
«Мелкие противоречия по сравнению с вечностью»
В начале ноября «Пятый Театр» представит премьеру: спектакль по роману Тургенева «Отцы и дети». Чем произведение, написанное более полутора веков назад и известное каждому ещё по школьной программе, может заинтересовать сегодняшнего зрителя? Об этом поговорили с создателями спектакля во время «Культурного завтрака» в ресторане «Где же кролик».
128620 октября 2022
Заместитель директора театра Елена Чернякова рассказала, что идея постановки родилась ещё во время организованного «Пятым театром» фестиваля «лиТЕрАТуРа». Тогда стерлитамакский Русский театр показал спектакль «Страна Айгуль», признанный одним из лучших. Режиссёру Людмиле Исмайловой поступило предложение поработать и с «Пятым театром». Главное условие — спектакль должен быть основан на русской классике. Тут и возник Тургенев. Но привычной «школьной» трактовки ждать не стоит.
Людмила Исмайлова рассказала, как роман превратился в инсценировку. Конечно, театры не раз обращались к этому произведению, есть немало инсценировок. Режиссёр предполагала, что сможет воспользоваться наиболее известной, сделанной Адольфом Шапиро, но она не вполне вписалась в режиссёрский замысел. Поэтому на основе романа получилась, как она сказала, «своя драматургически-режиссёрская версия».
В чём её суть? Режиссёр объяснила так: «В романе есть то, что сегодня может быть непонятно. Это социальная составляющая, на которую «упирали» в советской школе: крепостное право и его отмена. «Советский разбор» стал неактуален. Сейчас важно вернуться к общечеловеческим ценностям. Для нас главное — ценность человеческой жизни. Конкретной. Одной. Об этом и будет спектакль», — пообещала она.
Со времени школьного изучения романа изменилось отношение к нему и у актёров. Мария Долганёва, которая будет играть Одинцову, призналась, что вообще не помнила любовной линии в романе, главное воспоминание — что Базаров «лягушек резал». «Можно сказать, что благодаря Людмиле Олеговне, я открыла для себя Тургенева. Там столько юмора, иронии! Но поскольку свой персонаж я вообще не помнила, мне, наверное, было легче», — пошутила актриса.
Дмитрий Исаенко, которому досталась роль Базарова, рассказал, что тоже мало что помнил о героях романа, но «советский посыл» в памяти сохранился: «Помню, педагог говорил, что исходное событие в романе — это отмена крепостного права. А сейчас понятно, что роман не об этом, а, например, о том, что человек, делая выбор, не знает, к чему этот выбор может привести. Он может не замечать то, что было бы для него правильным, и понять это, только когда уже ничего нельзя изменить».
Егор Лябакин своего героя — Аркадия Кирсанова — тоже в школьные годы не запомнил, «Помнил Базарова, Одинцову и дядю Павла Петровича, наверное, потому, что запомнились дуэль и любовь героя к Одинцовой. А сейчас понял: Аркадий — прекрасный персонаж, самый меняющийся, и это интересно. Рад, что играю именно его».
«Судя по нашим артистам, люди не очень читают и перечитывают Тургенева, — признала режиссёр. — Пусть хотя бы придут, посмотрят. И школьники, которым надо читать роман по программе, и взрослые, которые его уже забыли. Посмотрят, подумают: «А что, правда у Тургенева так написано?». Глядишь, и прочитают!».
Подробно рассказывать об особенностях постановки Людмила Олеговна не стала: «Хочу, чтобы ассоциации рождались в зрительном зале, чтобы зрители рассказали о чём спектакль. Если я всё расскажу, то будет не интересно».
Но кое-что об особенностях будущей постановки мы всё же поняли: бытового реализма там не будет, ведь, как сказала Мария Долганёва, «театр — это пространство, которое позволяет играть воображению зрителя». Художник Альберт Нестеров, лауреат фестиваля «Золотая маска», создал пространство, которое будет преображаться по мере изменений, происходящих с героями.
Возможно, это фантазийное пространство живёт лишь в воображении уже больного Базарова. Но главное — такое режиссёрское решение позволяет перевернуть превратившееся в штамп понятие «отцы и дети». Вот что об этом думает режиссёр:
— В определённом возрасте мы все нигилисты. И часто само словосочетание «отцы и дети» понимается как «отцы против детей» и наоборот. А у Тургенева нет этого «против». Каждый человек проходит свой путь от «детей» до «отцов». Не так сильно мы отличаемся от своих отцов, в итоге приходим к тому же, а потом наш ребёнок нас и «отпихнёт». Но это — мелкие противоречия по сравнению с вечностью, с жизнью и смертью. Нельзя отрицать ничего по-настоящему большого. Важна только любовь, которую Базаров так неистово отрицает и с таким упоением потом ныряет в неё...
Что ж, уже 4 ноября первые зрители смогут оценить, современен ли старик Тургенев в интерпретации «Пятого театра»?
16+
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
2
Фото:Фото с репетиций — Олега Деркунского
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 34 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 178 человек
Самое читаемое
Аграрии Омского района собрали уже 75% урожая зерновых и зернобобовых
67609 октября 2025
Гороскоп на 10 октября 2025 года
54209 октября 2025
Гороскоп на 13 октября 2025 года
51912 октября 2025
Выбор редакции
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
54707 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1365216 сентября 2025
1422108 августа 2025
31821412224
Записи автора
Как играть на бирже? Или не играть?
20214 октября 2025
52508 октября 2025
46304 октября 2025
Премьеры, гастроли, фестиваль: «Галерка» открывает сезон
48303 октября 2025
Удастся ли «не сломать маску»?
76402 октября 2025
70601 октября 2025
59627 сентября 2025
Грабитель-романтик и семейные ценности
65223 сентября 2025
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
— Психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии