Электросамокаты. Неизбежное будущее манит и пугает одновременно

Думаю, что в администрации понимают, насколько масштабны проблемы, которые прикатили самокаты. Неизбежно в ближайшее время начнут происходить ДТП с участием самокатов, лавина жалоб от водителей и пешеходов будет нарастать.

235119 апреля 2022
Электросамокаты. Неизбежное будущее манит и пугает одновременно

Взглянув на карту доступных самокатов в приложении, я испытал легкий шок. Они заполонили город! Видимо, администрация города оказалась шокирована не меньше. Сначала самокатам запретили ездить в парках, а потом распорядились вовсе убрать их с муниципальных тротуаров.

Ситуация с самокатами вызвала широкий резонанс. Многие омичи попробовали новый вид транспорта и остались довольны. Водители автомобилей вряд ли сильно обрадовались, они и велосипедистов не жалуют, а тут еще и самокатчики появились. И если велосипедисту нужно, как минимум, научиться ездить на велосипеде и купить его, то для того, чтобы поехать на самокате, нужен смартфон и 100 рублей.

1

В чем же дело, неужели в том, что сервис проката не договорился с арендой муниципальной земли? Предполагаю, что нет. Мои предположения отчасти подвердились результатами встречи 18 апреля. Представитель кикшеринга говорит не только о согласованной форме размещения парковок, но и улучшении инфраструктуры для самокатов в целом. Думаю, что в администрации понимают, насколько масштабны проблемы, которые прикатили самокаты. Неизбежно в ближайшее время начнут происходить ДТП с участием самокатов, лавина жалоб от водителей и пешеходов будет нарастать. Точной статистики, скорее всего, нет, потому что инциденты с самокатами не всегда регистрируются. Известно, что за 1-ое полугодие 2021-ого года зафиксировано 180 ДТП с участием электросамокатов, что в три раза больше аналогичного показателя 2020 года. Были и смертельные случаи.

Странно, что в администрации вместо того, чтобы говорить о реальных проблемах, а их действительно много, стали пенять на то, что с ними не договорились о плате за использование земли. Омск — далеко не пионер кикшеринга, и нам не надо гадать, какие проблемы везут с собой самокаты:

— пожароопасность (да, не все аккумуляторы пожаробезопасны);
— ограничение скорости;
— отсутствие подготовки у водителей самокатов (знаний ПДД и управления самокатом);
— незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом;
— отсутствие инфраструктуры.

Далее предлагаю познакомиться с этими проблемами поближе и узнать, как с ними борются в других городах и странах на примере Мадрида (Испания), Лондона (Великобритания) и Сингапура.

1. Пожароопасность
Уже многие подзабыли, как взрывались аккумуляторы смартфонов очень известной марки. Проблема оказалась столь значительной, что эти смартфоны было запрещено брать с собой в салон самолета.

В Сингапуре водитель самоката обязан убедиться, соответствует ли его железный конь стандарту пожарной безопасности. В Лондоне запрещено кататься на своем самокате, можно использовать только согласованные модели арендных. Одним из критериев, по которому отбирались операторы кикшеринга была возможность проверки состояния батарей для предупреждения их возгорания. Существуют и правила, общие для стран Европейского Союза (Регламент ЕС 168/2013). Отмечается, что одной из основных причин появления этих ограничений стали несчастные случаи, вызванные дефектами электросамокатов.

2. Ограничение скорости
Очевидно, что ограничение скорости самокатов существенно снижает и количество инцидентов, и тяжесть их последствий. Максимальная разрешенная скорость самокатов: в Сингапуре — 25 км/ч, в Париже — 20 км/ч, в Лондоне — 12,5 миль в час (примерно 20 км/ч), а в отдельных зонах лимит скорости самоката автоматически снижается до 8 миль в час (примерно 13 км/ч), в Мадриде — от 10 до 25 км/ч в зависимости от категории улиц.

2

3. Отсутствие подготовки водителей самокатов
Все автомобилисты знают, сколько времени и денег они были вынуждены потратить, чтобы получить право выехать на дорогу. Водителю самоката в нашей стране не нужно ничего, хотя по факту он является участником движения. Для сравнения, в Сингапуре с 01 января 2022 года водитель электросамоката обязан пройти онлайн-тест на знание теории. Стоит эта услуга чуть больше 10 долларов. Учебная брошюра на 64 страницах несложного текста с картинками расскажет как приготовиться к поездке, как экипироваться, где можно ездить, где нельзя и т.п. За езду без теста в первый раз наложат штраф в 2 тысячи долларов или посадят за решетку на 6 месяцев, а при последующих случаях нарушения наказание увеличат до 5 тысяч долларов и 12 месяцев за решеткой. В Лондоне водитель электросамоката должен получить водительские права категории Q.

4. Незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом
Наш скандальный оператор кикшеринга заявляет, что отслеживает геолокацию, а в случае ДТП даже не пытайтесь убежать, все равно найдут. Аналогично следят со спутника за самокатами и заграницей. Кроме того, в Лондоне без страховки от ответственности перед третьими лицами нельзя выезжать на общественные дороги и частные территории. В Сингапуре страховка необязательна, но рекомендуется. В Омске страховка также действует, как отдельная платная опция. В Сингапуре владелец электроскутера обязан зарегистрировать свой транспорт в местном департаменте транспорта, получить регистрационный знак. За езду на незарегистрированном электросамокате — крупный штраф или заключение под стражу.

5. Отсутствие инфраструктуры
А теперь шокирую омичей-пользователей электросамокатов. В Сингапуре и Лондоне запрещено передвигаться по дорогам и тротуарам. Совсем. В Мадриде по тротуарам можно ездить с 08 до 10 утра и в любое время в праздничные дни при условии, что нет большого скопления пешеходов, а скорость не превышает 10 км/ч. Оказывается, движение электросамокатов считается безопасным только по велодорожкам. И тут возникает ключевой для Омска вопрос — где будут ездить электросамокаты, если велодорожек у нас почти нет?!

По дороге ехать опасно. А что с тротуарами? В качестве примера я прошел по произвольному маршруту от Красного Пути до Герцена по Кемеровской, далее по улицам Добровольского и Яковлева. Красными кружочками обозначены участки дороги, не подходящие для езды на электросамокате, желтыми — неудобные.

Если вначале ширина тротуара была около 2,5 метров, то уже у офисного центра «Олимп» тротуар сужается до 1,5 метров.

 

Далее на углу Кемеровской и Добровольского придется втискиваться в щель 0,75 м между столбом и фаркопом припаркованного автомобиля.

Доступная среда для маломобильных групп населения и велосипедистов, к сожалению, есть не везде. То и дело придется спешиваться.

3

При повороте на Яковлева нас ждет участок тротуара «безопасной и комфортной дороги» толщиной примерно 30 см.

Очень наглядное получилось фото.

Ключевая проблема Омска в том, что у нас нет инфраструктуры не то, что для электросамокатов, ее нет ни для велосипедистов, ни для пешеходов. Выпускать на эти улицы тысячи или пусть даже сотни электросамокатов опасно.

Нужно ли ограничивать движение электросамокатов в Омске? Конечно, да, но не потому что за аренду муниципальной земли не заплатили. Не нужно изобретать самокат велосипед. Что нужно, можно понять по опыту других стран:

— стандартные требования к технической исправности и защищенности от возгорания электросамокатов;
— велодорожки и велостоянки;
— четкие правила, что можно и что нельзя (нельзя ехать по дорогам для автомобилей, при езде на электросамокате нельзя слушать музыку в наушниках, быть в состоянии опьянения, быть моложе определенного возраста и т.п.);
— защита прав всех участников движения в случае ДТП;
— ограничение скоростного режима;
— пассивная защита водителей электросамокатов (наколенники, шлемы, налокотники);
— обязательность обучения правилам дорожного движения и навыкам езды.

И все это необходимо. Электросамокаты дешевые и по цене, и по стоимости обслуживания. Они экологичны. Затраты на содержание велодорожек многократно ниже стоимости содержания дорог. Широкое распространение электросамокатов способно снизить трафик на автомобильных дорогах без дорогого строительства новых дорог и развязок. Электросамокаты — это наше светлое неизбежное будущее, но похоже путь к нему будет труден и тернист. Удачи нам всем)

 

4

Оригинал в ЖЖ автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

96219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

328201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

330701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6730101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх