В какой правовой форме открыть онлайн-школу
Впрочем то, о чём я напишу в этом посте, касается также института, академии, университета, и будет актуально не только для формата онлайн-образования, но и для традиционного – очного.
92101 марта 2023
Итак, мы решили открыть онлайн-институт и получить лицензию. Здесь и встаёт вопрос выбора – АНО, ЧОУ, ООО или проводить обучение в статусе ИП?
Затрону последний формат, о котором ранее уже писал. Напомню, что ИП может оформить образовательную лицензию и проводить обучение по основным и дополнительным общеобразовательным программам, а также программам профессионального обучения, что уже ограничивает круг направлений работы. На мой взгляд, ИП не вполне подходит для ведения образовательной деятельности в принципе, но не только по юридическим аспектам, а в связи с восприятием клиентом того, что считается образовательным проектом.
Место, где учат – это, скорее, не физическое лицо, а организация, отделённая от человека. Отсюда у потенциальных клиентов может быть много вопросов о правомерности осуществления образовательной деятельности в таком виде. Лично я (если бы ничего не знал об организации образовательного проекта) не раз усомнился в возможности ИП обучать по лицензии. Не исключаю и своей проф. деформации в данном вопросе, однако, не советую выбирать ИП.
Поговорим о юридических лицах, которые могут вести образовательную деятельность. Они бывают двух видов:
1) образовательная организация – это НЕКОММЕРЧЕСКАЯ организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве ОСНОВНОГО ВИДА деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (например, частное образовательное учреждение – ЧОУ);
2) организация, осуществляющая обучение – это юридическое лицо (любое), осуществляющее на основании лицензии НАРЯДУ С ОСНОВНОЙ деятельностью образовательную деятельность в качестве ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИДА деятельности (к примеру, коммерческая организация в форме общества с ограниченной ответственностью – ООО).
1Обе эти группы юридических лиц Закон «Об образовании» именует организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Не буду особо углубляться в тонкости налогообложения и решения корпоративных вопросов при создании и организации деятельности юридических лиц, но обобщу наиболее значимые аспекты ведения образовательной деятельности по каждой группе таких юридических лиц.
1. Что нужно (важно) знать при открытии онлайн-школы в форме ЧОУ ДПО?
— в уставе и реестре юр. лиц (ЕГРЮЛ) обязательно должен быть указан образовательный вид деятельности, как основной;
— законодательство относится к видам деятельности некоммерческих организаций (НКО) довольно строго и все они должны соответствовать основному виду деятельности, а также быть закреплены в уставе (могут возникнуть сложности, если через данное лицо проводить сделки по купле-продаже или услугам, далёким от образования);
— образовательную организацию (юридически) нельзя продать или купить (если учредили её как физ. лицо, так учредителем и останемся);
— регистрировать такое лицо нужно в Минюсте;
— строже требования к деятельности и государственный контроль (например, если печать содержит графическое изображение, это должно быть отражено и описано в уставе);
— из плюсов то, что у преподавателей такой организации формируется педагогический стаж, дающий карьерные возможности (получить учёное звание – доцент, профессор, например);
— отсюда, ЧОУ ДПО может представить своего сотрудника в Миннауки к присвоению учёного звания;
— также ЧОУ ДПО может открыть аспирантуру и заниматься подготовкой научно-педагогических кадров;
— незначительно, но всё же образовательная организация в форме НКО воспринимается клиентами лучше, чем ООО.
В общем и целом, частное образовательное учреждение логично создавать, если вы внутренне тяготеете к традиционным образовательным проектам, хотите обеспечить гарантии для педагогов и научных кадров, испытываете симпатию к науке.
2. Особенности образовательной деятельности в ООО:
— образовательная деятельность здесь будет среди дополнительных видов;
— ООО вправе участвовать в любых видах сделок, не акцентируя их на привязке к образованию;
— такое юридическое лицо можно купить, продать, подарить;
— регистрируется в ФНС, особых требований (кроме, конечно, лицензионных) закон не предъявляет;
— нет педагогического стажа для преподавателей, возможности осуществлять подготовку научно-педагогических кадров и др. бонусов ЧОУ в этом направлении;
— несмотря на коммерческий характер основного вида деятельности, клиенты не убегают, узнав, что у вас ООО, а не ЧОУ (или АНО – автономная некоммерческая организация), многие уже привыкли к образованию, как виду бизнеса (сразу уточню, что подразумеваю дополнительное профессиональное образование в первую очередь, т.е. образование для взрослых, где воспитательный аспект почти не имеет значения; всё же школы, колледжи, «вышку» я не люблю рассматривать как бизнес);
— такие крупные игроки рынка, как «Скилбокс» и «Нетология» работают в форме ООО и ничего страшного (это в продолжение предыдущего пункта);
— также и в ООО можно учредить СМИ (научный журнал, например) без каких-либо проблем.
В форме ООО образовательный проект выглядит логичным в ситуации, когда рассматривается больше с акцентом бизнеса, чем с научно-образовательных позиций. Часто консалтинговые проекты (например, в сфере налогов, бухучёта, маркетинга) или компании с высоким уровнем квалификации в своём основном направлении работы (например, проект Блэкгрумер.РФ | Омск – spa&груминг собак и кошек моего хорошего друга Данила Рындевича) комфортно ведут образовательную деятельность в формате ООО и это никак не отражается на качестве и результате.
Из личного опыта. Университет «Кластер» начинался с организации в форме ООО, ведущей юридическую практику в области тендеров, которая получила лицензию на дополнительное профессиональное образование, чтобы обучать этому ремеслу, случилось это ещё в 2014 году. Затем этим ООО (которое сегодня и есть Онлайн-мастерская «Кликва») мы учредили ЧОУ ДПО Университет «Кластер» в целях развития научного направления деятельности. То есть, мы совмещаем сразу два формата.
Дочитавшим – спасибо за внимание! Хотелось изложить максимально коротко, но это необходимый минимум. Будут вопросы – пишите в личку, с удовольствием поделюсь опытом организации образовательного проекта!
Удачи на рынке онлайн-образования!
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 102 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
85429 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
148517 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1703129 февраля 2024
61827
Директор института инновационных технологий образования «Кластер», управляющий партнёр юридической компании «Лавров и партнеры», заместитель председателя Комитета по государственным, муниципальным и коммерческим закупкам Омского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», руководитель Центра экспертизы и аналитики Омской «ОПОРЫ», член Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием.
Записи автора
«Слово пацана» снимали ради ловли хайпа на трагедиях прошлого
59713 декабря 2023
Стать родственниками по судебному решению
51921 ноября 2023
53622 августа 2023
91223 июня 2023
102821 марта 2023
93427 февраля 2023
Повышение МРОТ до 30 тысяч рублей нецелесообразно в современных экономических реалиях
133315 февраля 2023
116202 февраля 2023
— Духовный мастер и наставник
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии