Билет в цирк как тест на снобизм

Всех причастных – с Международным днем цирка!

2844221 апреля 2018
Билет в цирк как тест на снобизм

Международный день цирка — праздник достаточно молодой, восьмилетний. Родом он из Монако: идея отмечать этот праздник принадлежит принцессе Стефании, сестре принца Альбера. Жители Монако вообще отличаются любовью к цирку: проводят ежегодные фестивали и с особым пиететом относятся к цирковым артистам.

Больше всех обрадовались новому празднику сами цирковые артисты. В 2010 году они впервые отметили профессиональный день на международном уровне. С тех пор каждую третью субботу апреля все мы отмечаем Всемирный день цирка. Постепенно он набирает популярность в России, его празднуют в Москве и Санкт-Петербурге.

Для меня сам цирк — праздник. Но и профессиональный праздник необходим нам — хотя бы для того, на мой взгляд, чтобы обратить внимание нашего государства на цирк. Не в почете он у нас! Чиновники высокого ранга порой даже забывают упомянуть о нем, докладывая «в верхах» о театрах, музеях, филармониях, библиотеках. Отношение — как к чему-то третьесортному. Цирк для государства сегодня — как чемодан без ручки: и нести трудно, и выбросить жалко, в общем, вроде он есть, но для чего существует, непонятно.

1

Это очень обидно. Хотелось бы, чтобы люди наверху определились со своей позицией: цирк для них — это искусство или зрелище? Отнестись к нему как к искусству такого же уровня, что и театральное — или как к эстраде, которую в свое время «отпустили восвояси», в «свободное плавание», и получили то, что получили? Выйдя из-под государственной опеки, эстрада в итоге опустилась до уровня «поющих трусов». Шоу «Голос» — лишнее доказательство того, что композитор измельчал, петь нечего — вот и исполняют молодые солисты композиции тех времен, когда эстрадную «повестку» формировало государство.

Цирк — это искусство, я в этом убеждена. «Это лучшее место на земле», — говорил Станиславский о цирке, а писатель Франсуа Мориак называл его последним прибежищем чистого искусства. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова уважает и чтит цирк: «Это великолепно! Хожу обязательно!» — не раз признавалась она.

Итак, если цирк для государства — всё же искусство, к нему и относиться нужно соответствующим образом: оказывать грантовую и финансовую поддержку в создании номеров, аттракционов. Ведь выделяют средства на создание фильмов, проведение фестивалей.

Цирк — это трюк плюс его оболочка, которая позволяет донести до зрителей идею через образ. В стране есть прекрасные режиссеры, многие прошли школу Цирка дю Солей, сильную в том, что касается театрализации. Если обеспечить им достойный уровень оплаты труда, цирк будет держать высокий уровень.

Зародившийся некогда в Риме как место для конных скачек, цирк чрезвычайно изменился, особенно за последние годы. Он становится более зрелищным. В него пришла музыка, театр, танец, балет — и цирк ушел от исключительной демонстрации человеческих возможностей к созданию образов. Он должен продолжать идти по этому пути, и должен соответствовать уровню искусства, а не уровню зрелища. Время родило великих продюсеров, таких как Гия Эрадзе, есть шоу уровня Лас-Вегаса. Но таких мало…

Государство поддерживает кинематограф и театр. Мы ведь не останавливаемся только на антрепризном театре: да, есть легкие варианты, но должен быть «фундамент». Я за то, чтобы цирк был государственным и имел достойную поддержку. В конце концов, из всех культурных сфер России именно у цирка самый большой имущественный комплекс — 40 с лишним зданий в разных уголках страны. В цирке есть свои тарковские, рязановы и хичкоки. Есть ремесленники и гении, есть мастера трудолюбия и истинные таланты. Чтобы выделить гения, вокруг должно быть много людей и возможностей.

Международный день цирка — это возможность нас, людей, неравнодушных к цирку, напомнить о себе, сказать о проблемах, обратить на себя внимание тех, от кого мы зависим, убедить их в том, что цирковое представление — не третьесортное зрелище.

Омск — уникальный город. Всего лишь шесть стационарных цирков отремонтировано в стране, и наш — один из них. К тому же сегодня наш, омский, цирк, на полной самоокупаемости. Не думаю, что таких в стране много. В нашем цирке за последний месяц представления посетили 30 тысяч человек, но это малая толика того, что могло бы быть возможно при государственной поддержке. Ведь будет поддержка — будут дешевле билеты. Будет меняться и отношение зрителя. Ведь многие не любят цирк потому что… не знают его. Начиная с 90-х, мы в России, к сожалению, потеряли своего зрителя «благодаря» состоянию зданий, дешевым костюмам и многому другому. Одни стали относиться плохо, другие решили, что это не для них — при этом так ни разу и не сходив на цирковое представление за десятки лет. Морщат носы: мол, дети выросли, а нам там делать нечего! Человек, безусловно, имеет право на свое мнение, но не имеет права судить, пока не побывал на представлении и не увидел артистов своими глазами.

Было время, когда я не любила цирк. Это были 90-е годы, когда в фойе Омского цирка была ярмарка мебели, на артистках были зашитые колготки, а животные поражали своей неухоженность и худобой. Люди, которые работают в цирке, обижаются на фразу «в цирке воняет»: в цирке не воняет, а пахнет. Но когда экономят на опилках, плохо ухаживают за животными, появляется тот самый запах, который отталкивает многих. Дешевый грим, дешевые костюмы, плохой свет и цвет — это то, что мешает по-настоящему раскрыть и увидеть трюк. Бывают и перекосы — когда за хорошими костюмами, красивой внешностью артиста скрывается отсутствие мастерства, красоты и сложности трюка. Поэтому я за синтез: сложного и красивого трюка и его умелой, с использованием современных специальных эффектов, подачи. Такой цирк я обожаю!

«Цирк какой-то!» — часто слышу я в разных контекстах. И в самом этом выражении сквозит ирония и пренебрежение. Откуда оно? Так можно говорить лишь на автомате, не задумываясь о том, что цирк — это безграничные возможности человеческого тела, место силы, смелости, упорства, трудолюбия, взаимной поддержки, где от рук ловитора зависит жизнь вольтижера. Взаимовыручка, поддержка, организованность, трудолюбие цирковых артистов восхищают. Это огромный многолетний труд, связанный с постоянным риском. И всё — для того, чтобы хоть на миг зритель испытал сильную эмоцию, адреналин, страх за чужую жизнь, сопереживание, сочувствие.

Цирк — это возможность воспитать детей. Здесь можно учить детей переживать и сопереживать, ведь человек под куполом рискует своей жизнью, чтобы ты испытал эмоции. А ты в ответ помогаешь ему своими. Цирковой трюк — тренажер для детской и взрослой души. Люди уходят из цирка с другими лицами... Ради метаморфозы, ради того, чтобы мышцы лиц наших земляков расслабились и они наконец улыбнулись, почувствовав сопричастность к великому и большому — вот ради этого мы все и работаем. Сегодня на каждом представлении от кого-нибудь да слышу: «Первый раз в цирке!» Это вселяет надежду, радует, вдохновляет.

Цирк остался «бродячим» в самом лучшем смысле: у нас постоянно на гастролях удивительные и яркие артисты. Это представители знаменитых династий: Запашные, Корниловы, Филатовы, и многие-многие другие…. Омский манеж помнит лучших: и Румянцева-Карандаша, и Юрия Никулина — и традиция представлять публике лучшее продолжается. В цирке нет понятия провинциальности и столичности: в Москве «бродят» те же, кто и в Омске. К нам едут артисты цирка на Цветном бульваре, братья Запашные выступают в Твери, цирк интернационален, демократичен и понятен всем. Им можно восхищаться в любом статусе, ранге, возрасте, с любой культурологической подготовкой, зная четыре языка или четыре буквы. Это искусство, которое объединяет семью, повод наполнить душу впечатлениями, обсудить их, поговорить. Единственный серьезный конкурент цирка, на мой взгляд — интернет, который стирает грань между реальным и виртуальным. Нужно вытащить ребенка из компьютерной игры, взять его за руку и привести в цирк, рассказать и показать, в чем сила и красота человека, артиста.

Последняя программа доказала — омский зритель искушенный, разбалованный, при этом по-сибирски серьезный, немного недоверчивый. Долго присматривается: «Ну покажите, что можете!» Если увидит фальшь, встанет и уйдет, оставив шлейф недовольства и вялых аплодисментов. Не обманешь! Но когда видит что-то стоящее, он бесконечно благодарен. Когда артист отдает всего себя, он получает в ответ бесконечное тепло, сменяющее легкую холодность сибирского характера.

Кстати, в цирке не принято говорить — «выступают». Цирковые артисты на это очень обижаются: в этом слышат они ту самую потенциальную фальшь, которой сами боятся как огня. Они не «выступают» — они работают. Ведь в цирке невозможно сделать дубль, вырезать, скадрировать, переснять… Всё и всегда как в первый раз.

Поздравляю всех артистов, кто когда-либо работал в Омском цирке, на его манеже и за кулисами, тех, кто будет работать, а также свой любимый коллектив, с международным Днем цирка! По-прежнему благодарна судьбе за то, что свела меня с цирком. Признаюсь: однажды, в ту пору, когда мой рабочий день по долгу службы проходил за походами в суды и прокуратуру, я позавидовала продавцу в цветочном магазине. Смотрела на ту девушку и думала: «Бывает же такая работа, когда ведь день проводишь среди красоты, радости и благодарных улыбок». А теперь я сама часть того мира, где несмотря на трудности и сложности, мы — «продавцы» хорошего настроения, эмоций и моментов счастья!

Автор:Елена Агафонова

Фото:из архива автора

Теги:циркпраздник


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

100219 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

331701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

334701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6761101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх