Страна нелюбви

Омская Драма первой в России представила спектакль по известной пьесе Артура Шницлера.

569521 февраля 2018
Страна нелюбви

Обкатаю-ка я в соцсетях отзыв на премьеру в Омской Драме.

Говоря в начале текущего театрального сезона о своих творческих планах, главный режиссер Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава отмечал, что несколько отошел в последнее время от актуальной для себя социальной проблематики в сторону так называемых «мужско-женских» пьес. И приводил в пример уже состоявшуюся в прошлом сезоне постановку «Трех товарищей» Ремарка, а также «Далекую страну» Шницлера, над которой тогда начинал работать.

Эта режиссерская рефлексия сегодня представляется обоснованной лишь отчасти. Социальная проблематика присутствует в итоге в обеих работах театра.

1

И в сценической версии ремарковского бестселлера, где последствия Первой мировой войны и постепенная фашизация Германии становятся фоном для разворачивающейся трагической истории любви.

И в первой российской постановке пьесы (премьера состоялась 17-18 февраля) не очень раскрученного в нашей стране австрийского классика. В которой многоэтажные любовные коллизии с участием новой и старой аристократии начала двадцатого столетия иллюстрируют очевидно актуальную для текущего времени социально-нравственную проблему.

А именно потребление, или даже потребительство, достигшее апофеоза и ставшее единственной жизненной философией современного человека.

Его символом станет сначала мелькающий в репликах персонажей, а затем и появляющийся на сцене роскошный красный автомобиль.

Сценография «Далекой страны» (художник- Эмиль Капелюш) отчасти перекликается с организацией пространства в «Трех товарищах», но предметом простой, и в то же время изысканной красоты в ней являются не берлинские крыши и подворотни, а двор перед домом богатого буржуа, горный отель и настоящий теннисный корт.

Впрочем, культ потребления материального вынесен в новом спектакле Драмы спектакле за скобки. Беда, по мысли авторов премьеры, в том, что люди без стыда, опасений за последствия и прочих моральных и психологических тормозов денно и нощно потребляют друг друга. Эмоционально, физически, как угодно. Но без капли настоящего чувства.

Пригород Вены, где происходит действие пьесы, это вообще страна нелюбви. Тот, кто хочет любить здесь искренне - гибнет, как застрелившийся до начала действия русский музыкант-виртуоз Алексей Корсаков и убитый на дуэли кадет Отто фон Айгнер (Николай Сурков). Или калечится, как доктор Мауэр (Иван Курамов).
В этом губительном для всего живого пространстве и развиваются центральные для фабулы пьесы отношения супругов Гофрайтеров, богатого фабриканта Фридриха (Александр Гончарук) и его жены Гении (Марина Бабошина).

Дуэт у актеров, заслуженно активно занятых в текущем репертуаре Драмы вышел на славу. Это такая в духе Ингмара Бергмана конфликтующая, зажившаяся вместе и исчерпавшая потенциал отношений семейная пара. Жанр спектакля не зря определен как «Сцены из супружеской жизни» с отсылкой к фильму шведского киногения.

Оба образа даны актерами в убедительной психологической динамике.
Постепенно раскрывается и Гения – женщина сильная и открытая, разочарованная распавшимся взаимопониманием с мужем, но готовая лишь на не мешающий течению жизни акт потребления, то есть на измену, а не любовь, почему она и отказывается уйти с Корсаковым или Отто, хотя и допускает вариант интрижки с каждым из них.

И Фридрих, одновременно и расчетливый делец, и веселый циник, и прожигатель жизни, алчущий эмоциональных встрясок, но в то же время избегающий любого внутреннего дискомфорта.

От того-то он сначала приветствует адюльтер жены, который освобождает его, развратника со стажем, от постоянного чувств вины перед ней. А потом убивает соперника на дуэли, поскольку репутация рогоносца — все-таки тоже штука малоприятная.

Думается, что для Александра Гончарука, в чьем репертуаре в последнее время преобладали характерные герои, новая роль стала хорошей дополнительной возможностью для реализации психологической стороны своего дарования. Демонстрации его, безусловно, широкого актерского диапазона.

Ансамбль исполнителей в «Далекой стране», вообще, бесспорно, сложился.

Убедительна юная, но уже испорченная кокетка Эрна Вааль (Мария Токарева), типаж актуальный и для времен австро-венгерской империи и для поколения «Дома-2».

Трогательны своей тузенбаховской обреченностью, хотя в пределах текста погибнет только один, уже упомянутые доктор Мауэр и Отто фон Айгнер.

Пронзительна мать последнего, актриса Анна Майнхольд (Марина Кройтор), еще не знающая, что потеряла сына, но предчувствующая беду.

Выразительна в чем-то зеркальная по отношению к Гофрайтерам, а в чем-то сугубо по-своему несчастливая семья банкира Наттера (Владислав Пузырников) и его жены Адель (Екатерина Потапова).
Спектакль вообще производит впечатление вещи очень выверенной, сделанной скрупулезно, с разумным множеством режиссерских придумок, работающих на основную мысль.

К числу же его немногочисленных минусов стоит отнести лишь некоторую риторичность первого действия, что скорее является качеством драматургического материала, притом, что текст пьесы Шницлера, Георгий Цхвирава прилично сократил, а диалогам придал уверенный ритм, сродни ритму теннисных матчей.

И еще несколько нарочитый морализм концовки, в которой прибывший с учебы в Англии сын Гофрайтеров Перси не узнает отца, только-только вроде бы удачно развязавшего узел семейных и околосемейных проблем, а вместе с ними разрубившего и все грозящие переживаниями эмоциональные связи. Тем самым вызывая у последнего приступ немого отчаяния.

К вышеизложенному стоит, пожалуй, добавить, что новая постановка Омской Драмы, по исключительно субъективному ощущению, при всей рациональности ее идеи будет больше востребованной со стороны прекрасной половины зрительской аудитории.

Не потому, что она обладает качествами, приписываемым женской литературе, кино и так далее. А от того, что женщины в принципе более чутки к вопросам любви и нелюбви.

Оригинал в Фейсбуке.

Автор:Алексей Никишин

Фото:пресс-служба Омского драмтеатра, Андрей Кудрявцев, Владимир Щелкунов

Теги:театрдрамтеатррецензия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2018

Подходит ли Вижевитова на должность омбудсмена?

Уже проголосовало 28 человек

13.06.2018

Имеют ли право учителя подрабатывать моделями?

Уже проголосовало 145 человек



Другие новости







Блог-пост

Сергей Демченков

— Филолог

Галина Татаринова

— публицист

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Дмитрий Вирже – Виктору Скуратову: «Недеяние – высшая форма деятельности»

В «Интервью по цепочке» художник, основатель галереи «Левая нога» рассказывает предпринимателю-кофеману, почему художественное образование – зло, зарабатывать искусством – преступно и как госзаказ может стать гумусом для творчества.

2449115 июня 2018

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Лев Янеев

Здоровье

Мыслящие здраво. Лев Янеев

Семь весомых шагов на большую высоту: история 48-летнего омского банкира, который постройнел ради того, чтобы прыгнуть с парашютом – и не только. (ВИДЕО)

1075119 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

...или публичный дар «близкому по крови незнакомцу» от завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ. 

222406 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

…или несколько советов вчерашнему школьнику от будущего сексолога, руководителя «Клиники для Двоих».

1644131 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

...из 2018 года от известной журналистки, красавицы, умницы и опытной кошелки. 

3193223 мая 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх