Почему Ткачук и Шлеменко не попали в депутаты?

Надо уже сейчас вспомнить, что Новый год – на носу, а после него до самых выборов договориться о чем-нибудь с Дедом Морозом вряд ли получится.

50492323 ноября 2016
Почему Ткачук и Шлеменко не попали в депутаты?

В 2017 году Омск ожидает очередной виток массового осеннего обострения под названием «выборы депутатов в Омский городской Совет… какого-то там созыва». В этой связи хочется поговорить о такой разновидности политических деятелей, как «самовыдвиженцы».

Кто это такие? Это люди, у которых есть амбиции, но нет желания (или возможности) договариваться с любой из парламентских партий.

1

И вот, чтобы таких зайчиков (далее – «самодвигов») не было по сто человек на округ, государство придумало для них «фильтр» – требование принести подписи избирателей в количестве около 3% от числа всех голосующих. На выборах в Заксобрание число избирателей на каждом округе было около 75 тысяч. То есть «самодвигам» необходимо было собрать примерно 2250 подписей (да не каких попало граждан, а жителей именно этого округа). Это много.

В избирательную комиссию подали заявки около 200 кандидатов. Собрали подписи лишь пять. Из этих пяти двое (Валерий Кокорин и Хабулда Шушубаев) взяли заветные мандаты. И не стоит думать, что это была для них легкая прогулка.

Кто не смог собрать подписи?

Мимо выборов «пролетел» весь «Оплот», кроме тех из его членов, кто прошел по праймериз ЕР. «Пролетели» все – от Андрея Ткачука до Юрия Жицкого. А Ткачук, на секундочку, – один из самых раскрученных омских политтехнологов, имел в своем распоряжении целый информационный холдинг – сайт «Суперомск», «Домашнюю газету», телеканал (пусть и кабельный). Ну, и саму организацию – «Оплот», который одно время был со своими пикетами и наружкой на каждом углу.

Не собрал подписи и победитель праймериз по избирательному округу №5 Владимир Гуселетов, хотя имел в своем активе раскрученную управляющую компанию (а значит – активных сторонников в лице старших по домам), причем работает УК Гуселетова именно на пятом округе. Да и с другими ресурсами у него тоже было вроде все в порядке.

Не собрал подписи и экс-чемпион мира по версии Bellator ММА, действующий боец и тренер Александр Шлеменко.

Про прочих просто богатых и амбициозных кандидатов и говорить не стоит.

Можно, конечно, сказать, что избиркомы не пропускали «ненужных» людей, драконовски бракуя подписи. Ну, а как же тогда прошел Степан Ермола, которому власти тоже были не очень-то рады? Да и Шушубаев с его судами и уголовными делами в новом составе Заксобрания – не самый лучший вариант для имиджа региона. Значит, дело не только в излишне лютости избирательной комиссии, но и в объективных причинах. В каких?

Причина первая. До нынешнего года последний раз подписи собирали аж в 2012-м, перед выборами мэра. Да и то, если помните, дело закончилось эпичным позором для столичных гостей. А за четыре года народ отвык и от «сборщиков», и от того, что такое вообще бывает. Сейчас, конечно, вспомнили, но далеко не все.

Причина вторая. Поскольку число мошенничеств с паспортными данными возросло в разы, народ боится давать их кому бы то ни было. И кандидаты от парламентских партий этим хорошо пользуются. На втором округе из-за недобора подписей «вылетели» из гонки два не самых слабых кандидата – Юрий Жицкий и Александр Шлеменко. Когда начался сбор подписей, на подъездах вдруг появились объявления о том, что, дескать, в Омске орудуют мошенники, которые, заимев ваш номер паспорта и адрес по прописке, разденут вас догола и пустят по миру. Кто их расклеивал? А тот, кому сыграло на руку. И Шлеменко, и Жицкий рассчитывали на мало политизированный, но патриотически настроенный и верящий в Путина электорат и, естественно, оказались на «поляне» «Единой России». Но, как говорится, не смогли…

Причина третья, относящаяся не к электоральным предпочтениям, а к организации избирательной кампании. А кто, собственно, будет собирать подписи? Кто будет ходить по квартирам и до мозолей на языке уговаривать бабушек, что вот этот конкретный политик достоин поучаствовать в выборах, а показать паспорт – это совсем не страшно и не больно. Сколько нужно народу, чтобы уговорить две с лишним тысячи избирателей? Реально организации есть только у парламентских партий, да и то не у всех. «Самодвиги» нанимают «пехоту». А где ее взять? Раньше считалось, что студенты просто мечтают поработать «на избирательной». Но, как бы это ни было странно, студенты сегодня НЕ голодны. С уменьшением количества бюджетных мест в вузах падает число студентов, которых можно заинтересовать случайным заработком. Так что думать, мол, мы сейчас свистнем, и прибежит 100500 студентов, которые принесут нам много-много подписей и возьмут за это мало-мало денег, - абсолютная глупость. Нету этих студентов. А профессиональный интервьюер, способный уговорить запуганную мошенниками бабушку, стоит хороших денег и за каждым углом не растет.

Причина четвертая, и, наверное, самая главная. За политика подпишутся, только если знают его. Ни «что-то там слышали по ящику», а конкретно знают, знают по его делам, по работе на округе. Может быть – даже в лицо. Как показала практика электорального отторжения популистских инициатив, память у избирателя, как у аквариумной рыбки: отвернулась и забыла. И за старые заслуги вам точно не воздастся, если вы, конечно, не «подогреваете» регулярно память о себе, как это делал Кокорин. Конечно, Кокорин – человек непростой, но каждый, ставивший за него подпись как за «самодвига», ассоциировал его фамилию с конкретными детскими и спортивными площадками, культурными акциями и так далее.

Из всего, что написано, можно сделать один простой вывод: сумели хоть чего-то добиться без поддержки парламентских партий только те «самодвиги», которые начали обхаживать свой потенциальный электорат за 9 месяцев до выборов, а то и раньше. Потому что до момента регистрации ни о каком «подкупе избирателя» речи не идет. Когда Кокорин дарил какому-нибудь КТОСу детскую площадку, он делал это как депутат Горсовета, а об амбициях по поводу Законодательного собрания можно было только гадать. К тому же 8 Марта и Новый год – праздники, на которые принято дарить подарки – бывают только раз в год. И намного раньше, чем официально начинается избирательная кампания.

Мало того. К моменту начала сбора подписей у «самодвига» должна быть своя адресная база со списком тех избирателей, с которыми он уже успел пообщаться, которые знаю его лично. Списки людей, которые, когда к ним придут сборщики подписей, искренне скажут: «Да, я знаю господина НН, хороший человек, я ему верю». И в этом списке должно быть раза в два больше фамилий, чем нужно подписей – на случай ошибок, отпусков и прочих непредвиденных обстоятельств.

В общем, у «самодвигов» самые дорогие по затратам и самые рискованные избирательные кампании. Их могут попытаться снять уже после регистрации – если вскроются факты фальсификации подписей, как было с Кокориным. Их могут «слить» на сборе подписей, «заслав» в его команду «казачков», которые будут намеренно делать ошибки в подписных листах. Противники могут запугать народ мошенниками или придумать еще множество других методов, сводящих на нет все предыдущие усилия.

Как результат: на выборах а Законодательное Собрание из всех заявившихся «самодвигов» получил мандаты лишь 1 (один!) процент. Так работает система, которая страшно не любит всякую «несистемную» активность. Ну, или «самодвигу» нужно быть на голову выше и сильнее и, главное, известнее на своем округе, чем любой партийный кандидат.

В общем, надо уже сейчас вспомнить, что Новый год – на носу, а после него до самых выборов договориться о чем-нибудь с Дедом Морозом вряд ли получится.

Автор:Владимир Лифантьев

Фото:редактированное фото с otvprim.ru

Теги:выборыдепутаты


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

95519 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

327501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

329901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6723101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх