Омский футбол, или Команды, которых больше нет

История клубного омского футбола укладывается в каких-то 70-80 лет. Ещё живы многие люди, которые все это организовывали и участвовали в интереснейших баталиях...

335402 ноября 2017
Омский футбол, или Команды, которых больше нет

Перед написанием очередного рассказа об истории омского городского футбола пробежал глазами турнирные таблицы конкурирующих «фирм» двух нынешних чемпионатов нашего многострадального города и насчитал несколько памятных названий бывших производственных команд из «прекрасного далека»: «Нефтяник», «Энергия», «Искра», «Шинник», «Авангард», «Молния» и «Локомотив». Только команда «Искра», как в старые, доперестроечные времена, имеет принадлежность к омскому телевизионному заводу, а все остальные попали с некоторых пор в иные, непроизводственные руки. То есть, поменяли «хозяина».

Но от упомянутых команд хоть названия остались, а остальных уже и в помине нет. Но история-то, история осталась! История клубного, омского футбола укладывается в каких-то 70-80 лет. Ещё многие люди живы, которые все это организовывали и участвовали в интереснейших баталиях, так замечательно скрашивавших жизнь им самим и многочисленным их поклонникам. Так найдем же этих людей, спросим их и расскажем другим в пример и назидание!

1

А с какой команды начнем? Так по алфавиту и начнем! Какая первая буква в пока еще не измененном русском алфавите? А? Значит, первый будет «Аэропорт»! Вот и позвоню-ка я сейчас Евгению Александровичу Мальковичу — известному омскому производственнику и спортивному деятелю, который знает весь Кировский район и все, что в нем происходило за последние лет 60-70, и спрошу его кое-что о футбольном клубе «Аэропорт».

Позвонил! Вечером встречаемся, а пока вспомню-ка я свое детство и чем в нем мне запомнился тот самый аэропорт, куда прилетают и откуда улетают самолеты и на производственной базе которого зародился славный футбольный клуб «Аэропорт».

По поводу начала полета в Омск самолетов вот что известно: 14 июля 1925 года на заседании Омской губернской плановой комиссии было решено:

«Учитывая весьма важное значение для дела развития, как военной, так и гражданской авиации, наличие достаточных по размерам и удобных по местоположению аэродромов, отнести под аэродром в городе Омске площадь размером 146 кв. дес., расположенную в южной части земель г. Омска и захватившую часть земель г. Ленинска».

А уже 15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелёт французских военных лётчиков Жирье и Дордилье по маршруту Париж–Берлин–Москва–Свердловск–Омск. Ну и, как говорится, пошла плясать губерния!

К 1958 году уровень обслуживания пассажиров достиг наивысшего развития и как свидетельство этому было построено шикарнейшее по тем временам здание аэровокзала в псевдоклассическом стиле. В нём были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом.

Теперь это были настоящие, воздушные ворота в наш город, возведенные при активном содействии молодого и инициативного во всех отношениях начальника аэропорта — Левина Льва Наумовича.

В ту пору все эти «ворота города» различного типа привлекали жителей Омска тем, что имели продуктовое снабжение значительно лучшее, чем остальные предприятия торговли. И, когда моя любимая бабушка Соня, жившая на ул. 2-я линия, желала чем-нибудь порадовать своих внуков, брала меня и моего брата, и мы ехали в Аэропорт. Ну, не было тогда ни «Курочки рядом», ни даже какого-нибудь «МакДональда». Оставалось только в Аэропорт!

В ресторан она нас, конечно, не водила, а вот в буфете мы часто сиживали, наслаждаясь шипучим крюшоном и кремовыми пирожными. Затем, прикупив несколько сортов различных конфет и ещё чего-то домой для взрослых, устраивались на лавочке с видом на летное поле и жевали милые сердцу сладости.

Шоколадные конфеты я не любил — они пачкали руки, а, попав в рот, быстро таяли и расползались во все зубные закоулки, отчего хотелось поскорее чего-нибудь попить освежающего. А вот карамельки с различной начинкой я просто обожал жевать. Зубы у меня тогда были очень крепкие, в отличии от сегодняшних мостов, установленных добрым доктором Кушнером.

Каждую обертку от очередной съеденной конфетки я внимательно прочитывал. С «Раковой шейкой» и «Московской» я справился запросто, а вот с надписью на бумажке с буковками нежно-зеленого цвета я немного замялся. В растяжку, по слогам я прочитал: БЕ-НЕ-ДИТ-КИН. Удивляясь, за каким лешим такую вкусную конфетку назвали именем какого-то неизвестного гражданина, я спросил бабушку Соню: «А кто это?». На что она поправила меня: «Не бенедиткин, а «Бенедиктин»! А кто это, узнаешь, когда подрастешь». Хотя, она, дочь ссыльных поляков-католиков, уж точно, знала о существовании «Бенедиктианского ордена» и изобретенного этими монахами бухла под названием Бенедиктин. «Ну и ладно!» — подумал я про себя, разжевывая очередную «Гусиную лапку».

Короче, с омским аэропортом я был знаком, когда футбольную команду там только ещё думали организовывать. То есть чутье на перспективу по футбольным делам обнаруживалось у меня с детства.

Ну, а сейчас настал момент познакомить читателей с историей возникновения и многолетнего существования футбольного клуба «Аэропорт». Евгений Александрович Малькович уделил мне немного своего личного времени и рассказал множество интересных фактов о футбольных буднях этого славного клуба работников омского авиасервиса.

Итак, в 1961 году начальник омского аэропорта Лев Наумович Левин принял в своем кабинете экс-игрока омского «Иртыша» Матусевича Виктора Леонтьевича, который предложил организовать производственную команду футболистов для участия в Чемпионате города. Доводы профессионала были с удовольствием приняты деятельным руководителем и работа закипела.

В. Л. Матусевич (на фото №1 он в составе «Иртыша»-58, стоит в верхнем ряду, крайний слева) выступал в составе «Иртыша» в 1958 году и провел 18 игр. После окончания профессиональной карьеры футболиста стал руководителем спортивного общества на заводе «Омсельмаш» (ныне «Омскгидропривод»), где его усилиями была создана футбольная команда, начавшая выступать во второй группе первенства города и в течении двух лет вышла в элиту городского Чемпионата.

А в 1961 году Виктор переходит на спортивную работу в омский аэропорт, где создает новый футбольный коллектив для решения самых высоких турнирных задач. Команду так и назвали — «Аэропорт», и она носила это имя вплоть до 1988 года, когда была переименована в «Спартак», став первым хозрасчетным клубом не только в Омске, но и во всей перестраивающейся стране. В первый же год выступлений клуб занял общекомандное четвертое место, а первая взрослая команда стала победителем Первенства области, которое разыгрывалось совместно городскими и сельскими футболистами.

В те годы все российские министерства и ведомства проводили собственные соревнования по различным видам спорта, в которых участвовали и команды омского аэропорта. Результаты выступлений омичей в Первенстве СССР по футболу среди аэропортов всегда были достойными. Вторые места в 1961 и 1962 годах, третье место в 1963 — красноречиво говорят о хорошем подборе игроков и серьезной тренерской работе. А в зональных соревнованиях Западно-Сибирского отделения Аэрофлота омские «летчики» не раз становились победителями.

На фото №3 запечатлен парад участников финала Первенства аэропортов СССР, который проходил в Омске на стадионе «Кировец». Справа стоит команда омичей. В турнире также принимали участие футболисты Москвы, Сухуми, Алма-Аты.

На фото №4 команда Омского аэропорта — победитель Кубка по футболу Западно-Сибирского управления гражданской авиации (ЗСУ ГА). В. Л. Матусевич сидит крайний слева.

Кроме Виктора Леонтьевича в те годы с клубом работали его коллеги-футболисты Владимир Вербицкий и Василий Миньков. Но в 1971 году трагическая смерть оборвала жизнь талантливого организатора и футболиста.

И в 1972 году в тренерский коллектив клуба влился Олег Эдуардович Пенкин, также бывший игрок «Иртыша» и курганского «Зауральца» и действующий игрок «Аэропорта». Вместе с Василием Миньковым они продолжали успешно руководить командой, участвовавшей в Чемпионате города и ведомственных турнирах. В первый же год работы Олега Пенкина на посту тренера был выигран Кубок ЗСУ ГА.

На фото №5 омский «Аэропорт» — победитель ЗСУ ГА 1972 года. Сидит с Кубком в руках О. А. Пенкин — тренер и капитан команды.

В этом же 1972 году закончилась славная история стадиона «Кировец», и матчи стали проводится на вновь построенном «Авиаторе», который расположился рядом с аэровокзалом и взлетным полем. Новый руководитель клуба О. А. Пенкин показал себя как грамотный специалист и дисциплинированный и обязательный человек.

Олег Эдуардович вне поля всегда был облачен в синюю форму служащего гражданской авиации, ко всем обращался на Вы и никогда, что для меня было особо важно, не спорил и не скандалил с футбольными судьями. Однажды, я особенно ярко почувствовал на себе его человеческие качества.

Как-то мне необходимо было добираться в далекий областной поселок Усть-Ишим для судейства игр Первенства области. Назначение получил накануне вечером и времени плыть туда по Иртышу на «Ракете» не было.

С утра мы со вторым судьей Борей Караевым приехали в аэропорт местных линий в надежде на лишний билетик в «воздушное такси» — знаменитый «Кукурузник». Билетов не было! Мы стояли в тихой задумчивости посреди кассового зала.

Неожиданно, сзади подошел человек в синей форме служащего гражданской авиации и поздоровавшись спросил: «Куда летите, Олег Юрьевич?». Я обернулся, это был Олег Эдуардович Пенкин. Я ответил: «По футбольным делам в Усть-Ишим, но почему-то в кассе нет билетов». Нам было дано указание стоять на месте и никуда не двигаться. Поговорив о чем-то с одной из кассирш, Олег Эдуардович сообщил, что за полтора часа до отлета два билета будут лежать в кассе №2. Вот в этом и заключались человеческие качества Олега Пенкина.

До отлета было ещё три с половиной час и мы с Борей успели ещё сгонять в центровой ресторан «Турист» и выкушать там по комплексному обеду с 0,7 литра «Портвейна 777». И в точно назначенное время, по расписанию, мы сидели в комфортабельном «Кукурузнике», плавно набирающем скорость по бетонной взлетной полосе омского аэродрома.

Чуть позже я судил футбольный матч городского Чемпионата между командами «Каучук»–«Аэропорт». Для «Аэропорта» начало было не совсем удачное, он пропустил два гола в свои ворота, и результат грозил стать плачевным для «летчиков». Олег Эдуардович, как обычно в синей форме служащего гражданской авиации, стоял недалеко от бровки. Стоял молча. Где-то в середине матча, когда я пробегал рядом с краем поля, послышался тихий, но четкий голос Пенкина: «Товарищ судья, я Вам билеты больше доставать не буду!» Игра закончилась вничью.

Клуб успешно продолжал выступать до перестроечных времен и, когда задули ветры перемен, клуб стал хозрасчетным, сменил название на «Спартак». В административно-тренерский аппарат пришли новые люди: Евгений Малькович, Виктор Шалаев, Сергей Комиссаров, Павел Феоктистов, Владимир Жигайло, Евгений Имреков, Анатолий Блинов. Продолжал работать и Олег Пенкин. Но это уже совсем другая, современная история команды, основанная на коммерческом руководстве. И об этом как-нибудь в другой раз.

Редкие фотографии мне любезно предоставил Евгений Александрович Малькович. Он же рассказал много интересных фактов о команде «Аэропорт».

Ну, а соединил это все воедино я — Олег Реснянский.

С уважением и любовью к своим читателям.

Читайте сами, рассказывайте другим!

Оригинал во ВКонтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

11.12.2018

Стоит ли учредить в Омской области звание «Почетный предприниматель»?

Уже проголосовало 15 человек

07.12.2018

А вы за создание платных парковок в Омске?

Уже проголосовало 47 человек





Другие новости







Блог-пост

Полина Бажан

— специалист по связям с общественностью

Андрей Коломиец

— журналист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Знаете ли вы Омск — 4?

20 ноября 2018 года народному артисту СССР, уроженцу Омской области Михаилу Александровичу Ульянову исполнился бы 91 год. Сегодняшний тест посвящен биографии нашего выдающегося земляка.

153920 ноября 2018

Знаете ли вы Омск — 3?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. Сегодняшний тест посвящен городской топонимике.

188508 ноября 2018

Знаете ли вы Омск — 2?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. 

196001 ноября 2018

На какую театральную премьеру в Омске вам стоит сходить? (Тест)

Все омские театры открыли театральные сезоны. «ВОмске» предлагает вниманию наших читателей тест, благодаря которому вы сможете разобраться в многообразии премьер и определиться с выбором.

185330 октября 2018

Знаете ли вы Омск?

«ВОмске» запускает серию тестов на знание родного края.

429624 октября 2018

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

…от хозяйки вегетарианского кафе «Говинда», мировоззрение которой за эти годы полностью поменялось.

196730 ноября 2018
Алия Канахина: как задать зрителю ремня

Шик

Алия Канахина: как задать зрителю ремня

Гимнастка, которая выступает в паре со своим супругом, рассказала об их первом свидании, любимом совместном занятии и самом сложном испытании в своей жизни.

 

122729 ноября 2018
Мария Кох-Кукес: леди, которая горит на работе

Шик

Мария Кох-Кукес: леди, которая горит на работе

На ее левой руке спит кот, по правой бредет медведь, однажды на её плечах горели перья, а в руку вошло огненное копьё… Это не сказка, это – жизнь, но жизнь цирковой иллюзионистки.

191028 ноября 2018
Сьюзен Тоньи: «Двадцать лет ела только салат и йогурт!»

Шик

Сьюзен Тоньи: «Двадцать лет ела только салат и йогурт!»

Статная, высокая, с прямой спиной и тонкой талией, супруга Коррадо Тоньи, дрессировщика из легендарной династии, рассказала, как, родившись в Англии, стала «истинной итальянкой» и что за блюда впервые попробовала в Омске.

143527 ноября 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх