Путешествие Базарова в рай

Смотреть спектакль «Отцы и дети» в «Пятом Театре» надо хотя бы потому, что это очень красиво. Это, конечно, не пересказ, а фантазия на темы «Отцов и детей». Нас погружают не в мир усадебной жизни, который так подробно описывал Тургенев, а в мир душевных переживаний героев.

122005 ноября 2022
Путешествие Базарова в рай

Художник Альберт Нестеров поместил героев романа Ивана Тургенева не в декорации 19-го века, а в фантазийное пространство.

С одной стороны, оно символизирует то самое хрестоматийное противостояние «отцов» и «детей»: сцену заполняют невероятно красивые цветущие деревья и кустарники (ведь в усадьбе Николая Петровича Кирсанова — всюду сирень), но красота эта заключена в стеклянные кубы и словно заспиртована (ведь молодой исследователь Евгений Базаров пытается разъять и систематизировать всё живое).

1

С другой стороны, пространство это способно отражать, проецировать душевные состояния героев благодаря сложному, постоянно меняющемуся цвето-световому рисунку, рождающемуся внутри этих кубов; благодаря свето-теневым проекциям, звукам... Работа художника по свету Сергея Гаевого заслуживает отдельного упоминания.

Постановка режиссёра Людмилы Исмайловой хотя и довольно подробно следует сюжетным линиям романа, но это, конечно, не пересказ, а фантазия на темы «Отцов и детей». Нас погружают не в мир усадебной жизни, который так подробно описывал Тургенев, а в мир душевных переживаний героев. И переживают они не только бури страстей, но и минуты абсолютной гармонии, счастье принятия жизни.

Имение Кирсановых — это, конечно, райский сад. Здесь все в белом. Здесь царит любовь. Даже слуги (Елена Заиграева и Вячеслав Болдырев) словно идиллические пейзане в белых рубахах, с венками на головах, в основном, обнимаются да целуются. И переполняющая их любовь словно изливается на окружающих. В недоумение их могут привести только странные рассуждения господ. И не важно, о чём спорят, не понятно — зачем? Ведь можно просто любить! Они и барина своего Николая Петровича любят искренне и безусловно.

Да и как его не любить? Ведь он — взрослый ребёнок в шортах и гольфиках. Борис Косицин наделяет своего героя таким обаятельным простодушием! И как же он счастлив, когда Аркадий признаёт в сыне Фенечки брата! А уж когда Павел Петрович берёт с него слово жениться на Фенечке, буквально растворяется в чувстве братской благодарности.

И вот в этот рай прибывают двое молодых бунтарей, не признающих чувств. Они, как чужаки, в тёмных одеждах. «Главное, что дважды два — четыре. Остальное не важно», - как мантру повторяет Евгений Базаров (Дмитрий Исаенко). И ведёт он себя соответственно: демонстративно нарушает все каноны этикета. Почти всегда при нём - сачок и банка с выловленными для опытов лягушками. Прямо как копьё и щит у Дон Кихота, ведь он тоже верный рыцарь, но не ветреных дам, а строгой науки.

Конечно, его независимостью и отвагой покорён Аркадий Кирсанов (Егор Лябакин), его верный Санчо Панса. Но вернувшись в свой потерянный в университетской дали рай, он всё время оказывается перед выбором: следовать за своим другом, ниспровергателем ходячих истин, или стать частичкой этого рая? Вот он с восторгом в голосе представляет родным своего необыкновенного друга-нигилиста, а вот — выговаривает ему за то, что тот груб с дядюшкой. Он рад, что отец обрёл в Фенечке (Алина Синогина) любящую душу, что у него теперь есть маленький брат... Но что за этим: широта взглядов друга Евгения или райская любовь-принятие? Аркадий и сам не сразу в этом разбирается, но в конце концов делает выбор в пользу рая. Егор Лябакин как-то сказал: лучшее, что случилось с его героем — это то, что он избавился от Базарова. Да, во второй части спектакля он уже в белом, в райском, потому что чувство к Кате Одинцовой (Елизавета Кухтина) становится для него важнее любых идей.

2

Есть тут и сатирическая пара — последователь Базарова Ситников (Станислав Горенбахер) и «эмансипэ» Кукшина (Александра Урдуханова). Им не важен смысл «передовых идей», для них они — способ самопрезентации, возможность выделить себя в обществе. Поэтому и проговаривают они их с театральным пафосом, но без искренности. Лицо Кукшиной набелено так, что напоминает маску древнегреческого театра, Ситников прячет взгляд за тёмными очками. Но и у них есть свой рай: игра «в идеи» по-настоящему захватывает их, они счастливы. Вообще, дуэт «Ситников-Кукшина» можно показывать как отдельный балетный номер: в сложном пластическом рисунке (хореограф Дмитрий Малёнов) они раскрываются куда больше, чем в «модных» словах.

В конце концов Базаров остаётся один на один с этим раем. А тут ещё возникает на его пути невыносимо прекрасная Анна Одинцова (Мария Долганёва)! Не в белом, как все здесь, а в холодно-блестящем прозрачном одеянии, в дивной красоты головном уборе, созданном словно из цветов райского сада. Но нет, она вовсе не этого рая существо, поэтому и замечает её Базаров, поэтому и теряет покой. И теперь уже он оказывается перед выбором: вести Одинцову в этот всеобщий рай или сопротивляться, оставаясь, как ему кажется, верным себе? Одинцова, похоже, согласна на рай.

Но Базаров выбирает сопротивление. И каким же беззащитным оказывается он, неожиданно открывая для себя мир, где не только «дважды два — четыре», не только заспиртованные образцы растений, но запах цветов, шум дождя, мелодия вальса, детский смех... Где даже дуэль может закончиться не только примирением, но и принятием того, кто казался врагом.

Ведь Павел Петрович Кирсанов (Сергей Худобенко), в сущности, альтер-эго Базарова. Он, хоть и в белом, но в этом раю — наособицу. Его выправка, аккуратность («воротничок, точно каменный»), сдержанность, похожая на холодное презрение - вовсе не от аристократического «самоуважения», это способ скрыть боль потереявшего свой рай человека. А Базаров этого рая никогда и не знал, не нуждался в нём, оттого и презирал «аристократов» с их правилами. Но встреча и расставание с Одинцовой так меняют его, что неожиданно для себя самого он испытывает симпатию к Павлу Петровичу. А Павел Петрович, наконец, принимает его. 

Но упорный Базаров продолжает сопротивляться. Даже проявив слабость и заехав «по пути» к Одинцовой, он в очередной раз сбегает от возможности рая. И, наверное, сбежал бы окончательно, но тут, как бог из машины, его настигает смертельная болезнь. Только перед лицом смерти способен он принять любовь. Наконец-то «Енюшка» искренним чувством отвечает на любовь родителей (прекрасные Лариса Антипова и Дмитрий Макаров), а раньше он её просто не замечал. Наконец-то решается на откровенный разговор с Одинцовой и говорит, говорит с ней, пока не погружается во тьму. «Старая штука смерть, а каждому внове»...

Режиссёр назвала жанр своего спектакля «хроника пробуждения». По-моему, очень точно. Да, мы видим, как постепенно пробуждаются в человеке, привыкшем полагаться лишь на интеллект, душевные движения, и какого мужества требует от него само признание и принятие душевной жизни. Может, только после «старой штуки» - смерти - живая душа его и способна по-новому увидеть собственную земную жизнь? Не случайно в самом начале спектакля, словно в смертной темноте, бродит Евгений, бормоча про «дважды два — четыре» и останавливается у могильной плиты. И уже оттуда заново проживает своё путешествие в рай, принять который смог только ценой своей короткой жизни.

«Не будьте, как Евгений! Цените каждое мгновение жизни!», - словно говорят нам создатели спектакля. И ведь не поспоришь!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

3

Автор:Елена Петрова

Фото:Олега Деркунского

Теги:Премьера«Пятый театр»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 57 человек

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Пушница — Александру Шлеменко: «Целый год, Саша, я не понимал, что моя жизнь изменилась…»

Ушел из жизни знаменитый спортсмен и прекрасный человек Александр Пушница. В связи с этим скорбным событием мы решили вновь опубликовать интервью, которое в рамках проекта «Интервью по цепочке» вышло на нашем сайте в 2021 году. Это последний большой разговор с Александром Михайловичем в СМИ.

8942428 января 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

136731 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

187520 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

846004 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

899503 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх