Страна нелюбви

Омская Драма первой в России представила спектакль по известной пьесе Артура Шницлера.

1516521 февраля 2018
Страна нелюбви

Обкатаю-ка я в соцсетях отзыв на премьеру в Омской Драме.

Говоря в начале текущего театрального сезона о своих творческих планах, главный режиссер Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава отмечал, что несколько отошел в последнее время от актуальной для себя социальной проблематики в сторону так называемых «мужско-женских» пьес. И приводил в пример уже состоявшуюся в прошлом сезоне постановку «Трех товарищей» Ремарка, а также «Далекую страну» Шницлера, над которой тогда начинал работать.

Эта режиссерская рефлексия сегодня представляется обоснованной лишь отчасти. Социальная проблематика присутствует в итоге в обеих работах театра.

1

И в сценической версии ремарковского бестселлера, где последствия Первой мировой войны и постепенная фашизация Германии становятся фоном для разворачивающейся трагической истории любви.

И в первой российской постановке пьесы (премьера состоялась 17-18 февраля) не очень раскрученного в нашей стране австрийского классика. В которой многоэтажные любовные коллизии с участием новой и старой аристократии начала двадцатого столетия иллюстрируют очевидно актуальную для текущего времени социально-нравственную проблему.

А именно потребление, или даже потребительство, достигшее апофеоза и ставшее единственной жизненной философией современного человека.

Его символом станет сначала мелькающий в репликах персонажей, а затем и появляющийся на сцене роскошный красный автомобиль.

Сценография «Далекой страны» (художник- Эмиль Капелюш) отчасти перекликается с организацией пространства в «Трех товарищах», но предметом простой, и в то же время изысканной красоты в ней являются не берлинские крыши и подворотни, а двор перед домом богатого буржуа, горный отель и настоящий теннисный корт.

Впрочем, культ потребления материального вынесен в новом спектакле Драмы спектакле за скобки. Беда, по мысли авторов премьеры, в том, что люди без стыда, опасений за последствия и прочих моральных и психологических тормозов денно и нощно потребляют друг друга. Эмоционально, физически, как угодно. Но без капли настоящего чувства.

Пригород Вены, где происходит действие пьесы, это вообще страна нелюбви. Тот, кто хочет любить здесь искренне - гибнет, как застрелившийся до начала действия русский музыкант-виртуоз Алексей Корсаков и убитый на дуэли кадет Отто фон Айгнер (Николай Сурков). Или калечится, как доктор Мауэр (Иван Курамов).
В этом губительном для всего живого пространстве и развиваются центральные для фабулы пьесы отношения супругов Гофрайтеров, богатого фабриканта Фридриха (Александр Гончарук) и его жены Гении (Марина Бабошина).

Дуэт у актеров, заслуженно активно занятых в текущем репертуаре Драмы вышел на славу. Это такая в духе Ингмара Бергмана конфликтующая, зажившаяся вместе и исчерпавшая потенциал отношений семейная пара. Жанр спектакля не зря определен как «Сцены из супружеской жизни» с отсылкой к фильму шведского киногения.

Оба образа даны актерами в убедительной психологической динамике.
Постепенно раскрывается и Гения – женщина сильная и открытая, разочарованная распавшимся взаимопониманием с мужем, но готовая лишь на не мешающий течению жизни акт потребления, то есть на измену, а не любовь, почему она и отказывается уйти с Корсаковым или Отто, хотя и допускает вариант интрижки с каждым из них.

И Фридрих, одновременно и расчетливый делец, и веселый циник, и прожигатель жизни, алчущий эмоциональных встрясок, но в то же время избегающий любого внутреннего дискомфорта.

От того-то он сначала приветствует адюльтер жены, который освобождает его, развратника со стажем, от постоянного чувств вины перед ней. А потом убивает соперника на дуэли, поскольку репутация рогоносца — все-таки тоже штука малоприятная.

Думается, что для Александра Гончарука, в чьем репертуаре в последнее время преобладали характерные герои, новая роль стала хорошей дополнительной возможностью для реализации психологической стороны своего дарования. Демонстрации его, безусловно, широкого актерского диапазона.

Ансамбль исполнителей в «Далекой стране», вообще, бесспорно, сложился.

Убедительна юная, но уже испорченная кокетка Эрна Вааль (Мария Токарева), типаж актуальный и для времен австро-венгерской империи и для поколения «Дома-2».

Трогательны своей тузенбаховской обреченностью, хотя в пределах текста погибнет только один, уже упомянутые доктор Мауэр и Отто фон Айгнер.

Пронзительна мать последнего, актриса Анна Майнхольд (Марина Кройтор), еще не знающая, что потеряла сына, но предчувствующая беду.

Выразительна в чем-то зеркальная по отношению к Гофрайтерам, а в чем-то сугубо по-своему несчастливая семья банкира Наттера (Владислав Пузырников) и его жены Адель (Екатерина Потапова).
Спектакль вообще производит впечатление вещи очень выверенной, сделанной скрупулезно, с разумным множеством режиссерских придумок, работающих на основную мысль.

К числу же его немногочисленных минусов стоит отнести лишь некоторую риторичность первого действия, что скорее является качеством драматургического материала, притом, что текст пьесы Шницлера, Георгий Цхвирава прилично сократил, а диалогам придал уверенный ритм, сродни ритму теннисных матчей.

И еще несколько нарочитый морализм концовки, в которой прибывший с учебы в Англии сын Гофрайтеров Перси не узнает отца, только-только вроде бы удачно развязавшего узел семейных и околосемейных проблем, а вместе с ними разрубившего и все грозящие переживаниями эмоциональные связи. Тем самым вызывая у последнего приступ немого отчаяния.

К вышеизложенному стоит, пожалуй, добавить, что новая постановка Омской Драмы, по исключительно субъективному ощущению, при всей рациональности ее идеи будет больше востребованной со стороны прекрасной половины зрительской аудитории.

Не потому, что она обладает качествами, приписываемым женской литературе, кино и так далее. А от того, что женщины в принципе более чутки к вопросам любви и нелюбви.

Оригинал в Фейсбуке.

Автор:Алексей Никишин

Фото:пресс-служба Омского драмтеатра, Андрей Кудрявцев, Владимир Щелкунов

Теги:театрдрамтеатррецензия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

100919 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

332401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

335401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6766101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх