«В харизме надо родиться»

Вспоминая Виктора Худякова — легендарного декана истфака ОмГПУ.

3806126 февраля 2019
«В харизме надо родиться»

Эту небольшую заметку-воспоминание я написал полтора года назад, накануне 75-летия со дня рождения выдающегося историка, педагога, общественного деятеля, многолетнего декана факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета Виктора Худякова. До своего юбилея он не дожил шесть с половиной месяцев. В первый, после ухода Виктора Николаевича, год прокатилась мощная волна мемориальных мероприятий, и этот текст осенью 2017 года также был опубликован в одном из местных печатных изданий. К сожалению, редакторская рука тогда вычеркнула несколько наиболее личных и потому, как мне видится, наиболее важных абзацев. Что поделать? Жесткие рамки газетной полосы диктуют свои требования, приходится идти на компромисс. Поэтому мне кажется, что нет ничего предосудительного в том, что сегодня, в день, когда исполняется ровно два года с момента, как Учителя нет с нами, эта статья вновь будет опубликована. В первозданном (с небольшими поправками на день сегодняшний) виде и под первоначальным заголовком.

«Я простой парень с Торговой улицы», — любил повторять о себе Виктор Николаевич Худяков. Он родился 14 сентября 1942 года в Омске. Улица Торговая в Старом Кировске и в наши дни не центр, а в 40-е ХХ столетия — даже не окраина, фактически другой город, куда добраться из Омска можно было разве что с помощью паромной переправы. Там-то и прошло детство будущего доктора исторических наук, профессора, блистательного лектора и эрудита.

1

В 17 лет тогда еще просто Витя Худяков стал победителем всесоюзной олимпиады по физике, и вне конкурса мог поступить в любой технический вуз страны. Но будущий декан факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета уже точно знал, что его жизнь будет связана с исторической наукой. Он подал документы на факультет, называвшийся в то время историко-филологическим и, разумеется, поступил.

Дальше все развивалось стремительно. Учеба, написание диплома под научным руководством легендарного Ивана Никифоровича Новикова — портрет учителя всегда висел в кабинете декана Худякова на видном месте, великолепная защита, окончание вуза с отличием, работа ассистентом на кафедре истории СССР, написание кандидатской. В 29 лет Виктор Худяков уже самый молодой декан исторического факультета пединститута. В 1973 году он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Разложение крестьянства Тобольской губернии во второй половине XIX века», в 1988-м — докторскую «Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период». В 1989 году Виктору Худякову присвоено ученое звание профессора.

Будучи уже заслуженным работником высшей школы РФ, председателем общественной организации «Центр русской культуры» Виктор Николаевич не стал «монументом». Он был также энергичен и напорист, как в молодости, оставался контактен и непосредственен, не растерял ни грамма своего обаяния. Талантливый человек талантлив во всем — это про профессора Худякова. Высокий общественный статус, многочисленные звания, должности декана, председателя диссертационного совета и руководителя разных комиссий по защите студенческих дипломов не затянули и не утопили его дар в бюрократическом болоте. Став талантливым администратором и хозяйственником, он остался талантливым ученым, талантливым педагогом, сохранил свой самый главный талант — талант общения с людьми. К нему прислушивались коллеги, обожали студенты. На его днях рождения всегда не хватало места, чтобы рассадить всех друзей-приятелей. Стоит ли говорить о том, что Виктор Николаевич пользовался бешеным успехом у женщин, сумев при этом в любви и согласии прожить более полувека с одной единственной. Это на первый взгляд казалось парадоксальным: ростом невысок, очки, волос на голове — по минимуму с ранней молодости («Когда вы разговариваете между собой, мне кажется, вы обсуждаете мою прическу…»). Действительно, как говорил незабвенный мастер русской словесности Виктор Черномырдин, в харизме надо родиться.

Среди учеников Виктора Николаевича — не только учителя истории и вузовские преподаватели, не только музейные и архивные работники. Это политики, депутаты, предприниматели, телеведущие, журналисты и издатели. Их у профессора Худякова было столько, что и не счесть. А он помнил каждого: имя, фамилию, год поступления, год окончания. Вот такая феноменальная память.

В своем деле Виктор Худяков был профессионалом экстра-класса. Довелось однажды услышать интересную историю о том, как в годы перестройки он поехал в соседний город в качестве председателя государственной аттестационной комиссии. На защитах всегда сложно уложиться, в пусть и обозначаемый из года в год стандартами, регламент. А тут вторая половина 1980-х: бурные дискуссии о том, как же правильно «делать перестройку». Комиссия под руководством Виктора Худякова управилась в положенное время. Ему было достаточно трех страниц диплома, достаточно было услышать от студента пару фраз, чтобы безошибочно определить ориентируется будущий историк в теме или «плавает».

Автору этих строк, прошедшему через две дипломные защиты у Виктора Николаевича, данный феномен тоже не мог не запомниться. Идут защиты, студенты волнуются. Десять минут на представление дипломной работы. А Худяков неторопливо ходит по кабинету, то перекинется с кем-нибудь парой слов, то ответит на звонок «мобильника», ну и малость полистает рукопись. Со стороны это выглядело странно. Казалось, что текст он едва глянул, докладчика совсем не слушает. Но вот время для вопросов членов комиссии. Дальше самое интересное: слово берет председатель. В двух-трех «худяковских» резюме вся суть: сильные стороны работы, слабые, дискуссионные моменты. Далее вопросы. И тут понимаешь, что общими фразами ты не отвертишься: нужно думать. Большинство студентов уже до защиты были напуганы байками о «жестком» Худякове. Боялись, конечно же, зря. При всей внешней строгости и непроницаемости, Виктор Николаевич никогда не ругал просто так. К тому же всегда скупо, но ободряюще хвалил студента. Он лучше других понимал, как важна в такой момент любая незначительная похвала, каждое доброе слово. Но главное, что замечания никогда не делались «для галочки» или от плохого настроения профессора. Наоборот, они были четкими, лаконичными, блестяще сформулированными, справедливыми и потому особо ценными.

2

Будучи специалистом по аграрной истории России, Виктор Худяков вовсе не ограничивал круг своих жизненных интересов лишь исторической наукой. Казалось, что он помнит все события, факты, всех исторических персонажей, и при этом у него всегда была в запасе какая-нибудь пословица, поговорка, цитата из классики, хохма или советский анекдот. Как рассказывают коллеги, Худяков знал наизусть сотни стихов. И не только русскую поэзию, но и французскую, и другие.

Нельзя умолчать о том, что Виктор Худяков на протяжении всей жизни имел принципиальную гражданскую позицию. Несмотря на природную гибкость и коммуникабельность, перемены, произошедшие в стране после 1991 года, он не принял. Ему больно было смотреть, как десятилетиями искусственно разрушалось сначала школьное образование, затем вузовское. Привыкший жить любимой профессией, относившийся к университету как к храму, он морщился от всех этих «образовательных услуг», «оптимизаций», «новых стандартов»… Вопреки всему, до конца отстаивал свои жизненные ценности, где не было месту болтологии про «эффективный образовательный менеджмент», а была четкая установка «истфак – это дом, коллектив — это семья».

Виктор Николаевич Худяков всегда тянулся к чему-то новому. На 8-м десятке освоил социальные сети. Забавно сейчас вспоминать эпизод, когда однажды, не зная о том, что мы знакомы с профессором, меня захотели ему представить с перечислением немногочисленных заслуг, а в ответ прозвучала фраза: «Да будто я его не знаю! Мы с ним в «Фейсбуке» давно друзья!». В этом был Худяков. Казалось, что таким он и будет всегда.

А потом Виктор Николаевич заболел. Неожиданно и тяжело. Летом 2016 года, в самый разгар подготовки празднования 80-летия исторического факультета ОмГПУ. Тогда коллеги и ученики собрались, организовали и провели замечательный праздник в Концертном зале. Декан Худяков после сложной операции, курса лечения, проходившего в Москве, вернулся в Омск. Раз шесть-семь он поднимался на сцену, выступал, закончив свою речь, как обычно коронной фразой: «Ни пуха вам, ни пера!». Желающих поговорить с Учителем, сфотографироваться, постоять рядом было очень много. Тогда удалось пожать Виктору Николаевичу руку и поздравить с юбилеем факультета. Хотя казалось, что совсем недавно в коридоре корпуса на Партизанской, 4а, мы говорили о планах, обсуждали будущую защиту, публикации, беседовали о краеведческой книжке, над которой я работал в составе коллектива авторов, а профессор Худяков писал к рукописи предисловие.

Когда в первый день весны 2017 года мы простились с Виктором Худяковым навсегда, многие его воспитанники, которые сами уже стали кандидатами и докторами наук, за поминальным столом говорили: закончилась эпоха в жизни истфака «омского педагогического». Однако, излишнего пафоса не было. Вспоминали фирменные «худяковские» розыгрыши и «приколы», его неповторимое чувство юмора, отмечали незлобную профессорскую самоиронию («Фамилия моя Худяков. Видимо от того, что слишком «худой»), несмотря на которую, он никому (даже любимой внучке) не разрешал называть себя «дедушкой». Только «дед»! Так издревле на Руси принято было называть самого уважаемого человека. Того кто был главой семьи, защитником, опорой. Именно таким человеком для нескольких поколений омских историков и педагогов был Виктор Худяков.

Конец зимы 2019 года. Коллеги и ученики с истфака Омского педуниверситета открыли в память об Учителе именную аудиторию в родном корпусе на Партизанской улице. В этой аудитории мы с соратниками историками-краеведами презентовали ту самую книгу, послесловие к рукописи которой написал Виктор Худяков. Лучшие студенты исторического факультета ОмГПУ теперь ежегодно получают награду — премию имени В. Н. Худякова. Снят документальный фильм. Работает объединенный диссертационный совет, бессменным председателем которого был профессор Худяков. Защиты диссертаций ныне проходят в аудитории его имени, а сам Виктор Николаевич смотрит на нас с портрета своим «худяковским» мудрым, добрым, с хитринкой взглядом.

Два года назад кто-то сказал, что Виктора Николаевича Худякова будет очень не хватать. Не хватать его острых и умных выступлений, его жизнелюбия, умения легко решать сложнейшие вопросы, просто его улыбки и рукопожатия при встрече на лестнице. Время идет, а эти слова все равно продолжают звучать также проникновенно. И ведь далеко не про каждого человека можно так сказать. Все-таки и вправду «в харизме надо родиться».

3

Первая публикация в газете «Красный путь».

Автор:Сергей Наумов

Фото:из архива Виктора Худякова, факультета истории, философии и права ОмГПУ

Теги:Виктор ХудяковОмГПУобразованиенаукапамятьистория


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

91619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

323601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

325101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6687101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх