и моя книга о Бухтиярове — книга о Созидателе.


Каримов Альберт Михайлович (Миниханович).

В 1965 г. с отличием окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, затем — аспирантуру Московского архитектурного института.

С 1965 по 1971 гг. работал в институте «Омскгражданпроект», где прошёл путь от старшего архитектора до главного архитектора. В 1975 г. был назначен главным архитектором Омска и занимал эту должность до июня 2005 г. В 1975 и в 1980 гг. избирался депутатом Омского городского совета. В 2002–2005 гг. возглавлял Совет главных архитекторов городов России при Госстрое РФ. В марте 2008 г. был избран председателем Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Академик Российской академии архитектуры и строительных наук (2000), член-корреспондент Международной академии архитектуры (1999), профессор.

Среди значимых архитектурных проектов: киноконцертный зал, Дом политического просвещения, зал органной и камерной музыки (приз «Золотая капитель»), лютеранская кирха (совместный проект с архитектором Швигером, удостоенный диплома выставки «Зодчество»), комплекс Христо-Рождественского собора, административные здания (Сбербанк, «Транссибнефть» и др.); конкурсный проект концепции генерального плана г. Омска (I премия на всероссийском конкурсе), проект детальной планировки улицы Маршала Жукова в Омске, программа градостроительного развития культурно-исторического и общественного центра «Омская крепость»; конкурсный проект памятника Ф. М. Достоевскому (I премия), цветомузыкальный фонтан на Театральной площади. Заслуженный архитектор РСФСР (1988). Награждён орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского (1995), орденом Почёта (1997), призом «Золотой Меркурий» (Париж, 1997), знаком «Почётный архитектор России» (2001), медалью Российской Академии архитектуры и строительных наук за лучшую научную работу (2001).

Автор:Сергей Денисенко

Фото:В. Кудринского, из семейного архива С. Бородиной, из Интернет-источников.

Теги:Альберт Каримовпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

89519 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

322401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

323401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6676101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх